Главные вкладки

    Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года- 2015", Конкурсное задание "Методический семинар"
    учебно-методический материал по русскому языку на тему

    Буваева Эльза Очировна

    Формирование критического мышления на уроках русского языка и литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_seminar_buvaevoy_e.o.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    (Слайд 1) Методический семинар на тему «Развитие критического  мышления учащихся на уроках русского языка и литературы».

    (Слайд 2) Опыт учителя русского языка и литературы МКОУ «Кировская СОШ» Буваевой Эльзы Очировны.

    (СЛАЙД 3)  Российские школьники, к сожалению, не демонстрируют высоких достижений в умении применять школьные знания в жизни. Об этом свидетельствуют опубликованные  результаты международного мониторинга. Россия занимает 42 место по читательской грамотности.

    Почему российские школьники находятся на таком уровне?

    Считаю возможным  назвать несколько причин низкой грамотности обучающихся:

    • теоретические сведения о русском языке и литературе изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на других предметах;
    • обучение русскому языку и литературе происходит в сложных условиях снижения общей культуры населения, расшатывания норм литературного языка.

    Поэтому тема моего опыта звучит следующим образом: «Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы».

    (СЛАЙД  4) Я, Буваева Эльза Очировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кировская СОШ» хочу представить вашему вниманию свой опыт работы. Современного ученика трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Дети испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. В чём причина этого?

    На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

    Д. Халперн определяет критическое мышление как направленное мышление, отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. В своей профессиональной деятельности я выделяю признаки критического мышления, которые представлены на слайде.

    На формирование опыта оказали влияние различные факторы

    Актуальность опыта представлена на слайде (СЛАЙД  5).

    Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. В своей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения.

    Во время работы на опытом возникли противоречия (СЛАЙД  6), которые привели к постановке проблемы (СЛАЙД  7).

      Цель и задачи, которые предстояло решить во время работы над опытом, представлены на слайде (СЛАЙД 8).

    На мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. К эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), разработанная американскими педагогами Ч. Темплом, Д. Стилом и К. Мередитом (СЛАЙД 9). В ее основе лежит теория осмысленного обучения и учение о творческом сотрудничестве ученика и учителя Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи и Ж. Пиаже.

    Структура технологии развития критического мышления стройна и логична, т.к. ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В рамках данной  технологии выделяется трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации: фаза вызова, фаза осмысления содержания, фаза рефлексии. Функции каждого из этапов представлены на слайде (СЛАЙД 10).

    Указанный выше четкий технологический алгоритм урока предполагает набор приемов, стратегий ведения урока, рекомендации по их использованию на определенных стадиях. При этом, чтобы сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, можно использовать различные приемы технологии развития критического мышления(СЛАЙД 11).

    Опыт работы по технологии РКМЧП позволил мне заключить, что большая эффективность характерна для тех приемов (стратегий), которые позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал. (СЛАЙД 12) На протяжении нескольких лет на своих уроках я часто использую различные приемы технологии: кластер, ИНСЕРТ, синквейн, загадка, зигзаг, бортовой журнал и другие.

    Необходимо отметить, что многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых развлечений (СЛАЙД 13). С одной стороны, многообразие мультимедийных информационных источников, широкий спектр предлагаемых рекламно-развлекательных программ рождает ощущение «праздника жизни». С другой стороны, есть дети, для которых законы взрослого общества не являются тайной за семью печатями: они уже сейчас в полной мере испытали на себе все его неприглядные стороны. И чтение художественной литературы для таких детей, в силу их психологических или физиологических особенностей, не представляет интереса.  Поэтому уроки с использованием художественных текстов вызывают сложности у школьников. При этом главное помнить, что одна из задач уроков русского языка и литературы - помочь учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове. Строго заданная структура урока (вызов - осмысление содержания - рефлексия) и предлагаемые выше методические приёмы могут показаться, на первый взгляд, неуместными на уроках, которые призваны раскрыть творческие способности и нестандартность мышления ученика при знакомстве с произведением искусства. Но следует помнить, что стадия вызова предназначена для актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, а предметом изучения на уроках становится и текст как многоаспектная и глубинная единица речи, и отражённая в нём человеческая жизнь, опосредованная авторской позицией.

    На этапе осмысления ученик получает опыт работы с художественным текстом как активный и думающий читатель, способный подойти к литературному произведению с новыми идеями.

     Стадия рефлексии, которая характеризуется активным целостным обобщением полученной информации и выработкой собственного отношения к изучаемому материалу, даёт широкие возможности для формирования аргументированного представления о произведении, помогает учащимся выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором.

     В целом применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет мне достигнуть следующих задач:

    - формирование в процессе обучения  русскому языку и литературе критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

    - формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте;

    - включение значимой информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений.

    (СЛАЙД 14) Полученные обучающимися на уроках русского языка и литературы знания и умения работы с художественными текстами, их содержанием, авторской позицией первично закрепляются в рамках индивидуальной, групповой и массовой внеурочной работы. На протяжении последних трех лет под моим руководством в школе существует детско-родительский читательский клуб, в рамках которого дети знакомятся с ранее неизвестными для них произведениями, сопоставляют свою точку зрения с точками зрения родителей и учителей. В нашей школе уже более 10 лет функционирует детский театр «Золотой ключик», где обучающиеся могут не только глубже познакомиться с известными из школьного курса героями, но и дать собственную трактовку описываемых событий, проживая их в образе литературного персонажа. 

    Итак, уважаемые коллеги, в своем выступлении я поделился с вами системой работы по развитию критического мышления на уроках русского языка и литературы. Преимущества использования данной  технологии по сравнению с другими новшествами, применяемыми в преподавании русского языка и литературы, представлены на слайде (СЛАЙД 15).   

    Несмотря на большое количество открытых вопросов разработки опыта уже сейчас четко прослеживаются положительные результаты организованной работы. За последние три года четко прослеживаются позитивные изменения результативности обучающихся по русскому языку и литературе. Успеваемость по предметам стабильна. Уровень обученности достигает 100%. Динамика качества обученности за последние три года представлена на слайде. Средний балл ЕГЭ по русскому языку составляет 61. (СЛАЙД 16). Мои ученики регулярно принимают участие и становятся призерами и победителями во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех», муниципальных олимпиадах по русскому языку и литературе, и других конкурсах.

    Для выявления сформированности умений критически мыслить мною используется адаптированная методика диагностики, предложенная кандидатом филологических наук Калмыковой Ириной Романовной (СЛАЙД 17). Проведенное за последние три года исследование показало, что динамика сформированности умений критически мыслить отличается положительной тенденциейПри подготовке к устному сообщению обучающиеся пользуются различными источниками информации, анализируя которые, способны высказывать свою точку зрения, аргументируют ее. Ожидаемая модель выпускника представлена на слайде  (СЛАЙД 18).

    Положительные результаты разрабатываемого мною опыта работы по развитию критического мышления позволили мне приступить к его распространению Основными формами распространения опыта на муниципальном  уровне являются открытые уроки, выступления на районном методическом объединении, мастер-классы и творческие мастерские для коллег.

    Трудоёмкость, адресная направленность и область применения опыта отражены на слайде(СЛАЙД 19).

    Итак, уважаемые коллеги, умения критически мыслить в настоящее время не столько ожидаемый результат организованной учителем образовательной деятельности, а сколько – жизненно необходимая способность человека, закладываемая на каждом этапе его взросления. Поэтому современный учитель не просто выбирает технологию развития критического мышления для повышения эффективности собственного труда, а воспринимает ее как основополагающий принцип педагогической деятельности. Жан Жак Руссо сказал: «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню». Именно этим мы и займемся на моем конкурсном уроке.

    (СЛАЙД 20) Литература, использованная при обобщении опыта

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приказ № 721-П от 15.12.2015 Об итогах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году

    В данном приказе даны результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии в 2015-2016 учебном году (победители и призеры)...

    Приказы УО Администрации г.Когалыма Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013,2013-2014,2014-2015,2015-2016 учебном году

    Приказ УО Администрации г.Когалыма Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в в 2012-2013,2013-2014,2014-2015, 2015-2016  учебном году...

    Приказ УО Администрации г.Когалыма об итогах проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории города Когалыма в 2012-2013, 2013-2014,2014-2015,2015-2016 учебном году

    Приказ УО Администрации г.Когалыма об итогах проведения муниципального этапа  всероссийской олимпиады школьников на территории города Когалыма  в 2012-2013, 2013-2014,2014-2015,2015-2016 уче...

    Приказ от 16 декабря 2015 г. об итогах проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2015/16 учебном году.

    Приказ об итогах  проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2015/16 учебном году, свидетельствующий об участии в процессе его проведения в качестве члена жюри....

    Приказы УО об итогах проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории города Когалыма в 2012-2013 учебном году, 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017

    Приказы УО    об итогах проведения муниципального этапа  всероссийской олимпиады школьников на территории города Когалыма  в 2012-2013 учебном году, 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016...

    Приказы УО об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013, 2014-2015,2015-2016, 2017-2018 учебных годах

    Приказы УО об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2012-2013, 2014-2015,2015-2016, 2017-2018 учебных годах...