Методы обучения
методическая разработка на тему

При  отборе  и конструировании методов обучения особое внимание уделяется тем методам, которые способствуют развитию у обучающихся личностно-значимых компетенций, инициативы, активности и ответственности.

 (слайд 1) В современной педагогике под методом обучения понимают систематическое взаимодействие учителя (преподавателя) и учащегося, при котором учитель системой последовательных и упорядоченных действий с помощью различных средств (словесных, наглядных) и форм (рассказ, беседа, дискуссия) организует познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению определённого  учебного материала.

     Любая система обучения, в любых ее формах и проявлениях только в том случае будет отвечать своему назначению, если в ней будут заложены изначально такие факторы, как:

         -   взаимодействие преподавателя и обучающихся;

         -   наличие достаточно устойчивого и эффективного управления познавательным    процессом;

         -  устойчивая мотивация учебной познавательной деятельности.

     Эти факторы инвариантны для любой системы обучения. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся, что позволяет методы обучения подразделить на три обобщенные группы

       1. Пассивные методы;

       2. Активные методы;

       3. Интерактивные методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obucheniya_rogozhin_mv.rar219.94 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Среднецарицынская СОШ

Серафимовичского Района

Волгоградской области

Доклад на МО

Подготовил: учитель

Технологии Рогожин М.В.

2013-2014

К презентации «Методы обучения».

При  отборе  и конструировании методов обучения особое внимание уделяется тем методам, которые способствуют развитию у обучающихся личностно-значимых компетенций, инициативы, активности и ответственности.

 (слайд 1) В современной педагогике под методом обучения понимают систематическое взаимодействие учителя (преподавателя) и учащегося, при котором учитель системой последовательных и упорядоченных действий с помощью различных средств (словесных, наглядных) и форм (рассказ, беседа, дискуссия) организует познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению определённого  учебного материала.

     Любая система обучения, в любых ее формах и проявлениях только в том случае будет отвечать своему назначению, если в ней будут заложены изначально такие факторы, как:

         -   взаимодействие преподавателя и обучающихся;

         -   наличие достаточно устойчивого и эффективного управления познавательным    процессом;

         -  устойчивая мотивация учебной познавательной деятельности.

     Эти факторы инвариантны для любой системы обучения. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся, что позволяет методы обучения подразделить на три обобщенные группы

       1. Пассивные методы;

       2. Активные методы;

       3. Интерактивные методы.

В этой классификации первая группа методов – пассивные или их еще определяют как  традиционные методы обучения являются самыми (на сегодняшний день) распространенными (особенно - в средней и начальной профессиональной школе) и представляют собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль – оценка (слайд 3). Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими методами обучения.

(слайд 4) Наряду с пассивными (традиционными) методами обучения школьников  огромное значение   уделяется и применению методов активного обучения. Эти методы наиболее эффективно способствуют решению задач по формированию у учащихся деловых качеств и личностно-значимых компетентностей и выступают в качестве тех внешних воздействий, которые вызывают внутреннюю активность личности, без которой невозможна высокая эффективность профессионально-технологической и экономической подготовки учащихся.

В науке выделяются следующие особенности данной группы методов (слайд 1) :

      -  Принудительная активизация мышления (вынужденная активность) сама технология учебного процесса активизирует мышление обучаемых независимо от их желания.    

    - Длительность и устойчивость активности обучаемых: достаточно длительное время вовлечение обучаемых в учебный процесс, активность носит не эпизодический, а устойчивый характер.

      - Самостоятельность и творческий характер принятия решений: методы активного обучения стимулируют самостоятельное принятие обучаемыми творческих по своему содержанию, эмоционально окрашенных  и мотивационно оправданных действий и решений.

       - Коллективная основа процесса обучения: постоянное взаимодействие учащихся между собой и с преподавателями с помощью прямых и обратных связей.

      - Интенсивность обучения: данные методы повышают результативность обучения не за счет увеличения объема перерабатываемой информации, а благодаря глубине и скорости ее переработки (слайд 1).

Все возрастающий поток информации  и  ее объем в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения слушателями изучаемого материала и закрепления его на практике. Для того чтобы не отставать от требований времени, происходит интенсификация образовательного процесса на основе внедрения в него интерактивных технологий обучения, создания психологически комфортной среды, обеспечивающей свободу слушателей в выборе образовательных форм и методов.

       Поэтому в современной педагогической практике как в России так и ряде зарубежных стран  все наиболее распространенными становятся интерактивные методы обучения, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков и формированию определенных компетенций.

      Если традиционный урок направлен на дачу новой информации, то в ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение  (слайд 5).

Рассмотрим особенности данной группы методов (слайд 1) :

     Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.

               

       Каковы главные условия применения интерактивных методов на уроке?

     Интерактивные методики требуют определенных условий их применения. Это, прежде всего:

  • четкая формулировка целей. Учителю необходимо убедиться в том, что учащиеся понимают смысл, правила групповой работы или игры, принимают их и готовы работать в группе;
  • учитель должен учитывать особенности данного коллектива учащихся, степень их готовности к совместной деятельности;
  • необходимо помнить, что важную роль играют цели и задачи использования метода. Учитель должен ясно представлять себе, с какой целью он использует данный метод;
  • учитель должен четко, шаг за шагом представлять себе основные этапы реализации того или иного метода обучения, прогнозируя его результаты.
  • Дидактические условия реализации возможностей интерактивных методов обучения в технологическом  образовании включают в качестве элементов следующие компоненты педагогической деятельности:

  • - целевой – разработку номенклатуры педагогических целей технологического  образования, соотнесение их с целями обучения;
  • - процессуальный – соблюдение правил применения игр в учебном процессе, системность использования интерактивных методов;
  • - содержательный – ситуаций, позволяющих формировать технологическую культуру в процессе обучения;
  • - аналитический – анализ (самоанализ) деятельности учителя по формированию технологической  культуры с помощью интерактивных методов на уроке.

Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы .

  • -  создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
  • -  организации обмена деятельностями;
  • -  организации мыследеятельности;
  • -  организации смыслотворчества;
  • -  организации рефлексивной деятельности.

Планируя работу по внедрению ФГОС  нового поколения необходимо учитывать, что отличительная особенность нового стандарта - его деятельностный характер. Главная цель - развитие личности. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Стандарт указывает реальные виды деятельности. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.  А это прежде всего, активные и интерактивные методы обучения.  Но оптимальный результат будет достигаться, по мнению ведущих специалистов в области образования, умелым и обоснованным сочетанием всех трех групп методов.

Потому как развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), ведь они являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Мастер – класс «Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения»

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные ...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...