Духовно-нравственное воспитание как средство формирования активной жизненной позиции у воспитанников школы-интерната
статья на тему

Духовно-нравственное воспитание в последние годы стало приобретать всё большую популярность. В чем суть этого направления? Каковы особенности работы по духовно-нравственному воспитанию в школах-интернатах? Эти и другие актуальные вопросы мы поднимаем в данном докладе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sredstvo_formirovaniya.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание

как средство формирования активной жизненной позиции

у воспитанников коррекционных школ

В последнее время всё большую актуальность приобретает проблема духовно-нравственного воспитания детей. Это обусловлено сложившейся в обществе  критической ситуации бездуховности, причинами которой явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Дети уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Понятие «духовности», «нравственности».

Духовно-нравственное состояние души человека

Прежде чем рассматривать проблему духовно-нравственного воспитания, необходимо определить значение используемых нами понятий «духовный», «нравственный», а также обозначить взаимосвязь их с процессом воспитания.

Знаменитый русский педагог и составитель многих учебных пособий по педагогике И.П. Подласый дает следующее определение процессу воспитания: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающий взаимодействие воспитателей и воспитуемых». Толковый словарь Ожегова толкует несколько в другом аспекте: «Воспитать – вырастить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения».

Понятие «духовный» в Толковом словаре рассматривается в двух значениях, первое из которых связано с понятием «дух», а второе трактуется как «относящийся к религии, к церкви». Таким образом, словарь говорит нам о религиозном понимании слова «духовный». Такой трактовки придерживаются и авторы Большой Советской Энциклопедии, которые отождествляют понятие «духовное образование» с понятием «теологическое образование», или «образование, получаемое в духовных учебных заведениях». 

Рассмотрим термин «нравственность». Большая Советская Энциклопедия отождествляет его с понятием морали. Толковый Словарь Ожегова определяет нравственность как «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

Что же такое духовно-нравственное состояние человека? Есть разные понимания. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи, для светского человека совершенно непонятные. Например, старец Никон Беляев, один из последних старцев Оптиной пустыни, пережил расцвет обители, ее разорение, последние дни доживал в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте писать в своем письме? Он пишет: “Радости моей нет предела. Я понял, что такое: Царствие Божие внутри вас есть”. Это состояние духовного человека, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании детей, мы говорим о том, чтобы у детей была вот такая душа. Не то чтобы они изучили какие-то предметы, получили знания в области, скажем, архитектуры храмов или истории Православия, а чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному.

Психологические основания духовно-нравственного воспитания

В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что "с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий" (Т.И. Петракова. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997. с. 82). В этой связи мы привлекаем внимание к проблеме расхождения социально-этических понятий и духовных и "светских" смыслах и все большего размывания последних, что нравственно дезориентирует детей.

Большинство опрошенных детей, например, относит любовь к антиценностям, ограничив его значение превратным смыслом из СМИ и телевидения. Нравственные качства скромность, кротость и вовсе приобрели отрицательный смысл: «кого бьют».

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Воспитание нравственности на основе чтения Библии, произведений фольклора и художественной литературы

Методика формирования нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся на основе произведений русской и мировой художественной литературы направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.

Главное значение педагогического привлечения Библии к нравственному воспитанию детей видится нами в следующем: через изучение всемирно известных библейских эпизодов донести важнейшие нравственные примеры и эталоны нравственного поведения;

Возникающие на этом мути методические вопросы касаются того, как повести младших школьников (уровень религиозных представлений которых ограничивается Богом-"дедушкой", помогающим, "когда перекрестишься") от конкретных библейских сюжетов, заповедей, притч к извлечению и последовательному обобщению заключенных в них понятий, идей. Не меньшая методическая проблема состоит в нахождении верной интонации чтения Библии как "величавого памятника" (К. Чуковский) культуры, ее ключевого текста.

Еще одним немаловажным этапом в формировании духовно-нравственной личности является изучение истории и культуры России. Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, назначения грамоты формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению, а знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес к изучению русской культуры.

Первоначальное знакомство учащихся с историей православия, его идеями (у 89% детей отсутствуют об этом всякие представления) направляется нами на то, чтобы:

  • показать особенности прорастания христианства в национальной почве, породившей такие нравственные содержания православного духа как праведничество, соборность, патриотизм;
  • проявить "добрые обычаи" (К.Д.Ушинский) в православных традициях и праздниках;
  • обогатить понятия Отечества, Родины смыслом нравственной общности в вере.

Средством решения указанных задач выступает возвращение в построенный нами начальный курс чтение произведений духовно-нравственной тематики: фольклора (прежде всего пословиц), фрагментов древнерусской книжности (летописаний, житий, поучений, "слов"), несущих, по выражению Д.С. Лихачева, «этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный».

При работе с первоклассниками эффективным приемом нравственного воспитания является чтение сказок и коротких поучительных рассказов. В данной методике необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.

Работа с родителями

Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий. Работа с родителями в массовых общеобразовательных школах проходит иначе, чем в специализированных интернатах, где дети «оторваны» от мам и пап, которые в свою очередь в большинстве случаев не спешат к общению ни с воспитателями и учителями. ни даже с собственными детьми.

В таком случае эффективным средством общения с родителями является анкеты и опросники для взрослых. С этой целью были составлены следующие анкеты: «Семейные традиции», «Семейное воспитание».

Таким образом, воспитывая в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, мы готовим ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.


Использованная литература:

  1. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1972. – 389с.
  2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб. пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: «Покров», 2003. – 288с.
  3. Духовно-нравственная культура: Материалы первого Фестиваля духовной культуры. Москва, 2005г. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. 2006. -288с.
  4. Духовно-нравственное воспитание/сост. С.А. Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006. – 128с.
  5. Ожегов С.М. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; АЗЪ, 1994. – 928с.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – кн.2. Процесс воспитания. – 256с.
  7. Русь святая в пословицах и поговорках. Программа факультативного курса для начальной школы и методические материалы к ней/Сост. Панькова И.И., Райчева А.В.- 2-е изд. дополн. – Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2004. – 224с.
  8. Современные методы духовно-нравственного воспитания/Скокова Г.В.//Начальная школа №11, 2006. – 45-48с.
  9. Сурова А.Н. Духовно-нравственное воспитание. - М.: «Покров», 2005. – 217с.
  10.  Школа православного воспитания/Сост. А.Н.Стрижев. -  М.: Паломник, 1999. – 571с.
  11.  Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2006. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса

Обоснование актуальности темы.В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным у...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Формирование активной жизненной позиции у детей с ОВЗ, через использование различных форм и методов обучения и воспитания

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа школьников ...

доклад на тему: "Основные методы формирования социальной и жизненной компетенции у воспитанников школы – интерната".

quot; Через активную организацию жизни в школе ребёнок придёт к умению войти в жизнь"Лев Семёнович Выготский...