Роль математики в жизни учащихся коррекционной школы.
статья на тему
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль математики в жизни учащихся коррекционной школы.
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Значительное место в специальной коррекционной школе VIII вида занимают арифметические задачи. Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определённой жизненной ситуацией. При решении задач у учащихся с интеллектуальной недостаточностью развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует коррекции таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе решения задач ученики учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приёмами самоконтроля, у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения. Решение арифметических задач позволяет реализовать задачу подготовки учащихся к успешному овладению профессиональной деятельностью, сблизить обучение с жизнью.
Составляя задачи с практическим содержанием, следует также использовать межпредметные связи, составлять задачи, связанные с уроками истории, географии, социально бытовой ориентировки, швейного дела, столярного дела.
Например, решаем задачи «Из чего выпекали хлеб в блокадном Ленинграде? Ржаная мука - 0,6 кг, льняной жмых - 0,05 кг, отруби - 0,06 кг, овсяная мука- 0,08 кг, соевая мука – 0,04 кг, солодовая мука – 0,12 кг, пшеничная мука – 0,05 кг. Выразите в граммах содержание компонентов в буханке блокадного хлеба» или «В кишечнике человека живут более 400 видов полезных бактерий. Они вырабатывают витамины, помогают усваивать пищу, в определённой мере защищают кишечник от вторжения вредных микробов. При употреблении лекарственных препаратов, количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства?»
Распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять полученные знания к решению конкретных практических задач, с которыми учащиеся будут сталкиваться в дальнейшей жизни, помогут им лучше адаптироваться в условиях рыночной экономики.
Прикладная направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Использование межпредметных связей является одним из условий реализации прикладной и практической направленности обучения. Объект математики – весь мир, и его изучают все остальные науки. Межпредметные связи в школе – важная дидактическая проблема. Привлечение межпредметных связей повышает научность обучения, доступность, естественным образом проникают на урок элементы занимательности. Однако появляется и немало трудностей: учителю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, чем теоретическая, возникают вопросы взаимной увязки программ и другие.
К прикладной задаче следует предъявлять следующие требования:
- вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задач должны «сближаться» с реальной действительностью;
- способы и методы решения задач должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задач должны «сближаться» с реальной действительностью;
- способы и методы решения задач должны быть приближены к практическим приемам и методам;
Прикладные задачи дают широкие возможности для реализации общедидактических принципов в обучении математике в школе. Практика показывает, что прикладные задачи могут быть использованы с разной дидактической целью, они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность, объяснять соотношение между математикой и другими дисциплинами.
К задачам прикладного характера естественно на ряду с общими требованиями к математическим задачам предъявить и следующие дополнительные:
а) доступность школьникам используемого нематематического материала;
б) реальность описываемой в условии ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения.
Для лучшего усвоения материала на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы вся информация, преподносимая учащимся с общим интеллектуальным недоразвитием должна быть социально значима для них.
№1
Рулон обоев имеет ширину 60 см и длину 10 м. Необходимо оклеить стены в комнате, размер которой 3*4*2,5 м. Общая площадь окна и двери 4 кв. м. Сколько рулонов нужно купить?
№2
Корабль идет со скоростью 11 узлов. Велосипедист проезжает 100 м за 18 с. Сравните скорость корабля и скорость велосипедиста.
СПРАВКА. 1 узел = 1 морская миля/ч, 1 морская миля/ч = 1,852 км.
№3
В сберегательном банке вкладчику начисляется 20% за год от сданной на хранилище суммы. Через сколько лет первоначальная сумма увеличиться более чем в 2 раза; в 5 раз?
На вопрос, что нового узнали из практических уроков, отвечают:
- «нужно всегда делать выбор и от чего-то отказываться»;
- «если не будешь экономить, то трудно будет жить»;
- «надо много работать, чтобы лучше жить»;
- «покупай то, что тебе необходимо, что тебе по карману»;
№ 4
У хозяина 60 кроликов. Из них 26 белых кроликов, серых - на 8 кроликов меньше. Остальные кролики пёстрые. Сколько пёстрых кроликов у хозяина?
Геометрический материал изучается на уроках математики. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Необходима тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.
Правильно организованный урок, сочетающий дифференцированный и развивающий характер, является залогом достаточно высокого уровня сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также подготовки к овладению профессией, адаптации в социуме, большей уверенности в жизни учащимися коррекционных школ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Роль внеклассного чтения в формировании читательских навыков учащихся коррекционной школы"
В статье представлены материалы об особенностях воспрития художественных тестов учащимися и методы работы на уроках внеклассного чтения в коррекционной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-112560-1364646834.jpg)
Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках математики, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности учащихся коррекционной школы.
В данной статье освещается вопрос об использовании здоровьесбережения на уроках математики. Применение на уроках упражнений, заданий, связанных с изучением своего здоровья и умение использовать получе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/08/picture-253199-1370702897.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Одной из ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-162580-1355252171.jpg)
Интерактивные тесты по математике для учащихся коррекционной школы (VIII вида)
Интерактивные тесты для учащихся 5 - 9 классов коррекционной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383319-1389791673.jpg)
ВЫЧИСЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
Существенным элементом общеобразовательной подготовки учащихся являются вычисления. Без них нельзя обойтись ни при изучении арифметики и алгебры, геометрии и тригонометрии. Решение конкретных задач по...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/09/picture-566401-1623231930.jpg)
Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».
“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...
«Роль внеклассного чтения в развитии учащихся коррекционной школы»
cent;Тип проекта: информационно-исследовательский, межпредметный.¢Участники проекта- учащиеся 6-9 классов.¢По продолжительности- долгострочный. Связь с предметами: русский язык, литература,...