Изучение библейской тематики как фактор активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
статья по теме

В сжатой форме в данной статье дается обоснование необходимости  ознакомления  учащихся с Библией как  с источником знаний и вдохновения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение библейской тематики как фактор активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках литературы

Библия – это Книга Книг, которая вобрала в себя веками накопленный опыт человечества во всех областях жизни. С древних времён люди искусства обращаются к ней в поисках новых сюжетов, многие страницы её вечно будут пленять людей силой вдохновения, яркостью образов, глубиной мысли.

Целью работы по данной  теме является приобщение учащихся к огромному пласту мировой культуры, который открывается нам со страниц Библии,  расширение их кругозора, распространение сферы интересов ребят за рамки школьной программы.

Знакомство учеников с наиболее яркими библейскими сюжетами, с евангельской тематикой (что должно побудить их к более вдумчивому чтению и анализу произведений, требующих дополнительных знаний библейского текста), с высокими нравственными идеалами христианской религии, организация интегрированных уроков и экскурсий – такие задачи я ставлю перед собой.

Очевидно, что игнорирование библейской тематики искажает восприятие некоторых произведений русской литературы, поэтому считаю необходимым углубить познания учеников в этой области. Уроки по данной методической теме не являются самоцелью. Они необходимы лишь при изучении произведений, в которых самим автором даны ссылки на Библию. В зависимости от цели, с которой автор использовал библейскую тематику, учитель может посвятить анализу затронутой темы урок или коснуться ее фрагментарно. Нужно учитывать, что на уроках литературы мы в основном имеем дело с произведениями авторов, живших до середины ХХ столетия, и, следовательно, с детства получивших религиозное воспитание. Это не может не накладывать определенный отпечаток на их творчество.

Составители программ по литературе, учитывая необходимость хотя бы обзорного ознакомления с Библией, включили в программу некоторые мифологические сюжеты из Ветхого и Нового Заветов. Но этих материалов явно недостаточно, чтобы подготовить учащихся к восприятию некоторых сложных религиозно – философских  размышлений Достоевского, Толстого, Куприна и других писателей. Кроме того, учитывая, что в задачу преподавателя литературы входит не только научить, но и воспитать ребенка, и помня, что мы живем в городе музеев, думаю, просто необходимо, может быть, во взаимодействии с учителями истории и МХК, ознакомить учащихся с теми мифологическими сюжетами, на которые были написаны самые знаменитые картины Эрмитажа ,Русского Музея.

Конечно, сегодняшним детям трудно понять, почему Библию считают великой книгой, почему её сюжеты вдохновляли Леонардо да Винчи, Рембрандта, Гойю, Эль Греко, Васнецова, Нестерова и многих других художников на создание потрясающих полотен; почему Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Блок, Ахматова, Булгаков, Пастернак не раз обращались к страницам этой книги.

Знакомство учащихся с Библией, ее героями, притчами нужно осуществлять постепенно, учитывая возраст ребят, их общую подготовленность, эрудицию, а порой и обстановку в семье. Родители многих ребят получили в свое время атеистическое воспитание, и это, безусловно, отражается и на детях, поэтому реакция  семьи на попытку приобщить ребенка к христианским ценностям  может вызвать неприятие. Да и сам учитель не может и не должен претендовать на роль духовного пастыря, его задача ─ показать прикладной характер Библии, сделать акцент на нравственных аспектах христианской религии.

В 5 классе знакомство с Библией начинается с Ветхого завета. При изучении темы «Сотворение Мира», в 5 классе предлагаю  ребятам сделать диафильм: семь дней ─ семь кадров. Учащиеся выполняют это задание с удовольствием, а затем уже без труда воспроизводят события сотворения мира в нужной последовательности. После ознакомления с притчами о Всемирном потопе и Вавилонской башне прошу их пофантазировать и нарисовать Ноев ковчег и Вавилонскую башню.

В 6 классе учащиеся знакомятся с «Новым Заветом». Я предваряю изучение этой темы посещением православного храма, заранее договорившись с настоятелем церкви о беседе. После такой экскурсии ребята гораздо серьезнее и вдумчивее относятся к Библии. На урок я прошу принести то издание Библии, которое есть у них дома. Мы внимательно рассматриваем, как оформлены книги, иллюстрации в них. Обращаю особое внимание ребят на тираж, напоминая, что Библия – самая издаваемая книга в мире. Сама на этот урок приношу Библию, иллюстрированную литографиями Гюстава Доре. Это позволяет перейти к разговору о художественном искусстве, в котором образ Христа нашел множественное отражение. По абонементу в Эрмитаж, заказанному еще в начале года, в ближайшее время предполагается экскурсия по теме «Иконопись» и «Библейские мифы». Особенное внимание ребят экскурсовод, по моей просьбе, останавливает на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», так как с этой картиной ученики встретятся при изучении повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

В 7 и 8 классах уроков, посвященных изучению Библии, не предусмотрено. Но затронуть тему постулатов и заповедей православной религии, наверное, необходимо, когда мы начинаем разговор о «Поучении» Владимира Мономаха, о «Сказании о Петре и Февронье», о протопопе Аввакуме, о Сергии Радонежском.

В 9 классе уже в начале года мы вновь возвращаемся к «Новому Завету». Ребята узнают о существовании нескольких редакций Евангелия. Очень важно, чтобы учащиеся прочувствовали и поняли смысл Нагорной проповеди Христа, сопоставили её с 10 заповедями Моисея. Весьма уместен был бы интегрированный урок  совместно с учителями ИЗО или МХК с использованием альбомов репродукций, видеофильмов, позволяющих представить широту отражения библейской тематики в искусстве.

В 9 же классе предлагается для анализа стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Поэт создавал это стихотворение, основываясь на библейском тексте – 6 главе Книги пророка Исайи. После ознакомления с первоисточником, комментарии к которому дает учитель, учащиеся сравнивают библейский текст и само стихотворение. Этот сравнительный анализ позволяет ребятам выйти за рамки умозрительного впечатления, дает возможность философски осмыслить прочитанное.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» в школе изучается обзорно, но в художественных классах, по моему мнению, необходимо уделить этому произведению должное внимание, так как оно, прекрасное само по себе, стало источником вдохновения для М. А. Врубеля, создавшего целый цикл картин, герои которых - Тамара и Демон.

В 10 и 11 классах учащимся впервые предлагаются произведения такого объёма и смысловой нагрузки. В них поднимаются вопросы морально-этические, общественно-политические, эстетические, религиозно-философские, в которых  современному старшекласснику разобраться очень не просто. Определенная база знаний у них уже, конечно, есть. На уроках истории ребята знакомились с общественной обстановкой, социальными проблемами России, знают имена выдающихся деятелей страны и великих исторических личностей. Они обзорно знакомы с древнегреческой и древнеримской  литературой и историей. К шестнадцати годам практически каждый из них имеет представление об общечеловеческих нравственных ценностях. Но  в этом возрасте им, безусловно, еще очень трудно понять истинный, не поверхостно-сюжетный смысл книг, написанных людьми, прожившими долгую жизнь и испытавшими и прочувствовавшими многое.

Нравственные нормы, диктуемые обществом и совестью человеку, основываются, в общем-то, на библейских заповедях, многие из которых хорошо известны и современному человеку. Все жизненные, а значит, литературные коллизии строятся на нарушении этих заповедей, и автор как вершитель судеб своих героев прослеживает путь их исканий, заставляет испытывать судьбу, подвергает их моральным мукам, тем самым подводя к решению нравственных вопросов.

Мировосприятие у современных школьников и героев произведений, написанных столетие, а то и больше, назад, не может не отличаться, но основные моральные ценности остаются непреложными в веках. Наверное, именно от этого нужно отталкиваться при осмыслении прочитанного.

При современном уровне подачи информации, при ее объёме у школьников почти не возникает желания над чем-то поразмыслить, готовые ответы их устраивают гораздо больше, чем  долгий путь самостоятельных поисков. А настоящая литература призвана размышлять, в спорах с героями книг и с самим собой искать истину. Чтобы книга или даже одно стихотворение «задели», нужно прежде всего их понять. Вот здесь-то и пригодятся  сведения о древнегреческой и древнеримской мифологии, о Библии, знания по истории. Тогда будет ближе и понятнее и  Понтий Пилат, терзающийся муками совести, и Раскольников, плачущий над притчей о воскресении Лазаря, и Юрий Живаго, написавший «Гефсиманский сад».

Подводя итог, можно сказать, что небольшие ознакомительные экскурсы в Библию на уроках литературы, разумеется, там, где они могут  оказаться нужными, сыграют положительную роль  в восприятии и осознании прочитанного, расширят кругозор учащихся. Возможно, ребята хоть иногда станут сверять свои помыслы и поступки с нормами христианской морали, а знания и информативный материал, полученные ими на уроках литературы, помогут им стать разносторонне развитыми личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Доклад на методическом объединении "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы"

«Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно» Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством ИКТ

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, п...

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы...