Ресурсы развития современного урока
статья на тему

Быкова Елена Михайловна

выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.zip20.68 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

ПО ТЕМЕ: «РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

 Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.

Анализ нынешней социокультурной ситуации в нашей стране свидетельствует, в частности, о том, что урок оторван в основе своей от реальной жизни. Традиционное обучение ориентируется в основном на усвоение учащимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этом оказывается ведомым, работает по заданиям учителя, часто выполняет действия, которые опережают появление у них понимания цели этих действий. При этом в классе редко создаются условия для «выращивания» умений ребенка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.

Все эти факторы обусловливают необходимость владения выпускниками школ новыми (их называют универсальными) компетенциями или способностями: интеллектуальными, коммуникативными и информационными, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.

 Их преодолению, как показывает инновационная практика, помогает умелое и ресурсообеспеченное применение в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий. В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока.

По результатам социального опроса педагогов российских школ выявлено, что среди ресурсов современного урока, таких как: информационный ресурс,  ресурс образовательных технологий, инновационный ресурс, здоровьесберегающие ресурсы, совершенствование методических знаний и умений учителя,  самым оптимальным ресурсом развития современного урока по мнению педагогов  является совершенствование методических знаний и умений учителя. Поэтому считаем необходимым обратиться к современным методам и формам проведения урока.

Слайд 1: «Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке» М.Н. Скаткин. Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся.

Слайд 2: Диагностика и оценка деятельности педагога в системе анализа знаний осуществляется на изучении особенностей построения его индивидуальной методической системы: форм обучения, методов обучения, методов преподавания и т.д. (читать со слайда только формы обучения).

Слайд 3:  Существуют разные классификации типов урока: по основной дидактической цели; по основному способу их проведения; по основным этапам учебного процесса. По дидактическим целям различают классические и нетрадиционные типы уроков.

Классические типы урока: (читать со слайда)

Нетрадиционные типы  урока: (читать со слайда)

Слайд 4: Структура различных типов урока – (прочитать определение и типы со слайда). Здесь можно говорить очень долго, так как каждый тип имеет свою структуру и содержание. Если кто-нибудь заинтересуется, то я могу поделиться данным материалом.

Слайд 5: Далее мы будем говорить о методах обучения. Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса. Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Слайд 6: Давайте еще раз обратимся к схеме. Хочу обратить ваше внимание на методы обучения. (читать со слайда). Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными. Обновление образования требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений  в системе современного образования, в том числе и знания интерактивных форм и методов обучения.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.

Использование интерактивных форм и методов обучения является приоритетным направлением образования.

Уважаемые коллеги, можете ли вы дать определение интерактивного метода обучения?

Слайд 7: В зависимости от роли обучающегося в процессе обучения можно выделить следующие методы обучения: пассивные, активные и интерактивные.

Слайд 8:  Пассивные методы. Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при  применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя). Очень хорошо это видно на схеме.

Слайд 9: Активные методы. Обучающиеся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление.

Слайд 10: Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Слайд 11: В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: 

«Скажи мне, я забываю,

Покажи мне, я могу запомнить,

Позволь мне сделать это,

И это станет моим навсегда» 

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Слайд 12: Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Слайд 13: Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Остановлюсь лишь на некоторых. Карусель - это когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем "дереве" (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Слайд 14: К методическим приемам интерактивного обучения относятся следующие:

Игры

Пары и группы

«Мозговая атака»

«Общая дискуссия»

Проекты

Семинары

«Общий галдёж»

Словесные ассоциации

Воспроизведение информации

Слайд 15: Рассмотрим далее структуру интерактивного занятия. (читать со слайда)

Слайд 16: Затраты учебного времени следующие:  (читать со слайда)

Слайд 17, 18: Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

  • Умение работать с командой и в команде
  • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по           достижению результата
  • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
  • Повышение познавательной мотивации
  • Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
  • Воспитание лидерских качеств

Слайд 19: Таким образом, интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные ресурсы на современном уроке географии

Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: "Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет". Наше будущее - это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пи...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...

Электронные образовательные ресурсы в современном уроке

Продукт  состоит  из  электронных  интегрированных викторин  в  формате  презентаций по  истории  и  литературе. Перечень  тем: «Отечествен...

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ и СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ и  СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА....

Информационно-коммуникационные технологии, как ресурс развития современного урока музыки

  ХХ1 век - это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое коли...