МАТЕРИАЛЫ УЧАСТНИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2015"
статья по теме

Медведева Марина Николаевна

ЭССЕ "Я УЧИТЕЛЬ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_uchitel.docx47.16 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.docx60.09 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Дмитрий\Desktop\шапка.png

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года -2015»

 (номинация «Лучший учитель»)

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

ЭССЕ «Я - учитель»

учителя физики и информатики

муниципального казенного общеобразовательного

учреждения средней

общеобразовательной школы № 5

пос.Красочный Ипатовского района

Медведевой Марины Николаевны

Я - учитель. Я люблю открыть для себя мир. Люблю учиться. В работе учителя сталкиваются время и вечность, добро и зло, успех и неудачи, одаренность и лень. Все это, а главное любовь к детям определили мой профессиональный выбор.

Когда я обучалась в вузе премудростям учительства, учитель владел тем, что не знали другие. Вместе с ним ученик делал открытия и постигал тайны мироздания! И вот я пришла работать в школу. Наступил век Интернета и гаджетов – знания стали доступны для всех. Каждый день наш мозг перерабатывает огромное количество информации. Дети в ней тонут и теряются, так как сама по себе информация без осмысления не несет для обучающихся никакой конкретики, смысла. Но учитель не уходит в сторону. Теперь моя роль – помогать учащимся увидеть путь к истинным истокам научных знаний. Вооружившись новыми технологиями, новыми стандартами образования и качества, электронными учебниками, я учу детей делать открытия. Вспоминается пушкинский отрывок:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Я - учитель физики, информатики и классный руководитель. Каковы же мои педагогические принципы.

Во-первых, разрабатываю и успешно реализовываю проекты, в которых проявляются творческие способности учащихся, развиваются их компетенции, раскрываются доброта, милосердие, сострадание, толерантность, прививаются патриотические чувства. В основном это творческие и здоровьесберегающие проекты: «Сказочная бумага», «Технология изготовления объемных бумажных моделей кукол», «Чистый двор, чистая улица, уютное село», «Все начинается с меня», «Здоровым быть здорово!», «Сохраним природу Ставрополья», социальный проект «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души». Каждый проект предлагал способ решения местных проблем. Наиболее яркими были признаны проекты: по изменению внешнего вида актового зала школы и по благоустройству прилежащей территории. После защиты проектов они были по возможности реализованы. Так на территории школы были высажены клумбы с цветами, а актовый зал был приведен в порядок. Учащиеся моего класса являются активными участниками волонтерского движения. ИКТ помощь пожилым, помощь ветеранам, сбор посылки солдату, развитие дворового спорта – это далеко не полный список дел моего класса.

Во-вторых, научно-технический прогресс требует огромного количества образованных людей не только потому, что для выполнения любой работы человек должен обладать большей чем раньше суммой знаний, но и потому, что даже сравнительно простую работу люди, обладающие более высокой общей культурой, как правило, выполняют лучше. Например, во многих фирмах Японии кандидатам на «рабочие» места устраивают экзамен, проверяющий именно уровень общего развития. Особое место при этом уделяют физическому развитию, так как согласно закону: «Физик это сделает лучше». Это конечно, шутка. Но можно вспомнить: «Сказка – ложь, да в ней намек…» Очень важно, чтобы наши дети не испытывали страха перед жизнью, смотрели на нее открытыми глазами. Поэтому на уроках, внеклассных мероприятиях я предлагаю ученикам различные виды деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Способность размышлять, анализировать, строить проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.

В-третьих, современные технологии позволяют мне уделить больше внимания одаренным детям. Не дать потеряться им в общей массе. Для них я подбираю исследовательские задания, организую дистанционную работу, вовлекаю в виртуальный мир физики, приобщаю к олимпиадному движению. И при этом не делаю акцент на то, что этот ребенок «умнее» всех в классе. Более 70 побед в различных олимпиадах и конкурсах за последние 3 года. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания.

И самым главным я считаю, что участвуя в Спартакиаде и туристических слетах команд педагогов образовательных учреждений Ипатовского района, я прививаю детям любовь к спорту, личным примером показываю важность здорового образа жизни для современного человека.

Школьные годы - это часть жизни каждого из нас, совпадающая с детством и юностью, а для человека, судьба которого связана с работой в школе, это, можно сказать, и вся жизнь. Найти свое призвание, утвердиться в нем – источник счастья. И я счастлива тем, что у меня есть это великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству. Именно поэтому, слова В.Сухомлинского «Учитель является для детей путевым огоньком, светочем, искрой, от которой в сердцах детей разгорается пламя любви к науке, стремление к знанию, к развитию личных способностей, дарований, талантов», являются для меня смыслом моей педагогической деятельности.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Дмитрий\Desktop\шапка.png

Муниципальный этап Всероссийского конкурса

«Учитель года -2015»

 (номинация «Лучший учитель»)

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

учителя физики и информатики

муниципального казенного общеобразовательного

учреждения средней

общеобразовательной школы № 5

пос.Красочный Ипатовского района

Медведевой Марины Николаена

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Формирование коммуникативных умений и навыков

в рамках предмета «Физика».

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вынести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь полностью раскрыть свои способности.

Но «индивидуальности», обладающие высоким уровнем знаний и имеющие стабильные результаты, тем не менее, не способны адаптироваться при работе с новой информацией. Следовательно, необходимо повышать не только активность обучающихся, но и  прежде всего их самостоятельность. Это послужит развитию таких качеств личности, как коммуникация, сотрудничество и креативность. В условиях современной геополитической обстановки в мире именно эти качества определяют успешную адаптацию личности в быстро изменяющемся  мире и способствуют достижению высокого результата обучения.

НАУЧНАЯ ОСНОВА ОПЫТА. ФГОС ориентирован на переход от «школы знания» к «школе понимания», которая провозглашает приоритет коммуникации над информацией, приоритет понимания над знанием, приоритет таких личностных характеристик человека, как уважение к другим людям, взаимопонимание, умение вести конструктивный диалог для достижения общих результатов. Требования ФГОС к методике обучения предполагают формирование умения учиться вместе с учителем и одноклассниками (работать индивидуально и в группе, находить общее решение и решать конфликты), а не просто что-то выполнять вместе.

Требования ФГОС основаны на трудах отечественных ученых, педагогов, которые в разное время обращались к идее активного обучения, коммуникации и сотрудничества: К. Д. Ушинский, Н.Н. Чернышевский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л.Соловейчик  и другие.

ОБОСНОВАНИЕ АВТОРСКОЙ  ИДЕИ. Моя деятельность учителя основывается на сотрудничестве и работе в команде. Командная работа является одной из форм интерактивного обучения, которое  направленно на взаимодействие обучающихся с учителем и друг с другом, на преобладании активности учащихся в процессе обучения. Какую  группу обучающихся в классе, работающих вместе можно назвать командой. Я считаю, что деятельность учащихся является командной, если можно отметить в группе выполнение принципов: взаимоответственности, ответственности каждого, взаимодействия и равного участия. Это является новшеством в работе и способствует  достижению более эффективного образовательного результата.

Цель: Формирование коммуникативных умений и навыков на основе работы в команде  в рамках предмета «Физика».

Задачи:

  • Увлечь обучающихся работой в команде,  для их социализации, для становления и совершенствования навыков коммуникации и сотрудничества.
  • Использовать различные формы командной деятельности обучающих в рамках предмета «Физика».
  • Содействовать развитию интереса к предмету «Физика», повышению мотивации к его изучению посредством работы над индивидуальными и коллективными проектами.
  • Повысить результативность учебного процесса по предмету «Физика», используя командную работу.
  • Способствовать самостоятельности и сотрудничеству обучающихся в учебной и внеурочной деятельности через коммуникацию в командной деятельности.

НОВИЗНА ОПЫТА. Человек постоянно испытывает потребность в общении. Следовательно, формирование коммуникативных умений и навыков является одним из важнейших умений личности. Анализ исходного состояния уровня личностных и коммуникативных компетенций моих учеников на основе теста «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру), направленный на выявление уровня контроля при общении личности в группе, а также метод индивидуальной беседы, показал, что они плохо умеют сотрудничать. Причина – обучение и воспитание в конкурентоспособной среде.  Делая анализ теста, и опираясь на собственные наблюдения, я пришла к выводу, что обучающиеся не умеют вставать на позиции другого человека и не хотят воспринимать иную точку зрения. Решение данной проблемы я нашла в организации командной деятельности через сотрудничество в рамках предмета «Физика».

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. Учебная деятельность, основанная на работе в команде и включение в процесс познания  всех обучающихся,  соответствует ФГОС. Активность учителя уступает место активности детей. Моей задачей становится создание условий для проявления их самостоятельности.

Формирование личностных и коммуникативных компетенций происходит через: обучение содержания предмета, развитие исследовательских умений, развитие социально-коммуникативных умений, личностно ориентированный аспект коммуникации (таблица «Виды коммуникаций» в презентации слайд 7). Работа в команде мотивирует учащегося на приобретение знания. Известное изречение мудрецов гласит: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» Для успешной мотивации, я считаю  непременным условием,  соблюдение основных принципов сотрудничества: если команда работает слаженно, ее состав не меняем во время урока; если работа не клеится, то состав нужно поменять и выяснить во время внеклассной работы причину; оценивается не только и не столько знания, сколько усилия учащегося; команда сама выдвигает ученика, который отчитывается за задание и отвечает на вопросы других команд.

Например, на обобщающем уроке физики в 11 классе по теме «Волны» мною проводится следующая работа: класс делится на команды по несколько человек (деление происходит с помощью разрезанной открытки или жеребьевки и никто не знает кто в какой группе окажется). Каждая команда получает на бумаге круг – эта фигура символ гармонии, коммуникации, круг стабилизируют группу. Круг разделен на сектора так, что для каждого участника отведено своё место, центр круга - командное пространство. Классу задается вопрос: «Перечислите физические явления, которые можно объяснить на основе волновых свойств света?» Ребята отвечают одновременно каждый на своей части сектора. Затем первый участник называет свои пункты, которые он записал. Другие члены команды комментируют идею. Если сотрудники соглашаются с важностью этого пункта, то его записывают в центре круга. Участники по очереди предлагают идеи и записывают общий вариант. Итогом работы является обсуждение выступлений, при этом моя роль как учителя – помогать комментировать выступления. Пример: технологическая карта урока «Глаз как оптическая система».

Одним из видов командной деятельности является работа над проблемной ситуацией (познавательные УУД), в ходе которой члены команды учатся распределять между собой полномочия (регулятивные УУД), дискутировать и презентовать свой вопрос (личностные УУД), доверять другим и себе, приходить к согласию, принимать совместные решения (коммуникативные УУД). Так как в ходе командной работы происходит формирование всех УУД, то она является более эффективной по сравнению с индивидуальной. Например, в 9 классе при изучении темы «Механические колебания и волны» дается задание: академик В.В.Шулейкин сделал открытие – на берегу моря шар-зонд, поднесенный к уху, вызывал боль, если в море бушевал шторм? Ведущие вопросы: «Каковы причины наблюдаемого явления?», «Возможные пути применения этого явления?». Поставленная проблема и пути её решения оформляются в таблицу из 4-х элементов: факты, идеи, вопросы и план действий. Конечным результатом работы является исследование, оформленное в форме проекта. Такое обучение, позволяет обучающимся соединить теорию и практику: применять знания и навыки (коммуникации и сотрудничества), развивать применение эффективных решений для достижения результата.

Так как физика является экспериментальной наукой, то командный дух, активное слушание, уважение обучающихся друг к другу, культура поведения (терпение, почтение, учтивость), ответственность каждого, как нельзя лучше развивается во время как натурного, так и компьютерного эксперимента. Работая в команде, ребята обучают друг друга экспериментальным навыкам, помогают друг другу в обработке данных, видят значимость труда каждого. Во время проведения эксперимента я  даю ученикам в группах двигаться, так как движение – это жизнь, и рабочий шум – тоже. Тишина и обездвиженность – это свидетельство того, что эксперимента нет и командная работа на уроке мертва. Если нет никакого действия в пространстве класса, если нет рабочего шума, на высокий результат можно не надеяться. Я радуюсь, когда  мое задание вызывает у детей желание работать, а это невозможно без оживления физического и эмоционального. В кажущемся беспорядке и шуме можно разглядеть проявление порядка более высокого, чем примитивная послушность. Другое дело, когда возникает звуковой фон, в то время, когда одна из команд уже начала отчитываться или рассказывать о своем задании. Это означает , что не все группы готовы к роли слушателя, отсюда общее невнимание и шум. Время истекло, все прекращают обсуждение – это неукоснительное правило. Ставится другая задача, начинается другой вид деятельности. У обучающихся в классе формируется умение слушать и слышать, и развиваются способности доброжелательного, но критически настроенного слушателя. Не менее важна и физическая среда: оформление класса, расстановка мебели. Это позволяет учителю не только увидеть мысли своих учеников, но и скорректировать их, придать мышлению нужное направление.

Кульминацией результата командной работы обучающихся в классе я считаю  создание проектов как в рамках урочной (например, проект «Тайны мыльного пузыря» по теме в 11 классе «Волновые свойства света»), так и внеурочной деятельности (например, проекты «Водяная ракета», «Экспедиция в музей Эйнштейна», «Тайны бумаги»). Я считаю, что именно сотрудничество и командная работа развиваются не только их компетенции, но и раскрываются в ребятах доброта, милосердие, сострадание, толерантность, прививаются патриотические чувства. Подтверждением этому являются проекты: «Чистый двор, чистая улица, уютное село», «Все начинается с меня», «Здоровым быть здорово!», «Сохраним природу Ставрополья», социальный проект «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души». Каждый проект предлагал способ решения местных проблем. Учащиеся моего класса являются активными участниками волонтерского движения. ИКТ помощь пожилым, помощь ветеранам, сбор посылки солдату, развитие дворового спорта – это далеко не полный список дел моего класса. Для оценки и осмысления результатов собственной деятельности обучающихся в классе, я использую рефлексию и обратную связь, например, резюме одним словом, светофор, яблоню ожиданий, лесенку успеха. Для учета развития индивидуальных компетенций личности составляю карты творческого роста обучающихся.

АДРЕСНОСТЬ. Материал семинара адресован не только учителям физики, но и педагогам общеобразовательных школ на любой ступени обучения и может использоваться на семинарах, уроках, внеклассных мероприятиях.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Для оценки продуктивности моего педагогического опыта я использую следующие критерии успешности:

  • Образовательный критерий (поступление в ВУЗы, победы на олимпиадах и конкурсах)
  • Критерий развития (способность к самоопределению и выбору профессии, овладение нормами нравственности, широта и глубина интересов, степень реализации индивидуальности)
  • Социальный критерий (адаптация к высшей школе, на производстве, общественный престиж школы и педагога, занятость моих учащихся в социальных проектах)
  • Психологический комфорт (степень удовлетворённости школой,  работой учителя, отношениями -  очень высокая).

Результаты моей работы представлены в виде диаграмм, данные которых указывают на позитивную динамику по вышеперечисленным критериям работы. Высокие показатели обусловлены применением командной деятельности и сотрудничества, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности, предполагающей умение вести конструктивный диалог, проходить к взаимопониманию и сотрудничеству для достижения общих результатов.

(Литература, слайд 18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2016"

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2016"...

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» (номинация «Лучший учитель)

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» (номинация «Лучший учитель)...

Приказ "Об условиях работы жюри при проверке олимпиадных работ участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников на территории Октябрьского района в 2021-2022 уч. году

В соответствии с приказом Управления образования и молодёжной политики администрации Октябрьского района от 11.10. 2021 г. № 728-од....

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса Учитель года — 2022

Информационная карта участникамуниципального этапа Всероссийского конкурса«Учитель года — 2022»...