Включение современных педагогических технологий в воспитательный процесс
методическая разработка на тему

Выступление руководителя МО классных руководителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mokr_10.01.14.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление руководителя МО классных руководителей Головиновой И.Г.

Включение современных педагогических технологий в воспитательный процесс.

Важной целью воспитательной работы с учащимися с ОВЗ является оказание помощи воспитаннику в успешной социализации, то есть воспитание ученика, востребованного современным обществом. Чтобы достичь этой цели необходимо повышать эффективность воспитательного процесса. Перевести отношения с коллегами, учащимися и их родителями на новый уровень – сотрудничества.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьёзные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми.

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приёмов и методик, способствующих установлению отношений между субъектами процесса, при которых достигается приобщение воспитываемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Многие учёные, педагоги занимались толкованием понятия «технология», «педагогическая технология». И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne – искусство, мастерство, умение и «логия» - наука. В толковом словаре технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В последние годы описывается много различных педагогических технологий:

- технология разноуровневого обучения;

- технология модульного обучения;

- технология проектного обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- здоровьесберегающая технология;

- технология учебной деловой игры;

- технология проблемного обучения;

- технология развития критического мышления через чтение и письмо;

- технология проведения учебных дискуссий;

- технология дифференцированного обучения;

- технология развивающего обучения;

- информационно-коммуникационная технология и другие.

Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе, в классе. Остановлюсь коротко о нескольких технологиях.

Широко применяется в воспитательной работе технология сотрудничества, которая реализует демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

  • превращение школы Знания в школу Воспитания;
  • постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
  • развитие творческих способностей ребёнка;
  • возрождение культурных традиций;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  • постановка трудной цели.

Технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и логическое мышление. Это могут быть индивидуальные проекты с учётом личных интересов, парные и групповые проекты, исследовательские проекты, творческие проекты, направленные на разработку новых оригинальных идей.

Технология здоровьесберегающая направлена на сохранение физического и психического здоровья ребёнка и обучение навыкам его сохранения. Мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм. Например, создание в классах санитарных постов, призванных контролировать внешний вид учащихся, состояние личных и школьных вещей, качество уборки помещения класса. Участие в спортивных мероприятиях, праздниках, прогулках, экскурсиях. Изучение на классных часах правил дорожного движения, правил гигиены и т.д.

Технология личностно-ориентированного обучения создаёт наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр уникальная личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Технологии личностной ориентации используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования.

Цель технологии дифференцированного обучения – учёт индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например, дети, имеющие вокальные задатки, посещают музыкальную студию.

Игровая технология. Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения и воспитания. В процессе игры:

- осваиваются правила поведения;

- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, пространство самореализации как личности. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с ОВЗ, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе;

- создание определённого комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости;

- накапливаются культурные традиции.

Мотивы общения: учащиеся, совместно решая задачи, учатся общаться, учитывать мнение товарищей; совместные эмоциональные переживания способствуют укреплению межличностных отношений. В игре каждый ребёнок может проявить себя, свои знания, умения, свои характер и волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям. Ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш). В игровой деятельности активизируется мыслительная деятельность.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Такие формы ИКТ, как, например, мультимедийные презентации, широко применяются на уроках и классных часах, родительских собраниях. Возможно применение компьютерного тестирования, интерактивного практикума, лабораторных работ.

Все эти технологии применяются для организации и учебной, и воспитательной работы в школе, в классе. Многогранность воспитательных направлений даёт возможность привлечь к реальной деятельности практически всех учащихся.

Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, что важно для учащихся с ОВЗ. Но основная нагрузка по обеспечению внедрения новых воспитательных технологий ложится на плечи педагогического коллектива, каждого из нас. И результат может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, увлечены одной идеей, делом. Подходят к своей работе творчески. Не опробовав ни одной новой педагогической технологии, не возможно движение вперёд, не возможно развитие.