Информационно-коммуникационные технологии, как ресурс развития современного урока музыки
статья

    ХХ1 век - это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое количество информационных технологий применяется в учебном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_2.docx59.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии, как ресурс развития современного урока музыки    

             

     

    ХХ1 век - это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое количество информационных технологий применяется в учебном процессе.

Педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, преодолевать недостатки. В музыкальном образовании имеет место некоторое противостояние подходов в обучении: развитие общих принципов дидактики на уроках музыки и принципов художественной дидактики. Дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества. Несколько шире, с учетом изменившихся социо-культурных условий деятельности современных образовательных учреждений, потребностей педагогов – музыкантов, и обновления содержания, технологий массового музыкального воспитания, выстроена программа Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

Таким образом, на примере создания новых методических комплектов мы видим усложнение, качественное изменение педагогических методик, видим, попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения. Идет попытка научить учащегося вслушиваться в самого себя, «осознать, связать динамику звукового движения с динамикой движений психических», и таким образом влиять на процесс формирования человека новой формации.

Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в то же время, обогащая опыт, расширяя кругозор, сподвигает на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, никакой учебно – воспитательный процесс не мыслим без формирования определенного объема знаний.

На уроке музыки, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего - это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся.

Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – это использование мультимедийной установки. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов, возможно использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале

Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.

Я в своей практике часто даю ученикам задания найти определенный материал в интернете, сейчас есть множество сайтов, где представлены биографии композиторов и множество классической музыки, музыки различных стилей, и направлений, а также тексты, история создания, и аудиозаписи различных песен.

Например, если ученикам понравилась та или иная песня, то я даю им задание зайти на определенный сайт, где они могут послушать несколько вариантов исполнения этой песни, скачать ее текст, и даю задание дома сравнить несколько вариантов исполнения этой песни. Подобное задание даю и по прослушиванию классической музыки. Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства.

Для подобных заданий я рекомендую следующие сайты: http://www.sovmusic.ru/; \www.classic-music.ru; www.tchaikov.ru;   www.vkontakte.ru, и другие.

Одним из видов домашнего задания является подготовка сообщений по определенным темам, иногда прошу подкрепить свое сообщение презентацией. Такой вид заданий очень полезен, потому что, для подготовки презентации ученик должен провести определенную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, ученик проявляет свой творческий потенциал, все это превращает подобную работу в продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Если проанализировать разные подходы к применению компьютерных технологий в области музыкального образования в средней общеобразовательной школе, можно выделить несколько направлений их применения, среди них:

– прослушивание и анализ музыкальных произведений (слушательская деятельность) ;
– вокально-хоровая работа (использование минусовок, визуального ряда для разучивания песен) 
– изучение истории и теории музыкального материала,
– внеклассная работа
– получение разной музыкальной информации с использованием сети Интернет.

Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

– личностному развитию учащихся;
– повышению интереса школьников к урокам музыки;
– росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
– повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
– воспитанию активности и самостоятельности;
– формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству ;
– Формированию у школьников основ теоретического мышления,

Заключение

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок музыки в общение с компьютером, не сделать урок музыки похожим на любой другой урок. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников. Применяя информационные технологии на уроке необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, т.к. при использовании видеоинформации идет большая зрительная нагрузка. К данной статье я прилагаю презентацию, которую я использую как наглядное пособие при изучении “Детского альбома” П.И. Чайковского в начальной школе.

Говоря о применении современных технологии в организации учебного процесса, нельзя не упомянуть об использовании интерактивной доски, применение которой позволяет по-новому использовать информацию( графическую, текстовую, звуковую, видеоинформацию), обогащать методические возможности учебного процесса, условия для самовыражения обучающихся, поддерживать интерес школьников к предмету, придать уроку современный уровень, помогает активизировать творческий потенциал ребенка.
На интерактивной доске можно печатать, редактировать, сохранять текст, показывать презентации, видеофильмы, выходить в интернет. Интерактивная доска позволяет использовать огромное количество наглядности. Интерактивная доска позволяет управлять процессом презентации, сохранять материалы урока для дальнейшего использования, потому что в ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством. На доске можно писать и делать пометки поверх всех документов, диаграмм и веб-страниц в презентациях PowerPoint, elitePanaboardsoftware и др.,+перемещать объекты, работать с цветом, использовать спецэффекты (например «Шторка») и т.д. На доске удобно повторять пройденный материал, возвращаясь к нему в любой момент урока. Достаточно лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть файл, или запустить Интернет, или сделать необходимую запись.
             На уроках музыки использую следующие виды работы с интерактивной доской:
• как средство наглядности при изучении нового материала (видео, мультимедиа, компакт-диски);
• презентации учителя к уроку;
• закрепление пройденного материала;
• проведение проверочных, самостоятельных работ;
• контроль и проверка знаний учащихся (тесты, игры-викторины, нотная грамота);)
• самостоятельный поиск информации учащимися.
Урок музыки с применением интерактивной доски имеет ряд преимуществ для учащихся:
• создает условия для коллективной работы учащихся, социальных навыков;
• освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
• сложный материал становится более доступным для учащихся благодаря более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
• делает занятия увлекательными и интересными, развивает мотивацию;
• способствует развитию креативности учащихся, их уверенности в себе;
• для работы с доской не нужна клавиатура, что упрощает работу с ней, что повышает вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.
Систематическое использование информационных технологий на уроках способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию наблюдательности, эстетической восприимчивости.
Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ.
Одним из социальных заказов современного общества является воспитание личности, способной к саморазвитию, самообразованию, которая могла бы легко адаптироваться к новым социальным условиям. Наиболее результативным для решения поставленной задачи является проектная технология, интерес к которой возрастает в последние годы в педагогической практике. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию, умеющий анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы, принимать самостоятельно решения.
Проекты по продолжительности бывают разными (от одного урока до нескольких месяцев). Класс мною разбивается на несколько групп, но возможно и индивидуальное выполнение. Выбрав из предложенных мною множества тем свою, группы определяют цель исследования, выдвигают гипотезу, продумывают способы реализации поставленной цели, составляют план исследования. На организационно-подготовительном этапе школьники распределяют между собой обязанности: одна группа работает с текстом, другая – с иллюстрациями, третья - с музыкой и т.п.. На поисковом этапе ребята изучают, анализируют и систематизируют собранную информацию. После выполнения этой работы проходит защита проекта, когда каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам.
Защиту проектов можно превратить в увлекательный праздник (фестиваль искусств, соревнование команд, всеобуч для родителей, музыкальный ринг, театрализация, представления для младших школьников, и т.п.). Зрелищность проекту придаст компьютерная презентация.
Большую помощь при создании совместных групповых проектов оказывает возможность помещать информацию (текст, видео, музыка, рисунки и т.д.) на Google  диске. При открытии совместного доступа к файлам и папкам можно другим пользователям открывать, скачивать файлы, редактировать их.
Это позволяет разнообразить средства воздействия на обучающихся, повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, качественно изменить самоконтроль и контроль результатов обучения, своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.
Создавая мультимедиа презентации учителю необходимо помнить об требованиях, предъявляемых к презентации.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе прежде всего музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.
В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов.
Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки музыки более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:
• свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
• использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;
• изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя.
На современном уроке использование Интернета применяется с целью поиска информации в WWW, повышающие эффективность работы учителя музыки, скачивания программ, тестирования on-line, участия в дистанционных олимпиадах по предмету, проведения виртуальных экскурсий. При работе с ресурсами сети Интернет необходимо обращать внимание на достоверность информации, соответствие материала теме урока и возрастным особенностям учащихся.
Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр, Базельский музей и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.
При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах. Так, готовя урок по теме «Мюзикл», большой пласт информации нашла на сайте мюзикла «Кошки» (это не только текстовая информация, но и музыкальные фрагменты в формате МР-3, цифровые фотографии).
Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике. Вот некоторые сайты, где можно найти интересный и нужный материал для уроков.
1.http://www.belcanto.ru/index.html
Вашему вниманию предлагаются:
- новости оперной жизни в России и за рубежом;
- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);
- информация об оперных театрах, фестивалях;
- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;
- книги, статьи, освещающие различные аспекты оперного искусства;
- записи великих классических произведений в формате mp3;
- каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.
2. http://www.classic-music.ru/index.html
Вашему вниманию предлагаются:
- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической музыки;
- крупнейшая коллекция записей классической музыки в формате mp3.
- все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы, исполненные до 1971 года;
- словарь музыкальных терминов и инструментов;
- ссылки на сайты о классической музыке.
3. http://www.fedorov.ws/index.html
Вашему вниманию предлагаются:
- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);
- информация об оперных театрах, фестивалях;
- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;
- ссылки на страницы, содержащие записи в mp3;
-каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.
4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views
Фото известных композиторов, портеры композиторов.
5. http://eomi.ws/.
По этому адресу можно найти информацию о музыкальных инструментах симфонического оркестра, об истории возникновения инструментов. Здесь можно рассмотреть строение инструментов, послушать их звучание.
Тестовые формы контроля.

Традиционной формой проверки на уроках музыки являются викторины, которые содержатся во многих готовых программных продуктах. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой.

Заключение
Современное общество ставит перед школой задачу развития личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Знания выступают
 не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии.
В своей работе попыталась обобщить опыт педагогической деятельности по данной тематике и попыталась доказать необходимость применения ИКТ в музыкальном образовании учащихся общеобразовательных школ.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках музыки
- позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной;
- повысить качество обучения предмету;
- отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;
- выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений музыкального искусства и, самое главное, значительно повысить уровень обученности, так как ученики проявляют больший интерес к урокам музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий. А интерес является прекрасным стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в частности. При наличии интереса к урокам развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг...
Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус школьника в коллективе.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Следовательно, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе; продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, обеспечивает подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Информационные технологии – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 

«Использование информационных технологий на уроках музыки»

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту.  Музыкально - компьютерные программы - одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

По рейтингу такие уроки музыки всегда выходят на первое место среди остальных предметов школьного цикла, причем, в опросе принимают участие не только ученики, но и их родители. И это уже не просто отдельный эксперимент, но реальность, результаты которой опубликованы. Но ведь все-таки официально признано, что музыкальные способности есть не у всякого, а про «медведя» можно прочитать и в современных фундаментальных научных работах.

Методы работы педагога-музыканта идут параллельно с общедидактическими методами, но, в то же время, специфика деятельности имеет место. Базой для работы в преподавании музыки в школе является не терминологическое оформление художественно – педагогического процесса, а принципы, которые целиком и полностью вытекали бы из природы искусства – целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность. Есть возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

Отсюда выводятся требования к работе с информационными технологиями: глубокое знание первичного программного материала, знание компьютера, умение работать в данной программе, высокий уровень организации детей на уроке, их подготовленность (развитие познавательных процессов, качеств личности).

Список литературы

  1. Алпатова А. С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научно - методических статей. - М., 2004. с.121.
  2. Бороздина О. Изучение результирующего влияния общеобразовательной школы на музыкальную культуру учащихся // Современное музыкальное образование 2003г.
  3. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия "Модернизация общего образования". - СПб., 2004. с. 129.
  4. Бергер Н., Яцентковская Н., Алиева Р. Младенец музицирует. - СПб., 2003. с. 138.
  5. Бергер Н., Яцентковская Н. Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании // Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. 7. - СПб., 2003. с. 18-21.
  6. Бергер Н. Музыкальная грамотность и компьютер // Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. 6. - СПб., 2002г. с. 12-18.
  7. Горбунова И. Об основных направлениях деятельности учебно-методической лаборатории "Музыкально-компьютерные технологии" // Современное музыкальное образование 2003г.с. 33-35.
  8. Зарипов Р. — пионер кибернетической музыки // Новые технологии в культуре и искусстве. Казань: НИИ «Прометей», 2003г. с. 121.
  9. Санько А. О новом явлении на пересечении математики и музыкального искусства // Музыка и время. № 12. 2002. с. 18-21.

10.Свирина Н. О роли музыки в художественном развитии школьников // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002. - СПб., 2002. с. 18-21.

            За все время своей работы в школе учителем музыки мне всегда хотелось сделать уроки более интересными, запоминающимися для ребят. Всегда меня интересовал вопрос: «Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли ко мне на урок, чтобы с нетерпением ждали встречи с искусством?» И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2030 года сказано, что школа должна ориентироваться на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей.
В «Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 года» подчеркивается, что для достижения современного качества образования нужно активно использовать потенциал искусства в целях творческой самореализации личности. В реализации данной задачи важная роль отводится предметам эстетического цикла.

             Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями. Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности, повышения познавательного интереса и качества обучения. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
ИКТ дают возможность:
• повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
• поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;
• расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
• увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
• обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;
• обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
• помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
• активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
• активизировать умственную деятельность учащихся.
Изучив опыт ведущих ученых, педагогов, я наметила свой путь использования ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Целью своего педагогического опыта считаю формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Достижение ожидаемых результатов предполагает решение следующих задач:
• создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;
• организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;
• повышение текущей успеваемости и качества знаний.
При проведении уроков музыки в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:
1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;
Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.
2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии
4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных
понятий программы того или иного класса.
5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.
7. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

В своей работе также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании.  В отличие от грамзаписи и аудиокассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций. Так же есть возможность изменения зрительных образов при прослушивании музыки. Информационно-коммуникационные технологии использую на уроках музыки, начиная с 1 класса. Конечно, малое количество "обучающих" программ связано со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом, большинство CD представляют собой электронные книги. В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. Таким образом, современные мультимедийные  энциклопедии, словари, требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя. Однако если в некоторых программах не предусмотрено пространство для творческой работы учащихся, то много возможностей для творчества учителя: CD содержат качественный иллюстративный материал, обширные комментарии, словари.
Использование электронных образовательные ресурсов, позволяет эффективно решать задачи:
• обеспечение уроков информацией;
• демонстрация учебной информации;
• поддержка различных активных форм занятий;
• закрепление знаний,навыков и умений;
• оценка и контроль знаний.
В своей работе использую следующие готовые программные продукты:
1.Энциклопедия классической музыки
• В этом диске представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео - и аудиофрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.
2. Соната не только искусство
• Данный диск является путеводителем по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, поэтической песни, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты.
• Коллекция избранных музыкальных произведений представляет материалы для работы на уроках музыки, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся.
• Программа содержит информацию более чем о ста композиторах, 300 музыкальных фрагментов, викторину, картинную галерею, рекомендации по оснащению кабинета искусства.
3. История Искусства
• Электронное средство учебного назначения, которое представляет набор информационных объектов, отражающих произведения, объекты, персоналии, процессы, явления истории искусства, содержит 844 звуковых фрагмента. Синтез мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации), интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником.
Огромную помощь на уроках дают мультимедийные учебные пособия, художественные программы от компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-МЕДИА». Учащиеся с интересом работают с «Энциклопедией популярной музыки Кирилла и Мефодия». Это российская мультимедиа-энциклопедия, в которой можно найти информацию практически о современной музыке, группах и исполнителях, композиторах. Энциклопедия дает возможность прослушать музыку или посмотреть видеоклип.

Очень интересен электронный образовательный ресурс «Шедевры музыки» .
В этом ресурсе представлена информация в виде лекции о музыкальных эпохах и жанрах; биографии 40 композиторов; биографии музыкальных деятелей, дирижеров, исполнителей ; словарь музыкальных терминов; интерактивные статьи о музыкальных классических шедеврах; образцы звучания инструментов симфонического оркестра; познавательный тест-игра; огромное количество уникальных иллюстраций; видеофрагменты опер и балетов.
Благодаря различным компьютерным дискам («Музей музыкальных инструментов», «Учимся понимать музыку» и др.) можно виртуально путешествовать во времени и пространстве ,по эпохам, странам, знакомится с лучшими музыкальными образцами, с лучшими исполнителями мира, со стилями и направлениями в музыке , можно оказаться в гостях у художника в мастерской , в музее изобразительного искусства, в музее музыкальных инструментов. Например, знакомясь с темой «Симфонический оркестр», учащиеся могут не только услышать звучание музыкальных инструментов, но и увидеть вдохновенное исполнение музыкантов, понаблюдать за процессом управления оркестром выдающихся дирижеров.
Электронная «Энциклопедия классической музыки» содержит видеофрагменты, рассказы о произведениях, музыкальные экскурсии по разным странам, словарь терминов, учебно-развивающие викторины , видеофрагменты.

           Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке».
На этапе окончательного исполнения, пение на уроках можно разнообразить
использованием компьютерного аккомпанемента. А в связи с нехваткой времени на уроках (1 час музыки в неделю), выведение слов на проекционный экран позволяет освоить большее количество песенного материала. Караоке(в переводе с японского–«пустой оркестр») в последнее время получило широкую популярность. В результате на уроке могут появиться лучшие образцы киномузыки, современной эстрады. Более интенсивно будет формироваться музыкальный вкус детей и их исполнительских способностей.
Караоке способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра.
Особая роль принадлежит использованию микрофона. Детям нравится чувствовать себя настоящим артистом. Это может стать дополнительным стимулом, если проводить подобную работу в системе (запевают, берут микрофон всегда лучшие). Ещё один методический приём использования караоке–конкурсное исполнение―кто лучше споёт‖. Оценка исполнения должна учитывать и реакцию класса, и оценку самой системы.
Кроме того с помощью караоке можно провести целый ряд музыкально-педагогических игр:
Угадай мелодию‖
Команда, угадавшая по нескольким звукам и правильно назвавшая песню, получает право еѐ исполнения.
Два рояля‖
Ведущий предлагает слова из песни, поочерѐдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поѐт еѐ под фонограмму.
Музыкальный футбол‖
Одна команда задаѐт вопрос песней, выбранной из перечня караоке(например–―С чего начинается Родина?‖).
Другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке(например―Уголок России–отчий дом‖).
Под караоке надо понимать не только развлекательное устройство или стиль отдыха, но и принцип самодеятельного исполнения любимых песен и отдельные компьютерные программы.
На базе персонального компьютера караоке даѐт исполнителю неограниченные возможности.

Следующим видом активной творческой деятельности может стать «музыкальное конструирование», ставшее возможным благодаря так называемым программам конструкторам (GarageBand, FlexiMusicComposer,Acid, eJay). За счет их использования могут возникнуть на уроке импровизация и композиция.
Использование интерактивной доски на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок музыки-развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся

Данная творческая работа имеет исследовательский характер. В работе даётся сравнение традиционного урока музыки и урока. отвечающего требованиям ФГОСов второго поколения; приводятся примеры комбиниров...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Ресурсы развития современного урока

выступление на педагогическом совете...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

«Современные образовательные технологии как ресурс развития детской одарённости»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...