УМК Операционные системы и среды рабочая программа
методическая разработка (11 класс) на тему

Рузанкова Инна Алексеевна

Данный материал предназначен для преподавателей дисциплины "Операционные системы и среды" 230701 "Прикладная информатика" на 2 курсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_osis.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО Железнодорожный колледж №52

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ОП.07. Операционные системы и среды

Специальность 230701 Прикладная информатика

Москва

2014


ОДОБРЕНА

Разработана на основе Федерального

Предметно-цикловой

государственного образовательного

комиссией Информационные технологии

стандарта по специальности среднего

Наименование комиссии

профессионального образования

230701 Прикладная информатика

Протокол № 1

от 30 августа 2013 года

Председатель

Заместитель директора по ОУиМР

предметно-цикловой комиссии

Мирошников В.В.

Морковина Н.А.

подпись

Ф.И.О.

подпись

Ф.И.О.

Составитель: Рузанкова И.А.

Рецензент:


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью типовой основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 230701 Прикладная информатика (по отраслям),  входящей в укрупненную группу специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в качестве отдельного курса.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;
  • работать в конкретной операционной системе;
  • работать со стандартными программами операционной системы;
  • устанавливать и сопровождать операционные системы;
  • поддерживать приложения различных операционных систем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • состав и принципы работы операционных систем и сред;
  • понятие, основные функции, типы операционных систем;
  • машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью;
  • машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов;
  • принципы построения операционных систем;
  • способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования;
  • понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейсов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы  учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 120 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 80 часа;

самостоятельная работа обучающегося - 40 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),

80

в том числе:

     лабораторные работы

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего),

40

в том числе:

работа с конспектами лекций,

подготовка рефератов,

оформление презентации,

решение задач

Формы текущего контроля знаний, промежуточной аттестации определяются образовательным учреждением самостоятельно


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи учебной дисциплины. Межпредметные связи.  Значение дисциплины в профессиональной деятельности техника-программиста.

2

1

Раздел 1. Основные понятия и характеристики операционных систем

16

Тема 1.1.

Общие понятия и классификация операционные системы

1

Классификация операционных систем (ОС). Понятие Назначение типы и основные функции ОС.

4

2-3

2

Особенности структурной организации ОС.

3

Понятие ядра ОС. Монолитное ядро. Системы с архитектурой микроядра. Объектно-ориентированный подход.

4

Концепция множественных прикладных сред. Системы с распределенной организацией

Лабораторные работы

1.Изучение основные параметров многопрограммных режимов операционных систем.

2

Самостоятельная работа обучающегося

  1. Составление схемы программного обеспечения ПК
  2. Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС»
  3. Выполнение команд при работе с дисками, каталогами, файлами.

5

Тема 1.2. Виды интерфейсов. Технологии реализации интер-фейсов

1

Определение «интерфейс». Виды интерфейсов. Пользовательский интерфейс. Командный интерфейс.

2

2-3

Лабораторные работы

1. Индивидуальные настройки пользователя в ОС Windows.

2

Самостоятельная работа обучающегося

  1. Выполнение тестовых заданий

1

Раздел 2. Теория операционных систем

29

Тема 2.1.

Управление процессами

1

Понятие «процесс». Понятие ресурса вычислительной системы.

4

2-3

2

Алгоритмы распределения ресурсов. Операции над процессами.

3

Использование блокирующих переменных. Неделимые операции.

4

Тупики. Семафоры. Потоки и нити. Системные вызовы и прерывания. Многозадачность

Лабораторные работы

1. Использование аппарата событий. Примитивы Дейкстры. Семафоры.

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Подготовка реферата

6

Тема 2.2.

Управление памятью

1

Типы адресов. Методы распределения памяти. Виртуальная память.

4

2-3

2

Иерархия запоминающих устройств. Свопинг. Принцип кэширования данных.

Лабораторные работы

1.  Изучение функций диспетчера логических дисков. Кэширование диска.

2

Самостоятельная работа обучающегося

  1. Подготовка сообщения.
  2. Характеристики прерываний
  3. Подготовка презентации

5

Тема 2.3

Управление вводом-выводом

1

Задачи подсистемы управления вводом-выводом.

2

2-3

2

Порты ввода-вывода. Механизм взаимодействия ОС с контроллером, прерывания.

Лабораторные работы

1.  Выполнение типовых задач администрирования операционной системы.

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Составление тестовых вопросов

2

Раздел 3. Файловая система

16

Тема 3.1

Общая модель файловой системы

1

Понятие файловой системы и ее состав. Имена и типы файлов.

6                                                                                                            

2-3

2

Логическая организация файла. Физическая организация и адрес файла.

3

Права доступа к файлу. Отображаемые в память файлы.

Лабораторные работы

1. Выполнение назначения прав доступа в файловых системах NTFS и s5.

2

Самостоятельная работа обучающегося

  1. Составление сравнительной таблицы
  2. Подготовка презентации
  3. Составление тестовых вопросов
  4. Выполнение теста

8

Раздел 4. Управление распределенными ресурсами

12

Тема 4.1.

Сетевые операционные системы (ОС)

1

Структура сетевой операционной системы.

2

2-3

2

Одноранговые сетевые ОС и ОС с выделенными серверами.

Лабораторные работы

1. Выполнение порядка установки операционной системы на ПК.

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Подготовка сообщения

2

Тема 4.2.

Управление распределенными ресурсами. Вызов удаленных процедур. Процессы и нити в распределенных системах

1

Способы адресации. Типы примитивов.

2

2-3

2

Способы организации вычислительного процесса с использованием нитей.

Лабораторные работы

1. выполнение динамического обновления дистрибутивных файлов. Постинсталяционные задачи.

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Исследование специальных возможностей в составе OC WINDOWS

2

Раздел 5. Современные концепции операционных систем

4

Тема 5.1.

Тенденции в структурном построении ОС

1

Монолитные операционные системы.

2

2-3

2

Многоуровневые системы. Модель клиент-сервер.

Лабораторные работы

1. Установка и удаление программного обеспечения.

2

Раздел 6.Семейство операционных систем LINUX

23

Тема 6.1.

История и общая характеристика семейства операционных систем LINUX 

1

История создания UNIX. Основные версии LINUX

2

2-3

2

Основные команды и пользовательский интерфейс.

Лабораторные работы

1. OC LINUX: основные работы, исследование системы.

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. Поиск информации

1

Тема 6.2.

Концепции UNIX System V Release 4

1

Управление процессами. Образ, контекст, дескриптор процесса.

2

2-3

2

Порождение процесса. Планирование процесса.

Лабораторные работы

1. Файловая система ОС UNIX

4

 Самостоятельная работа обучающегося

1. Составление кроссворда

2

Тема 6.3.

Файловые системы UNIX System V

Release 4

1

Традиционная файловая система s5. Виртуальная файловая система VFS.

2

2-3

2

Сетевая файловая система NFS

Тема 6.4.

Управление памятью. Свопинг. Система ввода вывода.

 1

Механизм управления страницами. Использование механизма свопинга.

2

2-3

2

Типы виртуальных сегментов.

3

Система ввода/вывода. Подсистема буферизации. Контроллеры устройств. Драйверы.

Лабораторные работы

1.  Управление памятью ввода/вывода.

4

 Самостоятельная работа обучающегося

1. Подготовка презентации

2

Раздел 7.  Семейство операционных систем Windows

18

Тема 7.1.

История Windows OS Версии Windows ОС

Концепция Windows NT

1

Семейство сетевых ОС компании Microsoft.

2

2-3

2

Структура: NT executive и защищенные подсистемы.

3

Объектно-ориентированный подход.

Лабораторные работы

1. Изучение интерфейса и команд системе Windows .

2. Изучение возможностей стандартных программ в составе  Windows

3. Служебные программы в составе ОС Windows

4. Обновление и восстановление  Windows .

5.  Настройки и оптимизация оборудования ОС Windows .

6. Анализ прикладных программ в составе ОС Windows.

12

Самостоятельная работа обучающегося

  1. Оформление презентации на заданную тему.
  2. Повторение материала.

4

Всего:

120

                

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции и под руководством)

3. –продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Операционные системы и среды».

Оборудование учебного кабинета:

рабочее место преподавателя;

рабочие места по количеству обучающихся;

наглядные пособия (макеты, плакаты, схемы, демонстрационные стенды).

Технические средства обучения:

видеопроектор;

интерактивная доска;

акустическая система;

компьютеры;

многофункциональное устройство

Программное обеспечение:

виртуальная машина;

операционная система FreeBSD;

операционная система Windows XP.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Олифер Н.А., Олифер В.Г. Сетевые операционные системы. – СПб.: Питер, 2009.
  2.  Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки, из. 3-е.- М.,Форум, 2010
  3. Алексахин С.В. операционные системы, учебное пособие. –М.Академия, 2011

Дополнительные источники:

  1. Гордеев А. В. Операционные системы: Учебник для вузов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 416 с.

2. Microsoft® Windows XP: Home Edition и Professional. Русские версии Под обш. ред. А. Н. Чекмарева. — СПб: БХВ-Петербург, 2003.

3. Таненбаум Э. С. Современные операционные системы = Modern Operating Systems. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005.

4. Храпский С. Ф. Операционные системы, среды и оболочки. Основные теоретические сведения: Учебное пособие. – Омск: ОГИС, 2005.

  1. Эви Немет и др. UNIX. Руководство системного администратора. Третье издание.  – С-Петербург: Питер, 2007.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.studfiles.ru/dir/cat32/subj91/file11182/view113578.html - конспект лекций по операционным системам.
  2. http://education.aspu.ru/view.php?olif=index - В.Г.Олифер, Н.А.Олифер. Сетевые операционные системы. Учебник для ВУЗов
  3. Статьи по Операционным системам 
  4. Видеоуроки по Операционным системам и средам
  5. Обзор информационных систем
  6. Федеральный центр информационно-образовательных  ресурсов
  7. Федеральные образовательные  ресурсы

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники.

Умение работать в конкретной операционной системе.

Умение работать со стандартными программами операционной системы.

Умение устанавливать и сопровождать операционные системы.

Умение поддерживать приложения различных операционных систем.

Знание состава и принципов работы операционных систем и сред.

Знание понятия, основных функций, типов операционных систем.

Знание машинно-зависимых свойств операционных систем: обработки прерывания, планирования процессов, обслуживания ввода-вывода, управления виртуальной памятью.

Знание машинно-независимых свойства операционных систем: работы с файлами, планирования заданий, распределения ресурсов.

Знание принципов построения операционных систем.

Знание способов организации поддержки устройств, драйверов оборудования.

Знание понятия, функций и способов использования программного интерфейса операционной системы, видов пользовательского интерфейсов.

Экспертная оценка результатов деятельности студентов  при выполнении и защите практических и лабораторных  работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и др. видов текущего контроля.

Экспертная оценка результатов деятельности студентов  при выполнении и защите практических и лабораторных  работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и др. видов текущего контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учебной дисциплины: "Операционные системы и среды"

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) сред...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины: "Операционные системы и среды"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Операционные системы и среды»КОС включают контро...

УМК Операционные системы и среды КТП

Данный материал предназначен для преподавателей дисциплины "Операционные системы и среды" 230701 "Прикладная информатика" на 2 курсе....

УМК Операционные системы и среды

Данный материал предназначен для преподавателей дисциплины "Операционные системы и среды" 230701 "Прикладная информатика" на 2 курсе....

УМК Операционные системы и среды экзаменационные материалы

Данный материал предназначен для преподавателей дисциплины "Операционные системы и среды" 230701 "Прикладная информатика" на 2 курсе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Операционные системы и среды

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информат...

Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"

Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"...