Деятельностный метод в обучении.
статья на тему

Мочальникова Наталья Владимировна

Деятельностный метод в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деятельностный метод в обучении.22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный метод в обучении

Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. 

Сфера деятельности задается следующими параметрами: 

• целевыми требованиями (что мы хотим достичь); 
• информацией о состоянии исходного продукта (с чего начнем, на чем базируемся); 
• технологией базового процесса (каким способом мы будем это делать); 
• условиями реализации нормы деятельности (как мы организуем процесс); 
• средствами реализации нормы (с помощью каких средств мы будем достигать цель); 
• средствами контроля соответствия результата деятельности целевым требованиям (как определить соответствует ли полученный результат поставленным целям); 
• допусками соответствия результата деятельности целевым требованиям (каковы допустимые отклонения). 

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности мы называем деятельностным методом

При этом особое значение имеет используемая технология: именно она обеспечивает функциональную связь между всеми этапами процесса достижения цели, задает требования к условиям и средствам реализации нормы, а также критерии для средства контроля. На мой взгляд, на нынешнем этапе развития сферы образования принципиальное значение приобретает именно технологии деятельностного обучения. Исследование актуальных вопросов обучения было проведено в Ассоциации “Школа 2000...” и Центре системно-деятельностной педагогики “Школа 2000...” АПК и ППРО РФ в 2000-2006 гг. В результате был построен предикат учебной деятельности, описывающий процессы формирования деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы, в их полноте. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения. 
Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе можно использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода.

Структура уроков введения нового знания

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид: 

• мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности(«надо») 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 3) выделяется содержательная область («могу»); 
• актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия В завершении этапа создается интеллектуальное затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими;
• выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа; 
• построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1)ставят цель, 2) строят план достижения цели 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели; 
• реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1)решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания; 
• первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; 
• самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность; 
• включение в систему знания и повторения. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, т.е. включаются задания на ранее изученный материал, который поможет далее ввести новые знания; 
• рефлексия учебной деятельности на уроке. Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель и результат. 

Приведенная структура уроков, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от типа урока. 

Типы уроков деятельностной направленности по целеполаганию: 

• уроки «открытия» нового знания; 
• уроки рефлексии; 
• уроки общеметодологической направленности; 
• уроки развивающего контроля. 

Сформулируем основные цели уроков каждого типа.
 
Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. 

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов. 

Урок рефлексии 

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. 

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. 

Урок общеметодологической направленности 


Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания. 

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса. 

Урок развивающего контроля 

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. 

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения является, во-первых, то что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся, кроме того обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельных способностей. Предложенная технология носит интегрированный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности традиционной школы. 
Условия реализации педагогической технологии. 

Для педагогической технологии, как и для любой другой, должны быть определены педагогические условия её реализации – дидактические принципы. Таким образом, реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 

• принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности; 
• принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения; 
• принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире; 
• принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне; 
• принцип психологической комфортности - создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию педагогики сотрудничества; 
• принцип вариативности – формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений; 
• принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. 

Средства реализации нормы и средства контроля


Для достижения педагогической цели кроме рассмотренной технологии при реализации деятельностного подхода на уроках русского языка используются и другие технологии: 

• информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение); 
• кейс-технология; 
• технология, основанная на реализации проектной деятельности; 
• исследовательские и поисковые технологии. 
• технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Средства формирования УУД на уроках русского языка

Для достижения поставленной цели учителем словесником используются различные средства формирования УУД. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий, является создание проблемных ситуаций на уроке. Используется также исследовательский подход в обучении, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы знания о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Подобные приемы удовлетворяют потребности в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мысли в устной и письменной форме, способствуют формированию различных компетенций. Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Повышает мотивацию к изучению материала, развивает умение прогнозировать задания: «Верные – неверные утверждения», «Прогнозирование». Важную роль в формировании УУД играет работа с текстом. Это и поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста. 

Выделяются несколько приемов работы с текстом: прием составления плана; прием тезирования; прием составления сводной таблицы; прием комментирования; прием логического запоминания; пересказ в парах с опорой на конспект; составление граф-схемы; составление аннотации учебного текста. 

Дискуссия, диалоги в устной и письменной форме – средство формирования УУД. 
В условиях модернизации образования учитель должен уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы, работу в парах, в команде. 

К средствам, формирующим УУД, на стадии рефлексии, помогающей творчески интерпретировать информацию, относится написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворения по алгоритму, письмо по кругу, синквейн. 
Для активизации учащихся используются такие приемы, как «Незаконченные предложения», «Плюс-минус-интересно», «Лесенка», «Фантазер», «Линия времени» и др, деловая игра «Точка зрения», «Найди ошибку», «Верю, не верю», «Я – учитель» и др. 

Интеграция вышеназванных средств позволит осуществить целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной самореализации личности. 
Изменение целевых ориентиров деятельности системы образования требует изменения форм и средств контроля. Контроль результатов деятельности системы образования не может ограничиваться контролем знаний, умений и навыков учеников, а должен смещаться в сторону определения соответствия учебной деятельности форме рефлексии, как научно обоснованному фундаменту развития личности ребенка. 

В рамках дидактической системы «Школа 2000…» введен в системную практику отказ от преимущественно внешнего принудительного контроля и переход к процессам самоконтроля, самооценки, обучающего контроля знаний без фиксации в негативном плане отклонения от учебной нормы усвоения материала, что обеспечивает потребность безопасности. Контроль формы деятельности образования должен проводиться не по нормам инспектирования а по нормам экспертизы. Если в ходе инспекции критерием выступает определенный образец, то при экспертизе критерием выступает метод, на основе которого строится инновационная деятельность учителя. Для оценки знаний можно использовать «Электронные приложения», которые обеспечивают учителя объективной, достоверной информацией. 

Основными целями электронного приложения к учебникам являются: 

• предоставление учителю объективной экспертной информации об уровне подготовки класса по каждому навыку на основе сравнительного анализа результатов класса и возрастной группы; 
• своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития каждого ученика и класса в целом на протяжении всего учебного года, что позволит учителю эффективно управлять учебным процессом, учитывая текущую ситуацию в классе и обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку; 
• устранение негативных моментов в системе отношений между всеми звеньями образовательной системы как внутри школы, так и за ее пределами, вытекающими из рассогласованности критериев оценивания и отсутствия универсальных средств мониторинга успеваемости; 
• включение компьютера в арсенал педагогических средств учителя, что не только усовершенствует всю его дальнейшую деятельность, но и создаст благоприятные условия для реализации программ по широкомасштабной компьютеризации современной школы. 

Заключение 

Включение в практику работы деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов важно не только с точки зрения повышения уровня усвоения знаний по русскому языку, но и как ступень перехода к реализации нового качества образования. 

Реализация деятельстного метода на уроках русского языка – необходимое условие для формирования у учащихся способностей, необходимых для успешной самореализации в современном социуме. 

В дальнейшем я введу в практику своей работы деятельностный метод обучения, что поможет сделать уроки более эффективными. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

УУД. Системно- деятельностный метод обучения.

Описание системно – деятельностного  метода обучения....

Деятельностный метод в обучении

Каким должен быть современный выпускник? Мнения расходятся, кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении у...

Деятельностный метод и метод «обучение в сотрудничестве» на уроках информатики

Презентация о деятельностном и активном методах обучения на уроках информатики. Из опыта работы....

"Деятельностный метод в обучении географии"

материал о применении  деятельностного метода в обучении географии.Актуальность и сущность деятельностного метода  в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении геог...

Статья "Деятельностный метод в обучении биологии"

Главный принцип деятельностного подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом. Реализация данного подхода позволяет последовательно осуществлять  ориентировочно-мотива...