Главные вкладки

    Доклад на секции МО учителей истории и обществознания август 2014 года
    учебно-методический материал (5 класс) на тему

    Топоркова Фаина Николаевна

    Меняется время -жизнь не стоит на месте. В связи с этим и роль учителя меняется и меняются требования к профессии ..Моё представление об этом процессе..новшества в моей работе .. В докладе изложены методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sekciya_uchiteley_istorii_17.05.12.docx26.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Вольгинская сош»

    Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

    (Доклад на МО учителей истории и обществознания)

    Подготовила: учитель истории и обществознания

    Топоркова Ф.Н.

    2014 год

    Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

    Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественной, политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.

    Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, и особенно в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению. Задача гражданского образования заключается, прежде всего, в воздействии на самосознание школьников путём передачи им определенной системы знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства, воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; воспитанию гражданской активности. Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, государстве, выборах, уметь критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми; ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

    Воспитание патриотизма и гражданственности как никогда актуально именно сейчас, в современном обществе.

    Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо на уроках истории, обществознания и краеведения через патриотические черты русского народа.

    Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа. Говоря на уроках истории о битве на Чудском озере, Куликовом поле, близ Бородина, мы их воспринимаем как факты, соединённые общей идеей борьбы за независимость Родины. Здесь необходимо показать обучающимся роль Русской Православной церкви в сплочении единства народа. В советский период тема патриотизма освещалась без учёта религиозного фактора, игравшего в течение веков исключительно важную роль в формировании патриотических традиций русского народа. Например, Куликовская битва произошла в день Рождества Богородицы Победоносной, её исход воспринимался людьми той поры и потомками как свидетельство благоволения небесных сил русской рати.

    В Смутное время начала XVII в. русские люди особенно часто обращались к образам борцов за независимость Руси: и Александра Невского, и Дмитрия Донского, и Сергея Радонежского.

    Рать Минина и Пожарского имела почитаемую на Руси икону Казанской Божьей Матери, ставшей символом единения и грядущего освобождения страны. И не случайно сегодня новый российский праздник День народного единства совпадает с православным праздником – иконы Казанской Божьей Матери. Торжественное вступление ополчения на территорию Кремля произошло в день памяти небесного покровителя Дмитрия Донского – Дмитрия Солунского.

    Реформы Петра I, казалось бы, явились разрывом с русскими традициями. Петра называли в народе «антихристом», но Петр I не отказался от героического прошлого страны. Особое внимание он обратил на Александра Невского. Место для строительства Петербурга он выбирает именно на берегу Невы, там, где в XIII в. проходила битва под руководством Александра Невского, и здесь же был построен монастырь во имя великого полководца. При Петре I задумано было учредить Орден Александра Невского, и им затем были награждены А.В.Суворов и М.И.Кутузов. В годы Отечественной войны 1812 г. прослеживается связь с героическими традициями русского народа. Поэт Ф.Глинка писал: «Историк! Исполни последнюю волю героев бывших, и тогда история твоя родит героев времен будущих».

    Символом служения Отечеству явились построенные в XVIII – XX веках церкви, посвященные Александру Невскому. В годы Великой Отечественной войны, в первый её день, 22 июня 1941 года, в обращении Русской православной церкви к пастырям и пастве были названы имена Александра Невского, Дмитрия Донского, говорилось о значении патриотизма в отечественной истории.

    Немаловажную  роль, следовательно, в воспитании патриотизма и гражданственности имеет воспитание обучающихся на патриотических традициях русского народа.

    При изучении Гражданских войн мы говорим о величайшей трагедии для народа, так как они (войны) оборачиваются страшными жертвами братоубийства. Изучая данную  тему, необходимо говорить об отрицательном отношении к террору, жестокости, необходимости помнить уроки гражданских войн, воспитывать у обучающихся толерантность, уважение к людям, имеющим иную точку зрения на те или иные события. Говоря о становлении нашего государства, на уроках истории, мы отмечаем, что оно с самого начала формировалось как многонациональное и многоконфессиональное. На этих уроках мы говорим о необходимости уважительного отношения к разным народам, показываем единство всех наций в борьбе за свою Родину и с монголо-татарским игом, и с польской интервенцией в годы Смуты и в годы Отечественной войны 1812 года.

    Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне. Именно уроки по Великой Отечественной войне дают большой воспитательный настрой, развивают чувство патриотизма, гражданственности.

    Учителями истории в настоящее время проводится большая краеведческая работа. В каждой школе имеются краеведческие музеи, комнаты, уголки, располагающие богатым краеведческим материалом, используемым при изучении предметов учебного плана. Регулярно проводятся встречи с живыми свидетелями событий, участниками Великой Отечественной войны. Перед изучением темы «Великая Отечественная война» обучающимся даются задания по подготовке проектов по темам: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Наш край в годы войны». Всё это способствует формированию глубокого уважения, любви к своей семье, родственникам, участникам событий.

    Любовь к Родине должна воспитываться через уважение к своим предкам, своей семье

    Важное воспитательное значение имеет знакомство с символами российской государственности – гербом, флагом, гимном. Это непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания в школе. Знакомство с государственной символикой даёт возможность формировать к ней уважительное отношение. Это способствует укреплению у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально активной личности.

    В пятом классе при изучении истории древнего мира, давая обучающимся первичное представление о государстве, вводятся понятия «символ», «эмблема», «герб». В курсе истории средних веков понятие «герб» встречается как программное при изучении жизни средневековых рыцарей. В рамках тематических разделов, посвященных становлению и развитию Российского государства в XV-XVIII вв., обращаем внимание обучающихся на взаимосвязь двух процессов: с одной стороны, усиление власти российских правителей, с другой стороны, появление и развитие государственного герба.

    Освещая внутреннюю политику Николая I, мы говорим о появлении первого государственного гимна Российской империи.

    В ходе изучения эпох развития государства происходит знакомство с развитием символики нашего государства. И конечно, это в курсах правоведения, обществознания, где имеются разделы, тематически связанные с российской государственной символикой.

    Воспитанию активной гражданской позиции способствует знакомство обучающихся с историей возникновения первой Государственной Думы – выборного представительного органа, с системой выборов. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся, встав на самостоятельный жизненный путь, не были пассивными наблюдателями за происходящими событиями.

    Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание толерантности в человеческих отношениях. Это актуально для школы XXI века. Толерантность - это, прежде всего отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей других культур.

    Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, иных взглядов, иного образа жизни.

    Принятие – это положительное отношение к его отличиям.

     Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.

    Воспитывать толерантность можно через различные формы воспитательной работы на уроках истории, где учащимся даётся возможность открыто продемонстрировать своё отношение к межнациональным проблемам в России и выразить свою гражданскую позицию.

    Через уроки, воспитательную работу, мы, учителя, должны кропотливо, ненавязчиво, доказательно говорить детям об уважительном отношении к культурам разных народов.

    Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при условии её незнания. Создать эту любовь к общему Отечеству путём изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России посредством изучения их – эта задача лежит в большей мере на школе. Педагог должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа, среди которого они живут, знать его трудовые, национальные, культурные традиции.

    Роль личности педагога в становлении будущего гражданина Отечества исключительна. Неподкупная любовь к ребёнку, житейская мудрость, уважительное отношение к его «Я», профессиональная компетентность, личный пример служения родной стране – вот те качества педагогических работников, которые позволяют воспитывать в наших учениках лучшие человеческие черты,, любовь к родному Отечеству.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания

    план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...

    МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» и «ИСТОРИЯ» ЗА ПЕРИОД 2011-2014 ГОДЫ

        Организация образовательного процесса по рабочим программам общеобразовательных дисциплин «Обществознание» и «История» проводится преподавателем на основании разработанной им конц...

    Публикация в газете "Учитель +" №30 от 8 августа 2014 года "Мне помогает национальная музыка"

    Статья называется "Мне помогает национальная музыка" и помещён в раздел "Творчекий подход". В ней я поделилась результатами своей исследовательской работы. В течение трёх лет процесс моего педагогичес...

    Краткий отчет учителя истории и обществознания Колодюк Натальи Александровны за 2013-2014 уч.год

    Сводный отчёт учителя истории и обществознания Колодюк Натальи Александровны за 2013-2014 уч.год...

    Сводная информация учителя истории и обществознания Колодюк Натальи Александровны за 2013-2014 уч.год

    Отчёт учителя истории и обществознания Колодюк Натальи Александровны за 2013-2014 уч.год...

    План работы РМО учителей истории и обществознания на 2014-2015 уч. год

    Цели , задачи  работы РМО учителей истории . Тематика заседаний....