выявление и развитие творческих способностей обучающихся
методическая разработка на тему

Известные ученые (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец,

Б.М. Теплов) отмечают, что раннее вовлечение детей в творческую репродуктивную деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает   потребностям и возможностям ребенка. У детей   широко развивается самостоятельное творчество: художественное, музыкальное, театральное, литературное, эстетическое и т.д.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:

          Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.

Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Различают общие (умственные способности – развитая память, совершенная речь, точность ручных движений) и специальные способности, например, музыкальные (или технические). Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода  и их развитие.

          Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

           Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

  Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Я преподаю предмет, который в полной мере позволяет развивать творческие способности ребенка в определенных областях деятельности, а также и переносить их в другие виды деятельности. Технология – наука об искусстве мастерства. (techne – искусство, мастерство, умение;  logos – учение, наука). А еще, технология это совокупность различных способов и приемов деятельности, позволяющая получить новое изделие (продукт) или качественно изменить имеющееся.

Развить способности и научить мастерству – это длительный, трудный и, в то же время, увлекательный процесс сотрудничества учителя и обучающегося, которые в определенный момент могут стать единомышленниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_obuchayushchikhsya.docx462.71 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Среднецарицынская СОШ

Серафимовичского Района

Волгоградской области

Доклад на РМО учителей технологии

Подготовил: учитель

Технологии Рогожин М.В.

2013-2014

Выявление и развитие способностей обучающихся

Народная мудрость гласит: «Дитя – драгоценность, но ещё большая драгоценность – его воспитание». Это, прежде всего, означает создание  оптимальных условий для гармоничного развития и творчества каждого учащегося.

Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое.  

Известные ученые (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец,

Б.М. Теплов) отмечают, что раннее вовлечение детей в творческую репродуктивную деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает   потребностям и возможностям ребенка. У детей   широко развивается самостоятельное творчество: художественное, музыкальное, театральное, литературное, эстетическое и т.д.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:

          Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.

Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Различают общие (умственные способности – развитая память, совершенная речь, точность ручных движений) и специальные способности, например, музыкальные (или технические). Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода  и их развитие.

          Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.

           Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

  Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

Я преподаю предмет, который в полной мере позволяет развивать творческие способности ребенка в определенных областях деятельности, а также и переносить их в другие виды деятельности. Технология – наука об искусстве мастерства. (techne – искусство, мастерство, умение;  logos – учение, наука). А еще, технология это совокупность различных способов и приемов деятельности, позволяющая получить новое изделие (продукт) или качественно изменить имеющееся.

Развить способности и научить мастерству – это длительный, трудный и, в то же время, увлекательный процесс сотрудничества учителя и обучающегося, которые в определенный момент могут стать единомышленниками.

Поэтому начинается он с изучения имеющихся способностей и выработке необходимых технологических навыков  обработки материалов.

Я применяю следующие способы изучения способностей:

  1. Анкетирование

Анкета

  • Мастеришь ли ты что-то дома?
  • Какие материалы  предпочитаешь использовать?
  • Что  нравится делать больше всего?
  • Пользуешься ли при работе какими-либо инструментами?
  • Назови инструменты, которыми ты работал?
  • Были ли травмы во время работы?
  • Где  находишь нужную информацию о поделке?
  • Рисуешь ли  свое будущее изделие перед работой?
  • Доводишь ли  свое дело до конца?
  • Как часто  берешься за новое дело, не закончив прежнее?
  • Аккуратен ли ты  во время работы?
  • Убираешь ли за собой рабочее место?
  • Если тебе поделка не понравилась, будешь ли ты её переделывать?
  • Дарил ли ты когда-нибудь свои изделия кому-либо?
  • Ты все делаешь сам или  просишь помочь тебе старших?
  • Как долго ты можешь заниматься работой?
  • Есть ли в твоей комнате поделки, изготовленные тобой самим?
  • Нравится ли тебе работать с конструктором?
  • Любишь ли ты играть в различные логические игры, которые предполагают что-то сконструировать, усовершенствовать, дать правильный ответ?
  • Часто ли тебя ругают за твою работу?
  • Часто ли тебя хвалят за твою работу?

  1. Логические игры – это различные лото, конструкторы, головоломки и т.д., а также различные компьютерные игры такие как, «Заработало – повелитель  механизмов» - на сайте Fyrrion blog

Логические игры, кроссворды, головоломки – это  занятие, которое дети с

увлечением  используют во время работы, при этом получая определенные

технико-технологические навыки. В последнее время материал по этой

теме можно свободно найти в интернет – пространстве. Также я использую

и традиционно книжные материалы:

  • Про молоток, клещи и другие нужные вещи А.М. Маркуши
  • От игры к знаниям Е.М. Минскина
  • Занимательные уроки технологии  И.П. Арефьева  5, 6, 7, 8 классы (4 книги)
  • Кроссворды, головоломки, ребусы и т.д., составленные самими детьми

  1. Тестирование – различного рода тесты:  
  • Наиболее часто применяю: тест Торренса (неполные фигуры);

Предлагаемый фигурный тест Е. Торренса  предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет.

Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Инструкция - описание к тесту

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

стимульный материал к тесту торенса на креативность

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1.      Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2.      При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

         рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

         рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

         осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3.      Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4.      Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1.      Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2.      Оценивается рисунок, а не название!

3.      Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

         Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1.      — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2.      — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3.      — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4.      — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5.      — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6.      — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7.      — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8.      — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9.      — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10.  — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

 «Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

         0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

         1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

         2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

         3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

         0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

         1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ  равен 0 баллов.

         2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

         1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

         2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

         3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

         4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте  баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию»  и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — отлично

 

                                    По аналогии с тестом Торренса провожу свой тест: нарисуй фигуру: из набора стандартных фигур составить рисунок детали с прорезной резьбой: наличник, планку штакетника, филенку калитки и т.д.

Фигуры можно объединять, изменять форму и размеры.

Результатом этой работы являются шаблоны для прорезной резьбы, а также готовые изделия, в здании школы

Тест Торренса применяю более часто, так как он является своего рода трамплином для разработки учащимися шаблонов для изделий, содержащих прорезную резьбу.

Другие тесты можно посмотреть на сайте:       http://nsportal.ru/rogozhin-mihail-viktorovich, 

C:\Documents and Settings\Харькин\Мои документы\к учебным проектам\домовая резьба\шаблоны дом резьба\SDC11163.jpgC:\Documents and Settings\Харькин\Мои документы\к учебным проектам\домовая резьба\шаблоны дом резьба\SDC11166.jpg

C:\Documents and Settings\Харькин\Мои документы\к учебным проектам\домовая резьба\шаблоны дом резьба\SDC11171.jpgC:\Documents and Settings\Харькин\Мои документы\к учебным проектам\домовая резьба\шаблоны дом резьба\SDC11168.jpg

  • технологические карты с неполными данными – доработать эскизы деталей, выстроить технологическую последовательность и т. д. (учебный элемент «Художественное точение»  http://nsportal.ru/rogozhin-mihail-viktorovich,)
  • онлайн – тесты - http://nazva.net/logic_test5/

  1. Пробные работы

                       Пробные работы позволяют обучающемуся проанализировать насколько он готов самостоятельно выполнить ту или иную работу. Всегда говорю, что нет ничего страшного, если в первый раз не получится. Всегда есть возможность повторить работу, исключив прошлые ошибки.  Например: дети любят изготовлять токарные художественные изделия сложной формы, и не секрет, что некоторые переоценивают иногда свои возможности. Поэтому, если после первой неудачной попытки  ученик снова возьмется за изготовление этого изделия, то эта работа его заинтересовала, и результаты будут хорошими. Да и изделия каждый раз будут приобретать новизну и неповторимость. Виды работ могут быть любыми, начиная от составления операционной карты или чертежа, заканчивая заданиями на конструирование детали (изделия).

  1. Проблемные задачи

                         Проблемные задачи предполагают наличие проблемы, ситуации, требующей технического решения, например:

  • Как закрепить деревянную деталь сложной формы в верстачном зажиме для обработки торцов?
  • Как обрабатывать дно подсвечника, чтобы требовался минимум доработки после отрезания детали?
  • Какое минимальное количество отверстий необходимо просверлить  в детали для уменьшения времени на выпиливание?
  • Как избежать сколов и трещин при сверлении отверстий перовым сверлом на обратной стороне детали?
  • Какая последовательность технологических операций ускорит процесс изготовления металлической шайбы для винта М6 ?
  • Какой напильник лучше использовать для обработки мягких металлов; с двойной или одинарной насечкой?
  • Какой вид соединения деталей выбрать для деревянного ящика 15х100х150?
  • Как можно использовать пороки древесины с пользой для конечного изделия?

  1. Исследовательские задачи  

                       Исследовательские задачи требуют больше времени для решения и предполагают выстроить определенную последовательность действий. Здесь можно увидеть симбиоз пробной работы и проблемной задачи, например:

  • Выяснить, по каким причинам возможно заоваливание заготовки при строгании

  •  Исследовать зависимость цвета и его насыщенности на декоративных деталях из дерева в зависимости от препарата, времени выдержки и числа слоев при минимальных затратах препарата

  • Выяснить, под каким углом наклона к поверхности заготовки необходимо располагать пилу при пилении тонкой древесины либо фанеры, чтобы избежать излишних сколов на краях распиливаемых деталей

  • Выяснить какой из современных материалов наиболее выгодно применить для заделки трещин на готовом изделии с целью минимизации материальных затрат и времени на доработку

Развитие творческих способностей.

Каждый ребенок способен творить, он талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать этот интерес до окончания  школы?

Надо просто приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

         В своей деятельности я  опираюсь на возможности как урочных, так и внеурочных занятий по предмету, что способствует расширению и углублению его образовательного пространства.  Моя задача   состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой обучающийся мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. И, наконец, чтобы свои наработки, опыт знания, мог применить и в будущем.

Учебная деятельность:

Во время уроков основной задачей становится выработка основных технических умений по владению различными видами ручного и электроинструмента;  навыков разметки деталей и сборки готового изделия; контроля работы и оценки конечного продукта. При этом накапливаются навыки безопасного труда. На этом этапе, справится с различными трудностями,  помогают пробные работы, например:

  • «сделай по образцу»,
  • «составь (дополни) чертеж (рисунок)»,
  • «заполни пропуски в операционной карте» и т.д.

Во время любой работы для ребенка важен конечный результат. И каждый работает в своем темпе. Поэтому если кто-то первым справляется с заданием, то получает индивидуальное, на выбор, по желанию:

  • Поработать с индивидуальной карточкой;
  • Изготовить более сложную деталь;
  • Помочь товарищу, те поработать в качестве консультанта и т.д.

За последние годы в образовательной области «Технология» успешно адаптировался и развился модуль «Проект». Это направление деятельности дает огромные возможности по развитию творческих способностей учащихся.  В 5-6 классах дети накапливают необходимый опыт по работе над проектом.  А далее моя помощь требуется в качестве консультанта.  Каждый практически сам от начала до конца продумывает всю технологическую цепочку по получению конечного продукта; проходит все этапы от замысла до готового изделия. Мне необходимо только оказать помощь, и то, если возникнет необходимость. Нужно заметить, что при работе над этой темой дети научились находить для себя изделия, технология изготовления которых не изучается в разделах школьного курса данного предмета. Конечно, они  часто копируют интересные поделки, но часто создают и свои, изучая и просматривая литературу и материалы интернет-сайтов. Но, нужно сказать, что ребята с удовольствием работают над проектом, потому что заранее знают, для чего будет необходим их конечный продукт. Как и в любой другой работе, здесь важен конечный результат. Поэтому ориентирую детей на то, что их поделки будут обязательно участвовать на различных выставках, в конкурсах, акциях. Потому обучающиеся являются постоянными участниками данных мероприятий и их работы отмечаются наградами и подарками.

Внеурочная деятельность.

Стало традицией проведение предметной  недели технологии. Дети всегда знают, когда она будет проводиться и стараются закончить свои работы, потому как лучшие из них будут обязательно на выставке. Очень приятно, когда твое изделие внимательно рассматривают другие, высказывая свое одобрение. Обычно выставки приурочиваем к различным праздникам, где творчество увидят не только другие дети. Но родители и гости.

В течение многих лет я провожу занятия кружка по предмету, где каждый при желании сможет получить и развить необходимые знания, умения и навыки; т.е. компетенции.  Дети занимаются с удовольствием. Они могут работать, наблюдать, что и как делают старшие, поучиться у них, попросить их оказать помощь. Важным этапом  кружковой работы также является конечный результат: возможность показать, продемонстрировать свои работы на выставке в школе, в районном детском центре, поучаствовать в различных конкурсах. Иногда трудно сказать,  когда кончается урок технологии; после урока или после кружка. Любую незавершенную работу ученик может закончить на занятии кружка.

Наши работы ежегодно выставляются и участвуют:

  • На школьных выставках;
  • На  муниципальных и региональных выставках, организуемых Серафимовичским Детским центром;
  • Участвуют  в конкурсах и акциях, проводимых природным парком «Усть-Медведицкий»;
  • А  также,  районной и местной администраций.;
  • На дистанционных конкурсах «Мир конкурсов» и «Уникум».
  • В районных конкурсах практико-ориентированных проектов.

В нашем активе грамоты, дипломы, благодарственные письма победителей, подарки призерам и участникам. Детям всегда приятно получать благодарность за свою работу.

Рогожин М.В. МКОУ Среднецарицынская СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя технологии по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся»

Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный ...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся"

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурно...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности».

Программа  «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»....

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойская СОШ»

Целью данной Программы является  создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:1) изучить...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...