«Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера»
рабочая программа на тему

 

 Выступление на краевом семинаре по НТМ: "Путь к мастерству по теме: «Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера», победителя краевого конкурса общеразвивающих образовательных программ дополнительного образования в номинации «Техносфера в дополнительном образовании детей». Обмен опытом по созданию программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _vystuplenie_seminar_ntm_15_programma.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

«Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Юные мастера», победителя краевого конкурса общеразвивающих образовательных программ дополнительного образования

в номинации «Техносфера в дополнительном образовании детей»

        Слайд № 1

        Слайд № 2 Нововведением в данной программе, в отличие от программы прошлых лет, стало проектирование образовательного процесса на основе рефлексии, которая представляет собой механизм обратной связи о качестве хода и результатов образовательного процесса (особенно усвоения знаний, умений и развития ребенка). Педагог конструирует рефлексивные вопросы в зависимости от целей рефлексии: выявление хода обучения и его коррекции, оценки полученного результата учебной деятельности, корректировки межличностной коммуникации обучающихся и т.д. А обучающиеся в ходе рефлексии учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления информации и практической деятельности, строить умозаключение и выражать свои мысли.  

         Слайд № 3 Программа  «Юные мастера» делится по уровням освоения образовательных результатов: 1год обучения — ознакомительный; 2 — базовый; 3 — углубленный. Возможность уровневого освоения обеспечивает преемственность в развитии познавательной базы умений и навыков, опыта творческой деятельности.

Программа «Юные мастера» разработана для дополнительного образования детей технической направленности. Является модифицированной и составлена на основе, ранее написанных программ: «Маленькие мастера» (начальное техническое моделирование) и «Веселые мастера» (внеурочная деятельность в процессе реализации ФГОС).

        Слайд № 4 Актуальностью данной программы является создание условий для развития творческой индивидуальности и активности ребенка, через приобщение его к творческой деятельности при создании продукта (изделия) из различных видов материалов и освоении техник изготовления.

В процессе реализации программы происходит последовательное развитие младших школьников в практической и творческой деятельности, их социализация и самоопределение.         Знания, приобретенные на занятиях, формируют у обучающихся техническое мышление, навыки технического ремонта простых изделий, художественно-эстетический вкус, желание и умение украсить свой быт, проявить свою фантазию и самостоятельность, воспитывают духовно-нравственные качества личности.

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы, обновились цель, задачи и содержание новой программы «Юные  мастера», внесены дополнения и изменения в учебно-тематический план: «Проектная деятельность. Творческая защита, презентация», «Компьютерный дизайн открыток и сувениров.   Электрифицированная открытка» и другие.

Участие ребенка в различных видах деятельности ведет к самореализации личности и ее развитию, а будет ли деятельность учебно-познавательной или развивающей зависит от педагога и образовательной программы.

Программа  составлена с опорой на новые нормативные документы.

Слайд № 5 Цель программы: комплексное развитие личности ребенка в техническом объединении через обучение и воспитание, формирование устойчивого интереса к науке и технике; овладение навыками конструирования и моделирования, развитие художественного вкуса и потенциала, через процесс включения в продуктивно-творческую деятельность и творческое самовыражение.

Работа с обучающимися ведется по принципу: игра – фантазия – модель. Ребенок создает  техническую модель через постижение языка декоративно-прикладного искусства и технического моделирования, приобретая элементарные навыки проектирования, владения материалами и инструментами, доводит её до  эстетического совершенства.

Программа «Юные мастера» рассчитана на 3 года обучения. Занятия в течение учебного года проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа – (144 ч. в год). Специфика каждого

года обучение ведется по спирали «от простого к сложному», «от познания к творчеству».

        Слайд № 6 Первый  год обучения программы (ознакомительный уровень) — это первичное погружение в творческую атмосферу, возможность попробовать себя в различных видах технической деятельности. Данный этап предполагает удовлетворение познавательного интереса учащихся, расширение их информированности, дает первичную ориентацию в техническом творчестве и в области формирования личностных компетенций: общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых. Нацелен на овладение основ знаний, носит репродуктивно-творческий характер деятельности с элементами творчества. По окончании первого года обучения обучающиеся делают «первые шаги» к самореализации и самостоятельности, пытаются выразить и представить свой творческий замысел. У них воспитывается чувство коллективизма, толерантности. Имеют творческие достижения на уровне коллектива.

Слайд № 7 Содержание программы второго года обучения (базовый уровень) направлено на усовершенствование навыков работы, овладения специальными знаниями. Базовый уровень предполагает сформированность основных понятий и умений по данной программе. По окончании второго года обучения обучающиеся способны точно передать особенности своего творческого замысла, проявлять инициативу и самостоятельно поддерживать уровень увлечения техническим творчеством, у них появляется устойчивая мотивация к выбранному виду деятельности. Обучающиеся имеют результаты на уровне города, края.

Слайд № 8Третий год обучения (углубленный уровень) - предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности, сформированности навыков на уровне практического применения. Конечный результат предполагает расширение базового компонента, исходя из целей программы. На данном этапе обучающимся отводится больше времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыть свои возможности, реализовать свои идеи в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за три года знания, умения и навыки и на проектные работы, где ребята могут фантазировать, искать свои решения на поставленную задачу, работая с материалом по своему выбору и применяя возможности ИКТ. У них появляется желание заниматься в последующие годы в объединениях научно-технической и декоративно-прикладной направленности. Они становятся участниками и имеют результаты на краевом и всероссийском уровне.

Слайд № 9 Успешной реализации программы способствуют:

  • учет возрастных особенностей обучающихся, их интересов при планировании и построении занятий;
  • индивидуальный подход в обучении;
  • поощрение педагогом любой творческой инициативы детей, что способствует более полному раскрытию личности и мотивации к творчеству;
  • усвоение теоретических знаний в практическом их применении;
  • осознание детьми реальности практической значимости задач, поставленных педагогом на занятии;
  • развитие потребности в самосовершенствовании;
  • активизация детской мысли, воображения.

        Слайд № 10 Дополнила формы и методы реализации программы:

  • Применение нетрадиционных форм проведения занятий (творческая мастерская интеллектуальные разминки (задания на смекалку, необычные вопросы и т.д.) дифференцированный подход и др.)
  • Диалогическое взаимодействие;
  • Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.);
  • Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

        

Слайд № 11

  • Использование дидактических средств творческие задания (синквейн, сообщения) тестовые задания по темам (тесты, терминологические кроссворды и др.);
  • Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня это задание…”, “Я бы сделал так…” и т.д.;
  • Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
  • метод проблемного обучения, проектная и исследовательская деятельность, работа с информационными источниками.

        Слайд № 12 Исследовательская деятельность неотъемлемая часть практически каждого занятия. При изготовлении, например, сказочного летающего вертолета или автомобиля прежде чем его спроектировать, ребятам нужно исследовать автомобили уже существующие. На первом этапе обозначаю проблему, которая является руководством к действию при выборе конструкции модели, материала для  ее изготовления.                                                                                                        Слайд № 13 Не принуждая прямо воспитанников к деятельности, использую разнообразные методы и приемы мотивации (эмоциональные, познавательные, социальные и др.), способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу, а также определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”:

  • “забываю” как складывается бумажная модель самолета;
  • “ошибаюсь” при составлении технологической карты;
  • “сомневаюсь”, размышляя вслух о том, как лучше изготовить ту или иную модель, советуясь с учащимися.

        Слайд № 14 В своей деятельности практикую метод творческого проектирования, где дети самостоятельно выполняют творческие работы по различным темам, что способствует развитию творческого логического мышления. Отдаю предпочтение творческим заданиям, которые развивают у ребенка творческое воображение, творческую самостоятельность, побуждают к самореализации своих творческих способностей. На занятии обучающийся проявляет своё “я”. Пробует себя в роли изобретателя, дизайнера, конструктора.    

        Слайд № 15 Планируя работу с обучающимися на занятии, всегда помню, что успешность обучающегося зависит от умения добывать информацию, работать с ней, от регулирования отношений с социумом, ощущения себя гражданином нашего государства.

         На своих занятиях использую различные презентации  в качестве подачи нового материала, демонстрации готовых моделей и для подведения итогов.

         Слайд № 16

        Способами фиксации результатов обучения и формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • проведение диагностики и фиксирование результатов обучающихся на основе входящего, текущего и итогового контроля;
  • собеседование (при комплектовании  детского объединения); промежуточный и итоговый контроль ;
  • самооценка и коллективная оценка качества выполненной работы с учетом желаний  обучающегося;
  • фронтальный опрос, рефлексия;
  • педагогическое наблюдение;
  • тестирование, самостоятельные практические работы (выполнение конкретного задания);
  • викторины, игры, конкурсы по вопросам теории и практики;
  • выставки: отчетные, мини-выставки, творческие, тематические, выставка-презентация;
  • портфолио. Так ка создание портфолио сегодня является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащегося, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио воспитанника включаются фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Таким образом,  можно проконтролировать динамику развития творческого потенциала детей и оценить результативность своей деятельности.

Слайд № 17 По окончании цикла занятий каждый обучающийся представляет свою работу как результат выполнения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы.  

        Слайд №  18 Результативность: ежегодно принимаем активное участие в городских, окружных, краевых  и всероссийских конкурсах и выставках, где занимаем призовые места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь

Дополнительная общеразвивающая программа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный Ньютон

Дополнительная общеразвивающая программа"Юный Ньютон"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный техник"

Программа объединения «Юный техник» нацелена на помощь школьникам в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей простейших технических объектов.В современную эпох...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные мастера»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные мастера» (далее программа «Юные мастера) — это первичное погружение в творческую атмосферу, возможность попро...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный блогер"

Программа «Юный блогер» имеет социально-педагогическую направленность и стартовый уровень сложности. Данная программа направлена на: поддержку и развитие интереса учащихся к информационно-...