Выступление на тему "Размышление о патриотическом воспитании"
статья на тему

Тема  патриотического воспитания актуальна, поэтому важна преемственная связь учителей всех предметов в стремлении к действенному решению этой проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на  тему:  «Размышление о патриотическом воспитании»

Патриотическое воспитание? Что это такое?

Это формирование любви к своей земле, где живем, к природе, к языку, на котором говорим, воспитание гордости за тех людей, кто защищал наше Отечество.

 «Вспомните, люди русские, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский. Какую ответственность мы все несем за сохранение России! Что может стать во всем мире в случае ее падения?» – это слова праведного  Иоана Кронштадтского.

В годы моей молодости говорить о патриотизме было так же естественно, как дышать. По окончании института подруга написала мне письмо, в котором с гордостью рассуждала о нашей Родине, Отчизне-Матери, давшей нам образование, о том, какие мы счастливые люди, что  живем в России, что мы русские. Не было и капли лукавства в этом послании – благодарении: Родина, Отчизна, Служение, Учитель – эти слова имели для нас великую значимость. Духовная культура народа не может обойтись без использования слов: Русь, Россия, Честность, Порядочность...

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая,  бедствуя, немолвствуя  на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас  это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

Самоотреченная   любовь русского  к своей родине всегда вызывала восхищение, во все времена. Находясь вдалеке от родной земли, от родного народа, его культуры, русские люди, в своем большинстве, и за рубежом своего Отечества продолжали ощущать себя русскими. Загадочная русская душа..   Сколько про нее говорили и писали, а до сути не добрались. Ключ к разгадке  русской души следует искать в истоках русского языка.  Русский ребенок, едва научившись говорить на родном языке, овладевал навыками разговорной речи и церковнославянского языка.

Первым связным текстом, усвоенным русским ребенком, была молитва. «Дай нам хлеб насущный»…. Все славяне произносят ее на старославянском языке, объединяясь в ней в народ единой души, духа и слова. Русский есть православный. За истинную веру Россия называлась Святою. Заучивал ученик русской школы десять Заповедей и, боясь впасть в грех, с покаянием повторял слова молитвы. С  церковнославянским  языком  шло в наши души Слово Божие. К свету истины, который исходит из храма Слова, надо стремиться идти всю жизнь.

А сейчас,  к сожалению,  теряет  русский  характер, лучшие качества. Пустота заполняется  антикультурой  с  пропагандой убийств, разврата, благодати  баксов.

 События последних десятилетий свидетельствуют о том, что само слово патриотизм  в повседневной жизни стало приобретать ироничный смысл.  Главная причина – духовный кризис, произошедший в обществе после перестройки, когда прежние идеологические заповеди были растоптаны,  нравственные ориентиры разрушены. . Основа патриотизма – это знание русского литературного языка.

Но наш язык от потрясений конца 20 столетия испытал коррозию, покорежился, оскудел, сузился. «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское Слово!» - в суровые годы от лица народа клялась Ахматова.   Слова эти сегодня звучат горько и печально.

 О деградации  общества  свидетельствует речь нашей молодежи. Если у Эллочки – Людоедочки     лексикон состоял из 30 слов, то  сегодняшний представитель будущего ограничивается двумя словами: «плохой – хороший». А это уже становится трагедией.

Воспитывая учащихся в духе любви к Родине, учитель любой дисциплины чутким словом всегда может пробудить чувства не только восхищение красотой России, но и стремление служить ей.

Тема  патриотического воспитания актуальна, поэтому важна преемственная связь учителей всех предметов в стремлении к действенному решению этой проблемы.

Основной задачей школьного курса русского литературного языка должно стать изучение образцовых текстов на патриотическую тему, составленных великими мастерами слова. С далекого прошлого  учителя – словесники  видели  в тексте не только материал для упражнений, но и средство воспитания. На мой взгляд, особую важность приобретает изучение текста  в связи с ЕГЭ по русскому языку. Рассмотрев разные варианты  заданий, я пришла к выводу, что составители тестов недостаточное внимание уделяют подборке текстов, воспитывающих истинных патриотов . Хотелось бы, чтобы большее внимание уделялось текстам, в которых отражалась бы историческая правда о Великой Отечественной войне. Любой  уважающий себя народ  обязательно имеет свои святыни. Для нас такой святыней является память о великой Отечественной войне. И мы, учителя, не должны оставаться в стороне от развернувшейся лжи о

 роли русского народа разгроме фашистов. Нужно как можно больше текстов с  объективной информацией на эту тему. Манипулирование сознанием молодежи - это оружие идеологической войны, ведущееся в течение нескольких десятилетий против нашей памяти о подвигах отцов и дедов. Составляя разные задания к части С, я просмотрела много тестов, к сожалению, с трудом на тему  В. О.войны выделила 4-5 текстов. А ведь какое мощное средство в воспитании патриотических чувств - умение ценить красоту русской природы, понимать ее величие. И опять таких текстов найдешь малое число.

Мы все несем ответственность за нашу Родину, за нашу  Россию.  Мы, люди старшего поколения, должны воспитать наше будущее-  нашу молодежь такой, чтобы  они гордились, что они русские и любили свое Отечество.



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на  тему:  «Размышление о патриотическом воспитании»

Патриотическое воспитание? Что это такое?

Это формирование любви к своей земле, где живем, к природе, к языку, на котором говорим, воспитание гордости за тех людей, кто защищал наше Отечество.

 «Вспомните, люди русские, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский. Какую ответственность мы все несем за сохранение России! Что может стать во всем мире в случае ее падения?» – это слова праведного  Иоана Кронштадтского.

В годы моей молодости говорить о патриотизме было так же естественно, как дышать. По окончании института подруга написала мне письмо, в котором с гордостью рассуждала о нашей Родине, Отчизне-Матери, давшей нам образование, о том, какие мы счастливые люди, что  живем в России, что мы русские. Не было и капли лукавства в этом послании – благодарении: Родина, Отчизна, Служение, Учитель – эти слова имели для нас великую значимость. Духовная культура народа не может обойтись без использования слов: Русь, Россия, Честность, Порядочность...

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая,  бедствуя, немолвствуя  на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас  это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

Самоотреченная   любовь русского  к своей родине всегда вызывала восхищение, во все времена. Находясь вдалеке от родной земли, от родного народа, его культуры, русские люди, в своем большинстве, и за рубежом своего Отечества продолжали ощущать себя русскими. Загадочная русская душа..   Сколько про нее говорили и писали, а до сути не добрались. Ключ к разгадке  русской души следует искать в истоках русского языка.  Русский ребенок, едва научившись говорить на родном языке, овладевал навыками разговорной речи и церковнославянского языка.

Первым связным текстом, усвоенным русским ребенком, была молитва. «Дай нам хлеб насущный»…. Все славяне произносят ее на старославянском языке, объединяясь в ней в народ единой души, духа и слова. Русский есть православный. За истинную веру Россия называлась Святою. Заучивал ученик русской школы десять Заповедей и, боясь впасть в грех, с покаянием повторял слова молитвы. С  церковнославянским  языком  шло в наши души Слово Божие. К свету истины, который исходит из храма Слова, надо стремиться идти всю жизнь.

А сейчас,  к сожалению,  теряет  русский  характер, лучшие качества. Пустота заполняется  антикультурой  с  пропагандой убийств, разврата, благодати  баксов.

 События последних десятилетий свидетельствуют о том, что само слово патриотизм  в повседневной жизни стало приобретать ироничный смысл.  Главная причина – духовный кризис, произошедший в обществе после перестройки, когда прежние идеологические заповеди были растоптаны,  нравственные ориентиры разрушены. . Основа патриотизма – это знание русского литературного языка.

Но наш язык от потрясений конца 20 столетия испытал коррозию, покорежился, оскудел, сузился. «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское Слово!» - в суровые годы от лица народа клялась Ахматова.   Слова эти сегодня звучат горько и печально.

 О деградации  общества  свидетельствует речь нашей молодежи. Если у Эллочки – Людоедочки     лексикон состоял из 30 слов, то  сегодняшний представитель будущего ограничивается двумя словами: «плохой – хороший». А это уже становится трагедией.

Воспитывая учащихся в духе любви к Родине, учитель любой дисциплины чутким словом всегда может пробудить чувства не только восхищение красотой России, но и стремление служить ей.

Тема  патриотического воспитания актуальна, поэтому важна преемственная связь учителей всех предметов в стремлении к действенному решению этой проблемы.

Основной задачей школьного курса русского литературного языка должно стать изучение образцовых текстов на патриотическую тему, составленных великими мастерами слова. С далекого прошлого  учителя – словесники  видели  в тексте не только материал для упражнений, но и средство воспитания. На мой взгляд, особую важность приобретает изучение текста  в связи с ЕГЭ по русскому языку. Рассмотрев разные варианты  заданий, я пришла к выводу, что составители тестов недостаточное внимание уделяют подборке текстов, воспитывающих истинных патриотов . Хотелось бы, чтобы большее внимание уделялось текстам, в которых отражалась бы историческая правда о Великой Отечественной войне. Любой  уважающий себя народ  обязательно имеет свои святыни. Для нас такой святыней является память о великой Отечественной войне. И мы, учителя, не должны оставаться в стороне от развернувшейся лжи о

 роли русского народа разгроме фашистов. Нужно как можно больше текстов с  объективной информацией на эту тему. Манипулирование сознанием молодежи - это оружие идеологической войны, ведущееся в течение нескольких десятилетий против нашей памяти о подвигах отцов и дедов. Составляя разные задания к части С, я просмотрела много тестов, к сожалению, с трудом на тему  В. О.войны выделила 4-5 текстов. А ведь какое мощное средство в воспитании патриотических чувств - умение ценить красоту русской природы, понимать ее величие. И опять таких текстов найдешь малое число.

Мы все несем ответственность за нашу Родину, за нашу  Россию.  Мы, люди старшего поколения, должны воспитать наше будущее-  нашу молодежь такой, чтобы  они гордились, что они русские и любили свое Отечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

    В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание в современной школе"

Данный материал бвл подготовлен к выступлению на педагогическом совете по теме  "Патриотическое воспитание в современной школе". Материалы для данного выступления основываются на многолетние...

Выступление на МО Гражданско-патриотическое воспитание подростков.

Тема гражданско-патриотического воспитания стала одной из основных в процессе моей воспитательной работы с обучающимися средней школы....

Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание в школе"

Система гражданско-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание является плановым, с...

Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образ...