Выступление на школьном методическом совете .Знакомство с методикой В. Ф. Базарного
материал на тему

Светикова Ирина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_metodikoy_bazarnogo.docx103.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учредение

 «Средняя общеобразовательная школа №15»

города Губкина Белгородской области

Особенности здоровьесберегающей технологии

по методике В. Ф. Базарного

Выступление на школьном методическом совете

Подготовила учитель русского языка и литературы Светикова И.В.

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ,  имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ.

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
  5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
  6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы. 

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  • Режим динамической смены поз.
  • Упражнения на зрительную координацию.
  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
  • Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

  • Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.
  • «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.
  • «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.
  • Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта:

  1. использование настольной конторки
  2. а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку. 

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  • имеет высокие показатели  физического развития здоровья;
  • повышается иммунная система;
  • улучшаются ростовые процессы;
  • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  • снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

  • «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.
  • В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.
  • Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из  природы, из жизни животных.
  • Все вместе картины составляют единый сюжет.
  • Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из букв.
  • Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.
  • Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

Влияние таких упражнений:

  • данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
  • скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
  • у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
  • учащиеся становятся зоркими, внимательными.
  • очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

  • на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
  • наружный овал – красный, внутренний – зеленый, C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\2009-02-19\100_1387.jpg
  • крест коричнево-золотистый,
  • восьмерка  - ярко-голубым цветом.

Методика работы с офтальмотренажёром

  • Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  
  • Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\2009-03-06\100_1624.jpg
  • Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.
  • Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

  • Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\2009-02-26\100_1460.jpg
  • Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
  • Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит  от учеников,  тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты».

«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Литература:

  1. Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
  2. Базарный В. Ф. «Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
  3. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.
  4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих    технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
  5. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Взаимодействие музея и гимназии в образовательном процессе"

Последовательно, на протяжении трех лет вопросы сотрудничества с музеем М.В.Ломоносова находили свое отражение в деятельности, практически всех, творческих сообществ гимназии.В плане их работы на кажд...

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Технологии развивающего обучения. Краткий обзор технологий данной группы"

Мы точно представляем, что такое педагогическая технология, как она возникла, какова ее роль в образовательном процессе, какие требования к ней предъявляются, и   какими качествами она облад...

Выступление на школьном методическом совете на тему: "Ролевое общение на иностранном языке как фактор социального развития личности"

Среди критериев эффективности школьного образования особо выделяется обеспечение выпускникам готовности и умения активно включаться во все сферы социальной жизни. В связи с этим, как отмечает И.Л. Бим...

Мое выступление на школьном педагогическом совете

Регулярно делюсь своим опытом работы с коллегами...

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Профессиональный стандарт педагога"

Выступление на школьном педагогическом совете по теме "Профессиональный стандарт педагога"...