Анализ работы методического объединения" Естественно - математическое образование"
статья на тему

Материал содержит анализ работы ШМО естественно - математического цикла за 2013-2014 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_mo_2014.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы методического объединения

  « Естественно-математическое образование»

за 2013 – 2014 учебный год.                                                                                 

В МО  « Естественно-математическое образование» входят 6 человек

№№ п/п

Ф.И.О.

Образование

Стаж

Предмет

Категория

1.

Мищенко Вера

Федоровна

высшее

41 год

математика

высшая

2.

Евглевская

Вера Ивановна

высшее

29 лет

математика

высшая

3.

Кунаева Ирина

Васильевна

высшее

35 лет

химия

первая

4.

Горохно Ольга Ильинична

высшее

27 лет

биология,

география

первая

5.

Макова Галина Владимировна

высшее

32 года

физика,

информатика

высшая

6.

Короткова Елена Васильевна

н/высшее

12 лет

география

вторая

В условиях модернизации образовательного процесса реализация целей и задач в работе учителей методического объединения естественно-математического цикла осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней и была направлена на защиту прав и интересов обучаемых. Работая в этом ключе, учителя обращали внимание на создание психологической комфортности в классе, учитывали психологические особенности учащихся, обращали особое внимание на работу по схеме «учитель – ученик» в процессе решения конфликтных ситуаций и создания благоприятных условий для обеих сторон.

 Тема, над которой работают учителя нашего методического  объединения: «Использование современных инновационных процессов для творческого развития учащихся». На текущий год были поставлены следующие задачи:

  1. Повышение профессиональной компетенции учителя через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий.
  2. Изучение Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего  образования.
  3. Обеспечение мер по повышению качества образования учащихся по  предметам естественно-математического цикла.
  4. Углубление  работы по подготовке учащихся к ЕГЭ в 11 классе и к ГИА в 9 классе с учётом результатов экзамена прошлого года.
  5. Совершенствование  методов обучения и воспитания, способствующие развитию и поддержанию у учащихся интереса к предмету  и стремления к успеху.

Для решения поставленных задач в 2013 – 2014 учебном году было запланировано и проведено 5 заседаний методического объединения, на которых рассматривались основные вопросы учебной деятельности, а также проходило обсуждение организационных вопросов.

В августе на организационном заседании «О новых подходах к планированию урока в условиях введения образовательных стандартов нового поколения» Евглевской В.И. был представлен анализ работы ШМО за 2012-2013 гг. и утверждён план работы МО на 2013-2014 гг. Были утверждены рабочие программы по предметам, спецкурсам, элективным курсам и факультативам. Учителя сделали анализ итоговой аттестации  в 9  и 11 классах. Педагогов ознакомили с изменениями в КИМах ЕГЭ  в 2014 году.

Ноябрьское заседание прошло в форме круглого стола на тему: «Развитие познавательного интереса  учащихся во внеклассной деятельности», на котором были рассмотрены следующие вопросы:

1. «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса учащихся» (Евглевская  В.И.)

2. «Активизация познавательного интереса учащихся во внеурочной деятельности» (Кунаева И.В.)

3.  Анализ диагностических срезов на начало учебного года (Евглевская  В.И.)

В январе заседание прошло в форме теоретического семинара на тему «Роль школьного методического объединения в формировании ценностной культуры учебно-воспитательного процесса». Своим опытом поделилась Горохно О.И. «Использование современных педагогических технологий - одна из форм повышение педагогического мастерства». О стандартах  нового поколения в предметах естественно-математического цикла рассказала Евглевская  В.И.

Педагоги  проанализировали промежуточные контрольные работы за 1-ое полугодие 2013-2014 учебного года и обсудили вопросы  подготовки к итоговой аттестации.

Мартовское заседание МО прошло по теме «Развитие самостоятельности при реализации компетентного подхода в обучении предметов ЕМЦ», на котором педагоги представили презентации своих уроков, методических находок и приёмов:

1.   Вопросы  теории и практики  в  проблеме контроля и самоконтроля в обучении (Евглевская  В.И.)

2.  Организация самостоятельной работы на уроках информатики с применением ИКТ  (Макова Г.В.)

3.   Новые подходы к контрольно – оценочной деятельности на уроках математики в свете ФГОС (Мищенко В.Ф.)

Также анализировалась готовность учащихся к государственной итоговой  аттестации.

На майском  заседании  был представлен отчет о результатах работы МО учителей предметников, анализ работы МО за 2013-2014 учебный год, а также проведён анализ итоговых контрольных работ.

Вопросы, вынесенные на заседания ШМО, позволили учителям расширить и углубить свои знания в области педагогики и методики преподавания, подробнее изучить опыт своих коллег, пополнить свою методическую копилку.

Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются: постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Каждый учитель в течение года продолжил работу над темой по самообразованию

№ п/п

Ф.И.О. педагога

Тема самообразования

1.

Горохно  О.И.

Использование ИКТ  в  преподавании  биологии  и  географии

2.

Евглевская  В.И.

Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики

3.

Короткова Е.В.

Использование  ИКТ в преподавании географии

4.

Кунаева  И.В.

Использование тестового контроля как средство повышения качества знаний

5.

Макова  Г.В.

Проектная деятельность учащихся как основа их саморазвития на уроках физики

6.

Мищенко В.Ф.

Формирование математических компетенций для подготовки к ГИА

Все учителя выполнили намеченный на начало учебного года план по самообразованию. На протяжении учебного года учителя давали открытые уроки с использованием ИКТ, для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету использовались учебные диски, Интернет- ресурсы.

 Учителя МО выезжают в другие школы района для участия в семинарах, где знакомятся с инновационными методиками  преподавания предметов. В этом учебном году Евглевская В.И., Макова Г.В., Горохно О.И. прошли повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе».  Евглевская В.И., Макова Г.В., Горохно О.И., Кунаева И.В. участвовали в работе вебинаров «Подготовка к ЕГЭ".         Евглевская В.И. и Макова Г.В. были аттестованы на высшую квалификационную категорию,  Кунаева И.В. на первую, Короткова Е.В. на вторую квалификационную категорию. Педагоги активно участвуют в мероприятиях различного уровня.

№ п/п

Ф. И. О. учителя

Мероприятие

1.

Горохно О.И.

Районный  этап конкурса «Созвездие».

Международная педагогическая олимпиада «Современное образование: от теории к практике».

Мастер-класс «Пять шагов навстречу Wiki».

2.

Евглевская В.И.

Краевой семинар «Современные подходы к обучению математике в условиях внедрения ФГОС».

Проект интернет-портала ProШколу.ru «Источник знаний».

3.

Кунаева И.В.

 Организатор ГИА и ЕГЭ.

4.

Макова Г.В.

Председатель жюри районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике.

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку урока.

Краевой конкурс среди уполномоченных по правам ребёнка.

Одним  из  главных  предметов  обсуждения  в  МО  является  диагностика  успеваемости  и результаты срезов знаний. Систематически проводился мониторинг знаний по предметам, а в конце года - итоговый мониторинг. Эта работа имеет для нас огромное значение, т. к. наши выпускники  сдают  экзамен  в  формате  ЕГЭ.  Анализ  результатов    мониторинга  позволяет каждому учителю вовремя выявить проблемы и внести коррективы в свою работу.

Сравнительная таблица результативности итоговых контрольных работ выглядит следующим образом

Класс

Математика

Информатика

География

Физика

Химия

Биология

В среднем

обучен

качест

обучен

качест

обучен

качест

обучен

качест

обучен

качест

обучен

качес

обучен

качес

2012-2013  учебный год

5

100

80

100

83

100

82

6

82

55

100

82

100

91

82

45

91

68

7

78

50

100

78

100

78

86

38

75

75

88

64

8

100

64

100

93

79

72

93

36

86

64

85

54

91

64

9

89

56

90

50

80

60

90

40

90

60

100

60

90

56

10

75

50

100

100

75

50

75

50

100

100

100

75

88

71

11

80

50

100

100

90

70

91

55

90

40

100

60

92

63

86

58

99

84

81

70

87

44

92

66

90

62

91

67

2013-2014  учебный год

5

100

78

88

63

94

70

6

100

83

83

50

100

83

83

66

92

71

7

92

55

72

36

100

91

73

36

70

60

81

56

8

100

75

88

38

100

75

88

38

100

43

71

43

91

52

9

83

50

92

62

77

46

85

46

85

54

92

31

86

48

10

100

83

100

67

100

67

83

67

100

67

83

67

94

75

11

75

50

100

75

100

50

100

75

100

50

100

50

96

58

93

68

89

56

91

69

89

52

96

56

83

53

90

76

Из этой таблицы видно, что повысились результаты по математике, физике, географии, произошло снижение результатов по информатике, химии, биологии. Для того, чтобы предупредить снижение результатов обучения учителям – предметникам необходимо активизировать   работу со слабоуспевающими учащимися:

 - в  начале года определить  фактический уровень знаний слабоуспевающих по итогам входного контроля;

- выявить пробелы в знаниях учеников, которые требуют быстрой ликвидации;

- давать задания по ликвидации пробелов в знаниях,

- вести  мониторинг успеваемости по итогам письменных работ, выполнение работы над ошибками после каждой работы

- прослеживать динамику успеваемости по результатам индивидуальной работы.    

Вести   работу по выявлению способных учащихся,  развитию их творческого потенциала, стимулировать   творческую  деятельность учащихся, активизировать работу с детьми, проявляющими интерес к предмету.

Особое внимание было уделено  подготовке учащихся к сдаче экзаменов в 9 классе в форме  ОГЭ и в 11 классе к сдаче ЕГЭ по математике, так как другие предметы не были выбраны. Учащиеся и их родители были ознакомлены с основными положениями по проведению и проверке экзаменационных работ. В течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода проводились консультации и  велась индивидуальная работа по подготовке к итоговой аттестации. Евглевская В.И. использовала материалы  МИОО системы СТАТГРАД, открытый банк заданий ФИПИ, обучающие системы           Д.  Гущина «Решу ЕГЭ», «Сдам ГИА».

Результаты ГИА по математике в 9 классе

Учебный год

Обученность

Качество знаний

2011-

2012

100%

50%

Математика

Алгебра

Геометрия

Математика

Алгебра

Геометрия

2012-

2013

100%

100%

100%

100%

70%

60%

2013-

2014

100%

100%

100%

14%

28%

14%

Из этой таблицы видно, что в этом году получен самый низкий результат. Результаты экзамена показывают, что базовая математическая подготовка, составляющая основу общего образования, у учащихся    сформирована. Для  повышения качества знаний необходимо вести индивидуальную работу с учащимися, углублять изучаемый материал на элективных курсах и факультативах.

Результаты ЕГЭ в 11 классе

Учебный год

Средний балл

Ниже

 минимального

порога

24 - 44 балла

45 - 60 баллов

Более 60 баллов

2011/2012

47,6

-

0%

4 чел

40 %

6 чел

60 %

-

0%

2012/2013

45.8

-

0%

6 чел

55 %

5 чел

45 %

-

0%

2013/2014

30.8

1чел

25%

2 чел

50 %

1 чел

25%

-

0%

Из этой таблицы видно, что в этом году получен самый низкий  результат. Это объясняется  объективными причинами:

- уровень математической подготовки этого класса значительно ниже по сравнению с предыдущими классами;

-в этом году экзамен проходил в более жёстком режиме.

Выводы:

- при подготовке к ЕГЭ  создать условия для овладения  базовыми знаниями всеми учащимися класса;

-  вести дифференцированную работу с учащимися с учётом  их способностей;

- наладить тесную связь с родителями учащихся: своевременно знакомить их с ходом подготовки к ЕГЭ, информировать о результатах диагностических и тренировочных  работ.

Учителя вели активную внеклассную работу. Подготовка и проведение различных внеклассных мероприятий по предметам расширяет и углубляет знания учащихся, развивает их познавательную активность, обеспечивает возможность применения знаний на практике, развивает творческие способности, познавательную деятельность, логическое мышление и формирует профессиональный интерес. Через совместное творчество перед учащимися раскрываются возможности самореализации и самовыражения, обеспечивается развитие потенциальных возможностей. Использование занимательных опытов и заданий и игровых конкурсов оживляет работу по предмету, создаёт атмосферу праздничности и эмоционального настроя, повышает интерес к предмету. Традиционными видами работы МО являются предметные недели, которые проходили организованно и результативно, на высоком научно-методическом уровне. Наиболее интересными были викторина «Наш край Ставрополье», конкурс поделок из природного материала (Горохно О.И.), ролевая игра «Суд над никотином», физико-химический КВН (Кунаева И.В.),  игра «Найди фарватер», физический хоккей (Макова Г.В.). При проведении предметных недель соблюдалась преемственность между ступенями обучения. Все учителя планировали мероприятия с участием начальных классов.

Комплексно решить задачи, стоящие перед МО, помогает использование в полном объеме регионального и школьного компонентов учебного плана, реализующих вариативность содержания образования предметов естественно-математического цикла. В этом учебном году  учителя  продолжают вести элективные курсы и спецкурсы, факультативы, что способствует развитию способностей учащихся.

п/п

Название

Класс

ФИО учителя

Спецкурсы

1

Элементарная математика в ЕГЭ

10

Евглевская В.И.

2

Уравнения и неравенства с параметрами

11

Евглевская В.И.

3

Физика и экология

8

Макова Г.В.

4

Физика в задачах

10

Макова Г.В.

5

Методы  решения задач по физике

11

Макова Г.В.

6

Организм человека

11

Горохно О.И.

7

Экология животных

7

Горохно О.И.

8

Изучение органической химии

10

Кунаева И.В.

Факультативы

1

Основы экологии и охрана природы

10

Короткова Е.В.

Элективные курсы

1

Решение расчётных задач по химии

8

Кунаева И.В.

2

Химия окружающей среды

11

Кунаева И.В.

3

Неравенства и их применение

11

Евглевская В.И.

Учителями – предметниками ведётся работа с сильными детьми, через привлечение их к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

№ п/п

Название

Предмет

Результат

1

Всероссийская олимпиада школьников

Математика

Чернова Т.-

3 место в районе

2

Краевая многопредметная

дистанционная олимпиада

«Интеллект»

Математика

Василенко И.-

2 место в районе

Шишкина И.,

Арутюнян Э.,

Уварова Е.-

3 место в районе

Химия

Василенко И.-

3 место в крае

Короткова М.,

Чернова Т.,

Шишкина И.-

2 место в районе

Иванов М.,

Моисеенко Д.-

3 место в районе

3

Общероссийский конкурс

логического мышления

Математика

Кузнецов Г.,

Арутюнян М.-

дипломы экспертов

4

Всероссийский «Молодёжный чемпионат по математике»

Математика

Переверзев Р.-

диплом  регионального победителя

5

Общероссийская предметная олимпиада Олимпус

Математика, биология, география

Дипломы  участия

6

Международный математический конкурс «Кенгуру»

Математика

Переверзев Р.,

Дукоян Т.,

Короткова М.-

1 место в районе

7

Интернет-конкурс «КИТ»

Информатика

Дипломы  участия

8

Интернет-конкурс «Удивительный мир физики»

Физика

Дипломы  участия

9

Дистанционная эколого-биологическая олимпиада

Биология

Сертификаты участия

10

Международный дистанционный конкурс проекта «Новый урок»

Биология

Сертификаты участия

11

Интернет-проекты «Дерево дружбы», «Кольцо дружбы»

Биология, экология

Сертификаты участия

         

Учащиеся под руководством Маковой Г.В. в течение нескольких лет занимаются исследовательской деятельностью. В этом году Балакирев В. принял участие в районном конкурсе «Таланты 21 века» и занял 3-е место.

Предметное методическое объединение учителей как форма коллективной работы предполагает объединение учителей для достижения целей и задач, стоящих перед системой народного образования в условиях модернизации в целом и перед каждым учителем конкретно: обмен опытом работы по учебно-методическим комплексам, обсуждение наиболее творческих находок в области форм и средств обучения, применение новых технологий, аттестация, повышение квалификации и другие актуальные аспекты работы.

Несмотря на то, что на выполнение поставленных на этот учебный год задач была направлена деятельность всех учителей МО, всё же есть отдельные недостатки и упущения в работе по развитию мотивации учебной деятельности учащихся. Не всегда удаётся добиваться от учащихся необходимого прилежания в учёбе и творческого подхода в решении проблемных задач. Работа по обеспечению усвоения знаний, умений и навыков в необходимом объёме всеми учащимися через более рациональное построение урока и дифференциацию его содержания с учётом реальных способностей и возможностей учащихся будет продолжена в следующем учебном году.

Для повышения уровня знаний учащихся выпускных классов усилить и систематизировать зачѐтную форму работы, проводить поэлементный анализ школьного пробного ЕГЭ, с учѐтом результатов которого строить дальнейшую учебную работу, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками. На уроках проводить контрольные работы по материалам и в форме ЕГЭ. Начиная с 5-х классов проводить контроль в форме тестов.

К сожалению, результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников весьма скромные. Поэтому  при подготовке школьников к олимпиаде необходимо  значительно глубже рассматривать изучаемый в школе материал, выходить на уровень высшей школы, знакомиться с  терминологией, учиться применять знания для решения  практических задач. Обратить внимание на вопросы интегративного характера. Развивать логические операции и процессы теоретического мышления, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизации, умение делать умозаключение на основе имеющихся суждений, использовать процессы индукции и дедукции при определении правильности суждений. Больше внимания обратить на практическую подготовку учащихся, на применение знаний в практической деятельности.

Задачи методического объединения

на 2013- 2014 учебный год.

Цель:

 повышение эффективности образовательного процесса через применение        современных подходов к организации образовательной деятельности.

 Задачи:

  1. Повышать теоретическое, методическое и профессиональное мастерство учителя.

  1. Продолжить работу по повышению качества образования через использование ИК – технологий,  стимулирующих  активность учащихся, раскрывающих творческий потенциал личности ребенка.

  1. Продолжить работу  по повышению качества обучения  через совершенствование системы личностно ориентированного обучения: создания ситуации успеха для каждого ученика, развитие у учащихся познавательной компетентности самостоятельно приобретать и усваивать знания.

  1. Углубить  работу по подготовке учащихся  9 и 11 классов  к государственной итоговой аттестации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы методического объединения естественно - математического цикла за 2012 - 2013 год.

Методическое объединение работало над темой "Повышение качества образования через использование новых современных технологий и ИКТ"...

Анализ работы ШМО физико-математического цикла за 2012-2013 учебный год

Материал предназначен для руководителей ШМО....

Анализ работы методического объединения естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год.

Анализ работы методического объединения  естественно-математического цикла      за 2014-2015 учебный год....

Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического цикла

Данный анализ составлен по итогам работы за 2018-2019 учебный год...

Анализ работы методического объединения специалистов дошкольного образования КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» за 2021 – 2022 учебный год

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ...