Доклад Медико-психолого-педагогическая поддержка 14-15гг
учебно-методический материал по теме

Под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с учащимися, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.

С.Д. Забрамная, А.В. Капланский выделяют следующие задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются:

- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;

-создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;

- обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов».

Методическое совещание.

ТЕМА:

 

Учитель-дефектолог

Чумаченко Т.А.

Декабрь 2014г.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с учащимися, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.

С.Д. Забрамная, А.В. Капланский выделяют следующие задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются:

- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;

-создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;

- обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Главная цель организации психолого-медико-педагогической службы школы-интерната III-IV видов — создание благоприятных условий для развития и обучения учащихся, сохранения их физического и психического здоровья.

 ПМПК включает в себя специалистов школы: психолога, логопеда, медицинского работника,  заместителя директора по учебной работе, учителя-дефектолога и классного руководителя.

Система медико-психолого-педагогической поддержки позволяет создать условия, при которых:

  • учебная и воспитательная деятельность учащихся становится доступной, интересной, эффективной;
  • сохраняется психическое и физическое здоровье ребёнка;
  • обеспечивается полноценное личностное и интеллектуальное развитие каждого ученика;
  • становится возможным наблюдать каждого ребёнка на протяжении всех лет обучения в школе.

Организация психолого-медико-педагогического поддержки включает в себя:

- работу психолого-медико-педагогического консилиума;

- выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;

-оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

- организация индивидуальных педагогических маршрутов;

- организация педагогического взаимодействия.

Содержание и формы работы в данном направлении следующие: 

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
  • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ограниченными возможностями здоровья чувствовал себя комфортно;
  • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Вторичные отклонения при нарушении зрения:

 Внутрисистемные вторичные отклонения при нарушении зрении - нарушение функций в самой зрительной системе вследствие первичного дефекта зрения.

 а ) нарушения периферического зрения;

 б) нарушение бинокулярного зрения;

в) нарушение глазодвигательной функции;

г) нарушение фиксации взора;

 д) нарушение функции различения цветов;

е) нарушение глазомера;

 ж) нарушение способности устанавливать пространственные связи между предметами;

з) нарушение прослеживающей функции;

и ) нарушение целостности восприятия ;

 к ) нарушение макро-и микроориентации в пространстве.

Межсистемные вторичные отклонения при нарушении зрении - отклонение в развитии функций, тесно связанных со зрением:

 А) нарушения в двигательной сфере:

а) нарушение ритмической деятельности (чувство ритма);

б) нарушение двигательной активности (нарушение движений).

Б) нарушение в психической деятельности;

а) нарушение анализирующего восприятия;

б) нарушение образного мышления;

 в) нарушение логической памяти;

г) нарушение произвольного внимания;

д) нарушение речи.

Восприятие величины, формы предметов и пространства.

 Чем характерно.

Легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов,  различия расстояния между ними, оценка глубины пространства, осложняется одномоментный обзор макетов, рисунков, схем.

Возможности дефектологического сопровождения:

- Диагностическое изучение анамнеза и уровня сенсорного восприятия

- Консультация по результатам диагностики ;

Рекомендовано:

Необходимо учитывать: величину предметов, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона и т.п.

Психотерапевтическая пальчиковая и зрительная гимнастика,

игры и упражнения на распознавание, узнавание, нахождение, сравнение геометрических форм и величины, сериацию, на составление целого из частей, на развитие прослеживающей функции глаз.

Коррекционные игры, упражнения:

Мозаика, конструктор, лабиринты, шнуровки, рисование по точкам, рисование через кальку,обводка по контуру из частей.

Восприятие цвета и контраста.

Чем характерно.

Ослабление восприятия красного, зеленого и синего цветов

Возможности  дефектологического сопровождения.

Консультационная - по результатам диагностики и в зависимости от запроса;

. Диагностическая - изучение особенностей цветовосприятия.

Рекомендовано: 

Психотерапевтическая  и зрительная гимнастика, игры и упражнения на цветоразличение, составление целого из частей, цветовую сериацию.

Усилить: насыщенность и яркость цветовых тонов, цветового и светотеневого контраста между фоном и объектом, четкость границ изображений.

 Коррекционные игры, упражнения: 

Плетение "ковров" из разноцветных полосок, мозаика, «Подбери по цвету», выложи по образцу, цветовое лото, раскрашивание картинок, собери картинку.

Развитие памяти детей с ослабленным зрением.

 Чем характерно.

Замедленное образование временных связей и выработка дифференцировок, Пониженная продуктивность запоминания материала. Наиболее продуктивно происходит запоминание начала материала (повышенная утомляемость) В долгосрочной памяти наблюдается высокая степень сохранения усвоенного материала

 Возможности психологического и дефектологического  сопровождения. Консультационная:

 -принятие ребенка и его особенностей

 -индивидуальная работа по развитию памяти вне школы.

Диагностическая:

- изучение вербального и невербального интеллекта Рекомендовано:

 Психотерапевтическая игры и упражнения на расширение объёма памяти, на развитие разных видов памяти; обучение различным способам запоминания Учитывать: необходимо большее количество подкреплений и большее количество времени на запоминание и воспроизведение.

 Коррекционные игры, упражнения: 

«Что изменилось?»,  «Выложи по памяти», «Снежный ком», «Узнай на ощупь», «Кто больше назовет»? Перескажи сказку.

Особенности развития мышления.

Чем характерно.

Трудности при анализе, синтезе, сравнении, классификации: недостаточно тонкий анализ, часто приводит к установлению сходства и различий либо по несущественным, либо по слишком общим признакам

Возможности психологического и дефектологического сопровождения.

Консультационная:

-принятие ребенка и его особенностей,

-не сравнивать с другими детьми;

- по результатам диагностики;

 Рекомендовано:

Психотерапевтическая пальчиковая и зрительная гимнастика, игры и упражнения на развитие мыслительных операций; Диагностическая изучение наглядно- образного и словесно- логического мышления.

Коррекционные игры, упражнения: «Лото», «Четвертый лишний»,  «Я знаю 5 имен…», «Закончи ряд», «Аналогии», «Чем похожи-непохожи», «Разложи по смыслу», Матрицы.

Деятельность и воля слабовидящих детей.

 Чем характерно.

Зрительная работа вызывает быстрое утомление иногда наблюдается нарушение работоспособности, что может проявляться в снижении объема выполняемого задания, в появлении ошибок, недописок и др.;

 -Трудности в познавательной деятельности: в овладении техникой чтения и письма. понимании содержания прочитаного -Снижение устойчивости и объёма внимания;

 -Трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, при переносе задач в новую ситуацию.

 Возможности психологического и дефектологического сопровождения.

 Консультационная - принятие ребенка и его особенностей, не сравнивать с другими детьми;

Диагностическая изучение уровня работоспособности, особенности внимания.

Рекомендовано:

Психотерапевтическая пальчиковая и зрительная гимнастика, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие волевого акта, на расслабление, снятие напряжения, на развитие внимания. Необходимо:

- большее количество подкреплений

- воспитание чувства воли и волевого акта,

 необходимых для преодоления на своем пути большего числа трудностей

 - воспитание моральных качеств и целенаправленных действий.

Особенности эмоций слабовидящих детей. 

Чем характерно.

Особенно сильно переживается момент резкого ухудшения зрения: - может наступить стрессовое состояние, - высокая раздражительность - дезорганизация поведения.

 Возможности психологического и дефектологического сопровождения.

Консультационная:

 - принятие ребенка и его особенностей;

 - помощь ребенку в стрессовой ситуации.

Диагностическая:

-изучение эмоционального состояния, психологического климата в семье, классе, социального статуса в классном коллективе;

 Рекомендовано: Психотерапевтическая психогимнастика арттерапия, пальчиковая гимнастика, песочная терапия сказкотерапия; театрализованные игры, игры и упражнения на проработку агрессивности и снятие психоэмоционального напряжения Коррекционные игры, упражнения: 

Рисование, лепка, штриховка и раскрашивание, вырезание фигур и деталей, мозаика, сортировка семян. нанизывание бус, плетение, конструктор. Игры: «Замри», «Запретное движение»,  «Насос и мяч», «Штангист».

В каждом конкретном случае на ПМПК определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.. 


Рекомендации тифлопедагога педагогам и родителям.

 

Педагогам и родителям нужно знать о том, что зрительная патология не влияет на познавательные способности ребенка. Усложняется лишь восприятие окружающего мира. Восприятие у слабовидящих детей замедленное, фрагментарное, полнота обозрения нарушена, снижена наблюдательность. Поэтому необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения детей более длительное время. Если у ребенка нистагм, то увеличиваем время на рассмотрение объекта. При катаракте педагог работает только вблизи источника света. 
Если у ребенка близорукость, то у него трудно изменяется рефракция, поэтому работаем только вблизи пособия, при дальнозоркости работаем на доске.
     Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – обязательно применение подставок. Для детей с расходящимся косоглазием – горизонтальная рабочая плоскость.
     Большое значение в организации занятий имеют наглядные пособия. При работе со слабовидящими детьми они должны быть более крупные, яркие, передающие признаки реальных предметов. 
Изображения на картинках должны быть выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию слабовидящего ребенка. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью. 
Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.      
По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.
         При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами, не напрягая зрение. 
Проведение физкультминуток в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей. Таким образом, организуется подвижность зрительных функций у слабовидящих и преодоление их нарушений у детей с патологией зрения.

Избегайте того, чтобы…
- источники света слепили глаза или были слишком резки,
- поверхности, особенно дверей, были стеклянными. Там, где такая поверхность существует, обозначьте её контрастной полосой, 
- оставались загромождающие пространство предметы, особенно в зонах движения детей,
- в местах передвижения детей попадались грубо обработанные поверхности и острые края, так как они могут стать причиной травмы,
- двери, окна были полуоткрыты – в таком положении они могут представлять угрозу для слабовидящих детей,
- хрупкие предметы стояли свободно в комнатах и на улице, особенно вблизи входов и выходов.

 Рекомендации тифлопедагога учителям и воспитателям.

  • Дети с низкой остротой зрения занимают первые места;
  • При сходящемся косоглазии место ребенка – в центре;
  • При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру;
  • Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся – вертикальной, при миопии, глаукоме – вертикальной.
  • Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
  • Темп занятий должен быть снижен.
  • Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.
  • Во время занятий использовать специальную наглядность.
  • При демонстрации цветных изображений использовать яркие, насыщенные, натуральные цвета.
  • Учитывать контрастность фона.
  • Ограничивать непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям.
  • На прогулке ребенка с низкой остротой зрения ставить в паре с лучше видящим ребенком; ребенку со светобоязнью – солнцезащитные очки обязательны.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 5 РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

  • Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
  • Слушайте его;
  • Проводите с ним как можно больше времени;
  • Делитесь с ним своим опытом;
  • Рассказывайте ему о своём детстве, победах и неудачах;
  • Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под влиянием стресса и вас легко вывести из равновесия:
  • Отложите или отмените совместные дела с ребёнком;
  • Старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
  • Выйдите из комнаты, в которой находится ребёнок;
  • Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
  • Примите тёплую ванну или душ;
  • Сделайте массаж;
  • Выпейте чай;
  • Позвоните друзьям;
  • Потанцуйте под громкую музыку;
  • Расслабьтесь на диване;
  • Спойте что-нибудь;
  • Найдите свой способ.
  • Старайтесь по возможности предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
  • Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которые вам очень дороги;
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия;
  • Учитесь предчувствовать наступление срыва.
  • К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям:
  • Изучите силы и возможности своего ребёнка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли концентрировать внимание);
  • Если вам предстоит визит к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив необходимость данного визита.
  • Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации помогут Вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Педагогическая поддержка ребёнка и процесс его развития»

В решении вопросов качества образования помогают, в том числе, и приёмы самообразования....

Доклад на тему: Психологическая поддержка учащихся на занятиях физической культурой

Психологическая поддержка учащихся на занятиях физической культурой...

Доклад для педсовета «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании. Тактика «защиты»»

Доклад для педсовета «Педагогика поддержки ребёнка в современном образовании. Тактика «защиты»»...

Роль педагога в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребенка в условиях санатория

Задачи:- налаживание детско-родительских отношений;- снятие психотравмирующих ситуаций в ближайшем окружении;- содействие улучшению психологического самочувствия ребенка; - расширение круга интер...

Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате видеоконференции

Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции с международным участием "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате вид...

Доклад. Основные методы педагогической поддержки социализации студентов

Доклад на заседание ЦМК классных руководителей...