Мотивация в обучении математики
методическая разработка по теме

Попова Екатерина Александровна

Аналог презентации "Работа с детьми, имеющими слабую мотивацию к обучению" в Word.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_so_slaboy_motivatsiey_k_obucheniyu.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению

знаниями. Приохотить ребенка к

учению гораздо более достойная

задача, чем приневолить

К. Д. Ушинский

Что же такое мотивация?

 Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств   побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность. 

Значение мотивации:

  • Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
  • Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
  • Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
  • Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:

  • во-первых, она определяется образовательным учреждением;
  • во-вторых, организацией образовательного процесса; 
  • в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); 
  • в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;  
  • в-пятых, спецификой учебного предмета.

Мотивационная сфера учения: мотив, смысл, эмоциональный настрой, интерес, цель.

Формирование мотивации учения

Смысл учения. Мотив учения.

  • Учёт возрастных особенностей школьников.
  • Создание ситуации успеха.
  • Вера учителя в возможности ученика.
  • Формирование адекватной самооценки у учащихся.

Постановка целей

  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
  • Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Эмоции

  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
  • Эмоциональная речь учителя.
  • Применение поощрения или порицания.
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
  • Использование игровых технологий.

Интерес

  • Использование нестандартных ситуаций.
  • Нестандартная форма проведения уроков.
  • Использование коллективных и групповых форм  организации  учебной деятельности.
  • Использование познавательных и дидактических технологий.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

Типы отношения к учению: положительное, безразличное, отрицательное.

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А.Сухомлинский 

Признаки положительного отношения:

  • Активность учеников в учебном процессе
  • Умение ставить перспективные цели
  • Умение отстаивать свое мнение
  • Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
  • Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
  • Поиск нестандартных способов решения учебных задач

Признаки отрицательного отношения:

  • Бедность и узость мотивов
  • Слабая нацеленность на оценку
  • Неумение ставить цели, преодолевать трудности
  • Слабая заинтересованность в успехах
  • Отрицательное отношение к школе, учителям

Безразличное отношение

Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Причина спада школьной мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. Отношение учителя к ученику.
  4. Личная значимость предмета.
  5. Умственное развитие ученика.
  6. Продуктивность учебной деятельности.
  7. Непонимание цели учения.
  8. Страх перед школой.  
  9. Нарушение режима дня.

Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:

- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;

- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;

- не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;

- особенности личности учителя (не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).

Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:

- низкий уровень знаний;

- реже – не сложившиеся отношения с классом;

- несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;

- в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие.

Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся:

- создание на уроке ситуации успеха для учащихся;

- демонстрация достижений учащегося;

- интересность урока, его значимость, прозрачность;

- создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;

- создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;

- использование положительного подкрепления (похвала),

- использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях – наказания;

- связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;

- справедливое оценивание; посильные трудности;

- игровые моменты.

Фронтальная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Принцип новизны

Принцип наглядности

Метод аналогии

Метод сравнения

Историческая справка

Принцип доступности

Связь с другими предметами

Связь с жизнью

Самостоятельные и контрольные работы

Игровой прием

Прием сотрудничества, взаимопомощи

Тест

Работа в парах

Консультанты

Дополнительные задания

Карточки-задания

Работа с учебником

Тест

Совместная работа

“Все наши замыслы, все поиски

 и построения превращаются в прах,

 если у ученика нет желания учиться”

 Сухомлинский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Мотивация к обучению математике у учащихся"

Этот материал для учителя как дополнительная работа с детьми,  для повышения мотивации, познавательной активности в области математики....

Статья "Повышение мотивации к обучению математике учащихся коррекционной школы через проектную деятельность"

В статье рассмотрены вопросы организации проектной деятельности в коррекционной школе. Представлен материал из опыта работы....

Развитие учебной мотивации при обучении математике.

В этсой статье рассматриваются способы развития интереса к математике. Интересен подбор задач из опыта преподавания. Составлена анкета для обучающихся, из которой можно понять, в каком направлении дви...

Опыт работы по теме "Развитие учебно-познавательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обучении математике".

Описание опыта работы учителя математики средней общеобразовательной школы по теме "Развитие учебно-позновательных и информационных компетенций учащихся как средство повышения уровня мотивации при обу...

Положительная мотивация в обучении математики

Положительная мотивация в обучении математики...

Поиски способов повышения мотивации к обучению математике

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с...

Учебная мотивация при обучении математике

Развитие учебной мотивации при обучении математике....