организация исследовательской работы в средней школе
статья на тему

Пивоварова Валентина Петровна

Для мотивации к изучению отдельных предметов детьми надо заниматься исследовательской деятельностью. Данная статья рассказывает об опыте работы с талантливыми подростками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_statya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской деятельности в школе.

Нужно ли заниматься исследовательской работой в школе? Считаю, что это необходимо. В первую очередь для тех пытливых учащихся, чьи интересы выходят за рамки школьной программы. Их интересует буквально все.  Недаром А.П.Чехов писал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим   проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя».

Научно-исследовательская деятельность в школе - важнейшее приобретение школы последних десятилетий. Научной работой можно заниматься уже в начальной школе. Проектная, изыскательская работа помогает учащимся расширить свой кругозор, дает толчок к занятиям научной работой, повышает мотивацию к учебе.  

В МОУ «СОШ «Лесколовский центр образования» в 2011 году было организовано ученическое научное общество. Это добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. В результате работы в научном обществе у учащихся должно быть сформировано представление о научном способе познания – основном средстве самореализации личности 21 века.

Уже в среднем звене обучающиеся готовы не только узнавать новое на уроках, но и задумываться над важными научными вопросами. Так при изучении народных сказок по литературе в пятом классе  мои ученики задались вопросом: как развивалась народная сказка в разных уголках нашей планеты. Это стало отправной точкой исследования «Бродячие сюжеты и герои народных сказок», которое заинтересовало Степанова Женю. Мы решили более глубоко исследовать эту тему, выявить бродячие сюжеты и героев народных сказок. Задачи, которые были поставлены перед учеником, позволили ему расширить свой кругозор, задуматься о роли народных сказок, выявить похожие сказочные сюжеты в сказках разных народов, сделать самостоятельные выводы. Исследователь разделил  волшебные сказки на разные группы, проследил, какие герои популярны среди разных народов, какими качествами они обладают. Пятиклассник при подготовке к научно-практической конференции прочитал более ста сказок разной тематики. Его работа заинтересовала ребят, им захотелось прочитать незнакомые сказки, попробовать свои силы в работе ученического научного обществе. В шестом классе Степанов Ж. решил продолжить изыскания, включив в свое исследование произведения-«фэнтези».

Хочется рассказать еще об одной исследовательской работе. Она, в первую очередь, связана с краеведением. Ученик 6 класса Алешкин Алексей заинтересовался, почему в поселке одна из улиц названа в честь его прадеда. Для ответа на этот вопрос мальчику пришлось найти людей, знающих историю присвоения имени улице, взять у них интервью.  Он впервые узнал о том, как трудно жилось его прадеду, какое тяжелое у него было детство. Кроме всего прочего, за ответами на свои новые вопросы ученик обратился в областной архив и в архив Куйвозовского сельского совета Ленинградской области. Так он узнал о том, что в начале 1919 года Шлиссельбургская партийная организация направила А.Александрова в Токсово, где он был назначен заведующим молокозаводом. Прадед А.Алешкина сумел организовать бесперебойную работу завода, а в мае 1919 года был избран председателем Путкеловского сельского совета. Алеша в ходе своей работы узнал, что его замечательный дед пал смертью храбрых от руки бандитов, которые убили его выстрелом в спину.

После выступления А.Алешкина на научно-практической конференции многие ребята стали изучать историю своих семей, на классных часах дети рассказывали о своих семьях, о героическом прошлом своих родственников. Ребята осознали, что в истории страны важна каждая семья. Работа Алешкина имела практическое применение в патриотическом и духовно-нравственном воспитании обучающихся центра образования.

Хочется сказать, что научная деятельность требует от учащихся кропотливости, пытливости усидчивости и, конечно, заинтересованности, которую должен поддерживать учитель, находя правильные методические приемы и психологические подходы в работе с одаренным учеником.  

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе"

Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководите...

Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА». Доклад на методическое совещание "Организация исследовательской работы в школе".

Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...

Организация исследовательской работы в школе

Статья об  организации исследовательской работы в школе  написана для тех, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятель...

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе.

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также  акцентируется внимание на воспитательные возможности  учебных проектов.Ключевые слова: проектная технология, деяте...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС

Данная статья рассматривает специфику организации проектной работы в средней школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, развив...

Интернет-ресурсы как средство организации самостоятельной работы в средней школе по иностранному языку

Интернет-технологии -  совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием сети Интернет. Иными словами, Интернет-технологии – использование сети Инте...