Использование критериально-ориентированного обучения на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка (11 класс) на тему

Методическая разработка технологий кпитериально-ориентированного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование критериально-ориентированного обучения

на уроках физики,

 в соответствии с требованиями ФГОС

     Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом  и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. В соответствии с требованиями ФГОС изменились цели изучения физики, поэтому и  основу познавательных ценностей теперь составляют научные знания, научные методы познания. Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся, способности открыто выражать и аргументировать свою точку зрения.

Известно, что метапредметным результатом обучения физики является: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. Поэтому  необходимо  остановиться  на  технологии критериально-ориентированного обучения, которую также можно назвать технологией полного усвоения, ученики способны усвоить необходимый учебный материал, для чего должны быть заданы критерии усвоения, т.е. образовательные стандарты.

Гуманность технологии критериально-ориентированного обучения (КОО) заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявления, виды помощи учащимся,  можно добиться достижения всеми учащимися заданных обязательных критериев, без усвоения которых невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности, вхождение в культуру современного общества.

Модель технологии критериально-ориентированного обучения (КОО) включает следующие элементы (этапы):

  1. Точное определение эталона (критерия) усвоения темы, что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения в действиях с определением уровней усвоения, требуемых программой).
  2. Подготовка проверочных работ-тестов, соответствующих целям.
  3. Учебный материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы - УЕ). Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала или часть материала с конкретной продолжительностью изучения (2-3 занятия, 2-3 недели и т.д.). После выделения УЕ определяются результаты (критерии), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы, тесты, которые позволяют убедиться в достижении целей каждой УЕ. Основное назначение текущих тестов – выявить необходимость коррекционных учебных процедур;

4.Выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания; 5.Разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовых вопросов.

Ключевым моментом технологии КОО является точное определение и формулировка эталона (критерия) полного усвоения (в соответствии с требованиями программы и ФГОС). Его основа – научно обоснованные учебные цели. Педагогический эффект тем выше, чем точнее и адекватнее определены учебные цели.  

Можно выделить наиболее важные функции учебных целей в обучении: цели выполняют конструирующую функцию, в которой есть  прогнозирование и планирование учебного процесса;

  • цели выполняют функцию отбора оптимального содержания, адекватного обозначенным целевым ориентирам;
  • четкое определение целей позволяет выполнять технологическую функцию, т.е. определение методов, приемов, адекватных целям;
  • цели выполняют перспективную развивающую функцию, т.к. видение системы целей дает возможность обучающимся ориентироваться в предстоящей деятельности, видеть ее системно, в структурных связях содержательных элементов;
  • научно обоснованные цели, принятые и осознанные обучающимися, ведут к сближению смыслов деятельности учителя и обучающихся, обеспечивает личностную направленность обучения.

     В настоящей педагогической практике цели обучения разделяют на : воспитывающие, развивающие и образовательные. Реализация этих целей осуществляется наиболее полно, когда воспитывает и развивает каждый компонент урока, если он дидактически и методически грамотно организован.

    Специальное выделение воспитывающих и развивающих целей обучения является необходимым и обоснованным. В обучении обучающиеся овладевают культурой, которая содержит 4 элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Значит, каждый учебный предмет, в том числе и физика должен содержать эти элементы.    Исходный пункт технологии КОО – формирование критериев усвоения. В основе формулировки целей сегодня часто лежит не научный, а обыденно-житейский или интуитивно-логический принцип. Можно отметить следующие недостатки в целеполагающей деятельности учителя в традиционном смысле целеполагания:

  • цели формулируются слишком в общем виде, без последующей конкретизации (уметь сочетать творческий и систематический подходы к решению задач по динамике; развивать навыки критического мышления при изучении закономерностей; развивать логическое мышление; совершенствовать умение использовать таблицы и т.п.) Такие формулировки направлены на процесс, а не на продукт обучения; непонятно, как ученик сможет продемонстрировать развитие и усовершенствование своего умения;
  • цели формулируются через изучаемое содержание (изучить явление электромагнитной индукции; изучить клеточную структуру растения); данные формулировки определяют только область, затрагиваемую уроком, и не дают конструктивных начал для построения учебного процесса;
  • цели формулируются через деятельность учителя (показать, что …; дать характеристику…; рассказать учащимся…; ознакомить учащихся… и т.п.), это сосредотачивает учителя на собственной деятельности, а не на деятельности обучающихся;
  • неадекватность методов и приемов обучения целям и задачам урока (цель – ознакомить…, а метод – эвристическая беседа, например);
  • неадекватность методов и форм контроля целям и задачам урока             (цель – учащиеся должны знать физический и математический смысл закона Кулона, а форма контроля – тест с выбором ответа, например).

Таким образом, проблема в том, чтобы найти такой способ описания учебных целей, пользуясь которым учитель сможет по ходу обучения однозначно соотнести реальный результат обучения с запланированной учебной целью.

Всякая цель – мысленное предвосхищение человеком результата будущих действий. Цели обучения должны отвечать на вопрос – к чему учащиеся должны быть способны после прохождения определенного курса, к чему они раньше не были способны. Поэтому:

  • цель обучения – это результат обучения, выраженный в действиях обучающегося («то, к чему учащиеся должны быть способны…»);
  • цель обучения (занятия) – обязательный прирост в знаниях, умениях, в развитии личности («к чему они раньше не были способны…»).

Технология постановки целей в технологии полного усвоения  предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях, надежно осознаваемых и определяемых.  Конкретизация целей обучения в действиях предполагает перечисление конкретных действий, ожидаемых от обучающихся. Общий прием конкретизации целей – использовать в описании глаголы, указывающие на действие с определенным результатом. Например, цель «Уметь пользоваться символическими обозначениями на электрической схеме» может быть конкретизирована следующим образом:

  1. воспроизводить по памяти символы, используемые в электрической схеме;
  2. опознавать их;
  3. читать схему, используя символы;
  4. составлять электрическую схему с их помощью;
  5. по заданной электрической схеме дать прогноз результата её работы.

    Такая конкретизация цели способствует переходу от общего представления о результате обучения к конкретному эталону, критерию его достижения учеником, обладает большой операциональностью и конструктивностью.

В процессе целеполагающей деятельности педагог выделяет элементы содержания, являющиеся предметом данного занятия; определяет для каждого элемента уровень его усвоения на данном занятии и обобщенную цель, руководствуясь требованиями стандарта, количеством времени, особенностями учащихся; формулирует цели в действиях  и соответственно им выбирает методы и формы проверки.

Тест в самом общем виде можно представить в виде формулы:

Тест = задание  + эталон, т.е. любое задание можно считать тестовым, если разработан эталон его выполнения. Эталон – это полный и правильный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных операций, т.е. операций, отражающих суть и содержание испытания.

В обучении выделяют три вида тестов: 1 уровня, 2 уровня и 3 уровня, соответствующие трём уровням усвоения материала.

Тесты первого уровня:

  1. Тесты на опознавание: относится ли показываемый объект или явление к объектам или явлениям данного вида.
  2. Тесты на различение («выборочные тесты»): надо выбрать одно или несколько решений из списка возможных решений. При этом список возможных решений содержится в самом тесте.

Тесты второго уровня:

  1. Тесты-подстановки: надо вставить пропущенное слово, формулу или другой какой-либо существенный элемент знаний (по памяти).
  2. Конструктивные тесты: ученик должен по памяти дополнить соответствующую информацию.
  3. Типовые задачи, под которой понимается такая задача, условия которой позволяют «с места» применить известную разрешающую её процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получить необходимый результат.

Тесты третьего уровня:

  1. Нетиповые задачи на применение знаний в новых ситуациях (для каждой такой задачи нужно разработать эталон существенных операций, возможно и альтернативных).
  2. Проблемы, решение которых приводит учащегося к «открытию» нового для себя знания. Перечень возможных и необходимых операций разрабатывается заранее. 

Итак, приоритетными целями технологии критериально-ориентированного обучения (технологии полного усвоения) являются:

  • гарантированное формирование ядра (стандарта) знаний, умений, навыков, необходимых для социализации каждого учащегося;
  • развитие логического мышления;
  • обеспечение возможностей для осознанного выбора учащимися индивидуальной стратегии усвоения знаний, умений;
  • создание образовательного пространства для развития индивидуальных особенностей каждого ученика;
  • развитие у учащихся чувства собственного достоинства;
  • развитие у учащихся оптимистического мироощущения, уверенность.

Используя на уроках физики критериально-ориентированного обучения (технологии полного усвоения) учитель получает результат  личностный , т.е у учащихся сформировывается познавательный интерес, появляются интеллектуальные и сильнее проявляются творческие способности учащихся; метапредметный результат, т.е учащиеся овладевают навыками самостоятельного приобретения новых знаний, учатся ставить цели, планируют и оценивают результат своей деятельности; предметный результат, т.е учащиеся  применяют теоретические знания по физике на практике, решают физические задачи, понимают смысл физических законов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.План-конспект урока по учебнику «Физика-7». Авторы: А.В. Перышкин Тема: «Строение вещества»   ...

Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику «Физика» 7 класс. Авторы: А.В. ПерышкинТема: «Сила трения»(Урок открытия новых знаний)Технологическая карта изучения темы...

Формирование УУД на уроках математики и физики в соответствии с требованиями ФГОС.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию иде...

Статья на тему: «Проектирование урока физики в соответствии с требованиями ФГОС»

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов: меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок был...

Проектная работа на тему: Проектирование современного урока физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО: Технологическая карта урока по физики в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока».

Тема урока актуальна, имеет важное практическое значение. Для достижения цели использована проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельн...

Использование инновационных технологий обучения на уроках музыки как средство реализации требований ФГОС

Инновационные технологии на уроках музыки помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают  знания, позволяют добиться успеха и доводить до опр...