Организация исследовательской работы в школе
статья на тему

Чуева Галина Хабибуловна

Статья об  организации исследовательской работы в школе  написана для тех, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чуева Галина Хабибуловна

 Организация исследовательской работы в школе

В современном мире стали очевидными успешность и востребованность  человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения,  имеющего творческий потенциал.  Надо готовить себя к тому , что знание важно не только усваивать , но и приумножать , перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщать детей к научно- исследовательской деятельности уже в школьные годы. Работа над исследованием расширяет кругозор учащихся , знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся  ведет к  активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность  глубже разобраться в своих способностях и умениях.

Под исследованием следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания может быть различным. В ходе исследования может быть получен принципиально новый интеллектуальный продукт, и в этом случае речь идет о собственно научном исследовании.

Исследовательская деятельность в школе , в отличие от науки , своей главной задачей  ставит не открытие нового, а приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности . Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

Исследовательская деятельность учащихся – это серьезная и целенапрвленная работа руководителя и ученика. Перед учителем стоит немало задач

- выявить и привлечь к исследовательской деятельности одаренных школьников

-ориентировать обучающихся на решение практических задач

-создать условия для полного раскрытия интеллектуально- творческого потенциала учащихся

 При  выявлении способностей учащихся можно воспользоваться следующим способом: в течение некоторого времени (обычно от 1 до 1,5 месяцев)  учащимся предлагают творческие  домашние задания разных видов , в основном исследовательского и конструкторского характера, например, это могут быть задания, типа «разработать проект», «придумать способ», «исправить и найти ошибку», придумать  опыт, составить  физическую задачу, составить рассказ с физическими ошибками и т.д. Одновременно с домашними заданиями можно предложить  творческие задания на уроках ( на выбор) лабораторные работы творческого характера( например, без указаний к работе или частично), проблемы («как объяснить новый материал? и т.п.   После выполнения 8-10 творческих заданий можно с большой вероятностью сказать кто из учащихся склонен к изучению физики,  а также направленность и глубину интересов и способностей.

Заниматься учебной и научной деятельностью в современной школе далеко не просто. Имеется огромное количество помех этому благородному делу. исследовательская деятельность гораздо более эффективна во внеурочное время. Она позволяет свободно искать информацию, проводить систематические наблюдения, элементы экспериментальной работы (при наличии желания и соответствующего оборудования).

При подготовке и организации научно - исследовательской работы, совместную работу учителя и ученика можно разделить на5 этапов:

Выявление предрасположенных к исследовательской деятельности учащихся.

Выбор темы и определение задач для данной работы.

Выполнение работы учеником:

•    выдвижение гипотез, 
•    планирование исследований, 
•    сборку установки для проведения экспериментов, 
•    наблюдения и измерения, используя физические приборы, 
•    фиксацию и анализ результатов эксперимента)

Совместный анализ перед защитой – разбор и исправление недочетов.

Начало любого исследования это выбор темы работы ученика. Тема отражает научную проблему в ее характерных чертах – это то , что предстоит доказать, открыть. Очень часто название работы рождается не сразу. Выбор темы исследования –непростой момент как для ученика так и учителя . Иногда ученики предлагают темы им явно не по  силам; зачастую темы реферативного характера . Здесь он без консультации учителя не обойдется . Опыт показывает, что выбор темы связан с тем, что интересно ученику или с тем что у него есть подходящий материал. Иногда тема выбирается по совету учителя. Цель исследования характеризуется кратко и точно, выражая то основное , что намеривается сделать исследователь. Определить цель значит ответить себе и другим  на вопрос зачем ты его проводишь.

Задачи  исследовательской работы уточняют цель . Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

Необходимо различать Объект исследования и Предмет исследования.

Объект исследования – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых уточнений и служит источником необходимой информации для исследователей.

Предмет исследования – это элемент, который более конкретно устанавливает те связи и отношения , которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании

Например:

Объект исследования

Предмет исследования

Стол

 Ящик стола

Дождевой червь

Пищеварительная система червя

Необходимо обозначить структуру исследования.

В ходе работы с литературой составляется программа исследования, происходит обсуждение этапов работы

Оформление результатов работы

Когда собраны все сведения , сделаны все необходимые расчеты и   эксперементы , необходимо объяснить учащимся , что все предложенные ими идеи должны быть доказаны, сделать выводы по результатам исследования.
   При проведении проектной работы большое внимание уделяется защите проектов - это прежде всего демонстрация результатов самостоятельной деятельности учащихся. В ходе зашиты, школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

Научить ученика исследовательской работе, просто рассказав ему о ней, невозможно. Следовательно, во всем важна практика. Результа-

тивность зависит от деятельности ученика, поэтому задача учителя оказывать

благоприятное воздействие на учащегося, создавать все необходимые условия

для того, что работа шла в нужном русле. Но учитель является только организатором деятельности, школьник – главный исполнитель. Поэтому учитель должен постоянно наблюдать за учеником и его работой. В ходе такого наблюдения учитель осуществляет контроль над ходом исследования. Однако, этот контроль не должен быть навязчивым и слишком очевидным, иначе инициативность школьника может угаснуть. В качестве примера , несколько тем исследовательских работ учащихся:

 «Необычные свойства обычной воды»,

 « Физика и архитектура»,

 «Резонанс в природе и технике», 

 «Теория электромагнитного поля вчера и сегодня»,

 «Небесная феерия»,

 «Бесценный дар природы»,

 «Глаз как оптическая система»,

 «Самое необыкновенное вещество в мире»,

 «Статика в современном градостроительстве»,

 «Электромагнетизм и все, что с ним связано»,

 «Солнце – естественный источник света»,

 «Альтернативные источники энергии», «Влажность воздуха и её значение»,

 «Шум и его влияние на учеников»,

 «Энергия воды».

Для школы всегда существует серьезное испытание, заключающееся в ответе на вопрос «Что  имеет в своем багаже выпускник школы»? Философ, просветитель Софокл говорил «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая, кропотливая, совместная работа учителя, ученика и родителей. Путь повышения ценности образования и интереса детей к обучению состоит в создании образцов новой школьной практики, которая была бы адекватна современной культуре в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Советы педагогу-исследователю:

Принимайте каждого ученика как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него.

Сопровождайте ученика в его собственном развитии и самореализации.

Создавайте атмосферу заинтересованности каждого учащегося в том, что происходит вокруг - на уроке, в школе, в обществе.

Идите на урок не с темой, а с насущной проблемой, которую вы непременно должны решить вместе с учениками; которая обращена к конкретной личности.

Поддерживайте в ученике любую инициативу, положительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе.

Оценивайте не только конечный результат, но, прежде всего процесс деятельности каждого учащегося персонально.

Будьте искренними в восхищении человеком, природой, наукой, искусством, пусть учащиеся подражают прекрасному чувству, и в них самих раскроется источник Красоты.

Неустанно изучайте всё, что касается личности, её внутреннего мира; вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в её бурную Вселенную.

Будьте творческим, озарённым, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов.

«Оптимизм, настойчивость и успешность!» - вот девиз педагога в совместном с учениками поиске истины.

 Литература: Э.М. Браверман  «Преподавание физики, развивающее ученика»                     С.Н. Назарова «Школа молодых ученых»  Из опыта организации научно-исследовательской работы учащихся


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности в школе

Слайд 2

Под исследованием следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания может быть различным. В ходе исследования может быть получен принципиально новый интеллектуальный продукт, и в этом случае речь идет о собственно научном исследовании.

Слайд 3

- выявить и привлечь к исследовательской деятельности одаренных школьников -ориентировать обучающихся на решение практических задач -создать условия для полного раскрытия интеллектуально- творческого потенциала учащихся Задачи учителя

Слайд 4

учащимся предлагают творческие домашние задания разных видов , - «разработать проект», «придумать способ», «исправить и найти ошибку», «придумать опыт», «составить физическую задачу», «составить рассказ с физическими ошибками» и т.д. Одновременно с домашними заданиями можно предложить творческие задания на уроках ( на выбор) лабораторные работы творческого характера( например, частично или без указаний к работе), проблемы («как объяснить новый материал? и т.п. Выявление способностей учащихся

Слайд 5

При подготовке и организации научно – исследовательской работы, совместную работу учителя и ученика можно распределить на 5 этапов: Выявление предрасположенных к исследовательской деятельности учащихся. Выбор темы и определение задач для данной работы. Выполнение работы учеником: ( • выдвижение гипотез, • планирование исследований, • сборку установки для проведения экспериментов, • наблюдения и измерения, используя физические приборы, • фиксацию и анализ результатов эксперимента) Совместный самоанализ перед защитой – разбор и исправление недочетов. Этапы научно-исследовательской деятельности

Слайд 6

Тема отражает научную проблему в ее характерных чертах – это то , что предстоит доказать, открыть

Слайд 7

Цель исследования характеризуется кратко и точно, выражая то основное, что намеривается сделать исследователь. Определить цель значит ответить себе и другим на вопрос зачем ты его проводишь.

Слайд 8

Задачи исследовательской работы уточняют цель . Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

Слайд 9

Объект исследования – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории, практике, требует некоторых уточнений и служит источником необходимой информации для исследователей . Предмет исследования – это элемент, который более конкретно устанавливает те связи и отношения , которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании Например: Объект исследования Предмет исследования Стол Ящик стола Дождевой червь Пищеварительная система червя

Слайд 10

Необходимо обозначить структуру исследования. В ходе работы с литературой составляется программа исследования, происходит обсуждение этапов работы

Слайд 11

Когда собраны все сведения , сделаны все необходимые расчеты и эксперементы , необходимо объяснить учащимся , что все предложенные ими идеи должны быть доказаны, сделать выводы по результатам исследования. При проведении проектной работы большое внимание уделяется защите проектов - это прежде всего демонстрация результатов самостоятельной деятельности учащихся. В ходе зашиты, школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы. Оформление результатов работы

Слайд 12

«Необычные свойства обычной воды», « Физика и архитектура», «Резонанс в природе и технике», «Теория электромагнитного поля вчера и сегодня», «Небесная феерия», «Бесценный дар природы», «Глаз как оптическая система», «Самое необыкновенное вещество в мире», «Статика в современном градостроительстве», «Электромагнетизм и все, что с ним связано», «Солнце – естественный источник света», «Альтернативные источники энергии», «Влажность воздуха и её значение», «Шум и его влияние на учеников», «Энергия воды». темы исследовательских работ учащихся:

Слайд 13

Принимайте каждого ученика как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него. Сопровождайте ученика в его собственном развитии и самореализации. Создавайте атмосферу заинтересованности каждого учащегося в том, что происходит вокруг - на уроке, в школе, в обществе. Идите на урок не с темой, а с насущной проблемой, которую вы непременно должны решить вместе с учениками; которая обращена к конкретной личности. Поддерживайте в ученике любую инициативу, положительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе. Оценивайте не только конечный результат, но, прежде всего процесс деятельности каждого учащегося персонально. Будьте искренними в восхищении человеком, природой, наукой, искусством, пусть учащиеся подражают прекрасному чувству, и в них самих раскроется источник Красоты. Неустанно изучайте всё, что касается личности, её внутреннего мира; вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в её бурную Вселенную. Будьте творческим, озарённым, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь , чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов. «Оптимизм, настойчивость и успешность!» - вот девиз педагога в совместном с учениками поиске истины. Советы педагогу-исследователю:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе"

Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководите...

организация исследовательской работы в средней школе

Для мотивации к изучению отдельных предметов детьми надо заниматься исследовательской деятельностью. Данная статья рассказывает об опыте работы с талантливыми подростками....

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Организация исследовательской работы в школе

Развитию одарённости школьников может способствовать целенаправленная  организация исследовательской деятельности учащихся. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литерату...

Педагогический совет«Организация научно-исследовательской работы в школе»

Педагогический совет «Организация научно-исследовательской работы в школе»...

Организация научно-исследовательской работы в школе.

Опыт организации научно-исследовательской работы в условиях малокомплектной сельской школы. В данной работе раскрыты проблемы и пути решения  этих проблем.По новым стандартам работа совреме...