Главные вкладки

    Развитие универсальных учебных действий на уроках физики
    статья по физике (7 класс) на тему

    Свиридова Татьяна Александровна

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_uud_na_urokakh_fiziki.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие универсальных учебных действий на уроках физики. 

        Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. 
       В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 

    • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
    • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 
    • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
    • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

       Процесс освоения учащимися универсальных учебных действий ведет к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся,  как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности

       Виды универсальных учебных действий:

    • личностные,
    • регулятивные,
    • познавательные,
    • коммуникативные.

       Личностными результатами обучения физике являются: 
    1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 
    2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; 
    3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 
    4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; 
    5) мотивация образовательной деятельности обучающихся воспитанников на основе личностно-ориентированного подхода; 
    6) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения. 
      Великий итальянский физик Г. Галилей - основоположник научного метода в исследовании явлений природы, выделил 4 этапа в его развертывании: 
    - приобретение чувственного опыта при изучении группы явлении; 
    - выдвижение гипотезы, позволившей объединить наблюдения и факты и связать их в некую модель; 
    - математическое развитие гипотезы или нахождение логических следствий; 
    - опытная проверка гипотезы (совершается открытие новых физических законов и явлений). 
      Личностным результатом обучения физике становится убежденность обучающихся в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры. На этой стадии понимания ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигая законы, лежащие в основе этого явления, предвидит различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом он видит закономерность изучаемого явления, целостную картину окружающего мира. 
      Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей деятельности, к ним относятся: 

    • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
    •  планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    •  прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
    • контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;
    • оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 
    • волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия.

       Регулятивные универсальные учебные действия можно формировать при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.
      При обучении физики, деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов.
      При подготовке учащихся 9 класса к сдаче экзамена за курс основной школы в форме ГИА использую решение экспериментальных задач, которые позволяют охватить повторение большого количества учебного материала. 
    Задача 1. Закрепите желоб в штативе и установите наклон желоба таким, чтобы шарик проходил всю длину желоба. Используя имеющие знания, определите: 
    а) ускорение шарика; б) скорость шарика в конце желоба. Укажите, как меняется следующие величины при движении шарика вверх по желобу: а) скорость; б) ускорение; в) потенциальная энергия; г) импульс; д) кинетическая энергия е) полная механическая энергия в реальных условиях (с учетом трения); ж) полная механическая энергия в идеальных условиях (без учета трения). 
    Задача 2. Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата, лампочки, амперметра, ключа, соединив их последовательно. Подсоедините вольтметр параллельно лампочке. Замкнув электрическую цепь, произведите необходимые измерения и расчеты. Запишите:     а) силу тока; б) напряжение на лампочке; в) мощность тока в лампе; г) работу совершенную электрическим током в лампе за 10 с; д) количество теплоты, выделенное в лампе за 10с.; е) начертите схему собранной электрической цепи. 
    Задача 3. Проверьте, измениться ли температура воды и как, если в ней растворить соль. Объяснить явление. Приборы и материалы: стакан с водой, соль, термометр. 
      Решение экспериментальных задач формирует у обучающихся умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий. 
       Познавательные универсальные учебные действия.

        Общеучебные УУД включают:

    • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • структурирование знаний;
    • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом;
    • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
    • действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

    Развитие общеучебных УУД на уроках физики предусматривает:

    • формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;
    • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

       Универсальные логические действия. В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д).

       Совокупность логических действий представляет собой:

    • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации;
    • анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;
    • синтез - составление целого из частей;
    • сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;
    • классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;
    • обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
    • доказательство - установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
    •  установление аналогий.

        С целью реализации познавательных УУД можно использовать опорные конспекты (ОК), структурно - логические схемы. В конце изучения каждой темы мы с учащимися  составляем обобщающий опорный конспект или структурно - логическую схему, тем самым учим ребят видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, устанавливать  связь и выстраивать логические цепочки между основными понятиями и формулами. Всё это позволяет систематизировать знания, учит обучающихся выделять основное. Схема воспринимается ими, как результат собственного труда, лучше запоминается и в дальнейшем используется как справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. Такие схемы помогают освоить основной материал. Слабоуспевающие обучающиеся, вначале используют схему, как опору. С ее помощью можно воспроизвести материал, ответить на вопросы учителя, учитывая логические связи и зависимости по стрелкам, вписать в нее информацию, воспроизвести схему (ОК) по памяти, выписать обозначения всех физических величин, встречающихся на схеме (ОК) и их единицы. Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы с учебником, повышается активность учащихся, растет интерес к предмету.

       Коммуникативные универсальные действия. 
      Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; 
      Видами коммуникативных действий являются: 

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; 
    •  постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
    •  управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера; 
    •  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

       В  коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения. 
       Для формирования коммуникативных действий   часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача мини - зачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания формул и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра.

       Главная задача учителя – максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового.
      И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

       Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, физики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.

    Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитате...

    Тема : "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности"

    Итоговая работа "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности" по программе "Исследовательски ориентированная деятельность - услов...

    Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках физики

    Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках физики.Цель: активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их приме...

    Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

    Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

    Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

    Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...

    Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физики.

    Для усвоения коммуникативных УУД необходимы процедуры отличающиеся от освоения предметных знаний. Учащийся постигает коммуникативные УУД через включенность в необходимую деятельность и последующую реф...