К проблеме развития детской одаренности
статья на тему

Из опыта работы учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 города Сальска И.А.Лиманской и М.П.Серединой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_probleme_razvitiya_detskoy_odarennosti.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

К проблеме развития детской одаренности (Из опыта работы учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г.Сальска И.А.Лиманской и М.П.Серединой)       

      В конце восьмидесятых годов общество вновь заинтересовалось проблемой одаренности. Причин тому множество: перестройка общественного уклада потребовала перестройки социальных институтов. Новая формация стала остро нуждаться в свежих силах, способных нестандартно решать стоящие перед обществом задачи. Именно тогда отечественная наука пришла к выводу о необходимости создать условия для развития одаренных детей, поскольку самореализация их не могла осуществляться в тесных рамках традиционного обучения.

       Известно, что концепций одаренности создано великое множество, нет нужды повторять их все. Сущность же самого понятия «одаренность» раскрывается как в исследованиях зарубежных ученых (Дж.Гилфорда, Дж.Рензулли, Б.Тейлора), так и в трудах отечественных специалистов (А.Асмолова, Д.Богоявленской, В.Шадрикова). Однако самой популярной концепцией остается позиция Джозефа  Рензулли, согласно которой, одаренность включает в себя три характеристики: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень; творческость (креативность); настойчивую мотивацию, ориентированную на задачу. Используя вместо термина «одаренность» термин «потенциал», ученый дает понять, что эта его универсальная схема одинаково подходит для разработки системы развития не только одаренных, но и всех детей.

       В нашей стране большое распространение получила «Рабочая концепция одаренности», обозначенная в трудах Д.Б.Богоявленской, А.В.Брушлинского, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкина и других.                   Согласно этой концепции, есть несколько критериев выделения видов одаренности: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики, степень сформированности, форма проявления, широта проявления в различных видах деятельности, особенности возрастного развития.

       Выделяя первый критерий как наиболее важный в понимании качественного своеобразия природы одаренности, исследователи отмечают его исходность, первичность. Говоря об основных видах деятельности, ученые определяют практическую одаренность (ремесло, спорт), теоретическую (познание, интеллект), художественно-эстетическую (музыка, хореография, литература, изобразительное искусство), коммуникативную (лидерство), духовно-ценностную (служение людям). Сферы психики при этом представлены интеллектуальной,  эмоциональной и мотивационно-волевой.

        Как видим, область литературной одаренности входит в художественно-эстетическую составляющую. Однако если способности к музыке, танцу, живописи чаще всего проявляются в системе дополнительного образования, то литература оказывается в поле зрения школьных учителей.

       Структуре литературных способностей посвятила свои исследования психолог В.П.Ягункова. В статье «Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству» она выделила основные, с ее точки зрения, компоненты литературных способностей: впечатлительность (поэтическое восприятие предметов и явлений действительности), поэтическая зоркость, хорошая (цепкая) память, способность силы воображения и мышления создавать оригинальные образы и сюжеты, легкость возникновения творческого состояния, богатство словарного запаса и чувство языка, богатство словесных ассоциаций. Вполне логично, как считает исследователь, для развития литературной одаренности развивать компоненты литературной способности с целью создания «культурного продукта». Понятно, что творчество школьника (а это и школьные сочинения тоже) не имеет ничего общего с творчеством крупного писателя. Речь не об этом. Творчество школьника нужно, прежде всего, ему самому для оптимального развития духовных сил, для органического вхождения в процесс учения, для освоения жизни и искусства. Даже если такие дети не станут писателями, а их занятия будут носить прикладной характер, это поможет им лучше понимать литературу и искусство вообще, выработать свой слог, научиться мыслить художественными образами, то есть, в определенном смысле произойдет становление комплекса компетенций будущего выпускника.

        Отталкиваясь от явной метапредметности подобных умений, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г.Сальска  И.А.Лиманская и М.П.Середина именно с таких позиций подходили к развитию способностей одаренных учащихся. Из выпускников последних лет достаточно назвать Двалишвили Лику и Яровую Анну. Обучаясь с первого по одиннадцатый класс, обе ученицы показали более высокие по сравнению с остальными сверстниками интеллектуальные способности, активную познавательную потребность, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.

         К условиям для самореализации этих учащихся, которые предоставила школа на первом этапе (с 10 до 14 лет), можно отнести систему дифференциации заданий на уроках и во внеурочное время, дополнительной предпрофильной подготовки, включающей элективные курсы и курсы по выбору, опыт работы в НОУ «Школьник», а также ряд занятий в ежегодной летней школе одаренных детей «Виктория». Такая система дала понять, что  создание развивающей среды в образовательном учреждении направлено на максимальную реализацию интеллектуальных потребностей одаренных детей.

       Второй этап работы (15-18 лет) связан с углублением и поддержкой индивидуальных способностей одаренных детей и развитием их креативности. С этой целью для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная траектория обучения, предусматривающая возможность выбора количества обязательных и дополнительных уроков, консультаций, дистанционных занятий с наставником. А поскольку одним из условий воспитания одаренности является формирование социально-адаптивной личности, школа старается предоставить таким учащимся  возможность самопрезентации. Этому служит проектная исследовательская деятельность с последующей защитой результатов исследования  на ежегодной конференции ДАНЮИ, муниципальные и региональные конкурсы сочинений, конкурс «Художественное слово», публикация творческих работ учащихся на сайте Фестиваля «Портфолио» Педагогического университета «Первое сентября» и проекта «Алые паруса» на nsportal.ru, участие в Международной дистанционной олимпиаде «Эрудит» и Всероссийской олимпиаде школьников. Не лишним будет отметить тот факт, что названные ранее ученицы в разные годы становились победителями и призерами муниципальных, региональных и заключительных этапов предметных олимпиад по истории, обществознанию, праву, иностранному языку, биологии, экологии, русскому языку и литературе. И по результатам этих олимпиад они были рекомендованы к зачислению в ведущие вузы страны: МГИМО и ЮФУ, где и учатся в настоящее время.

      Важной составляющей успешной на всех этапах работы с одаренными детьми является взаимосвязь семьи и школы. Только совместными усилиями педагогов, родителей и самих учащихся можно сформировать зону психологического комфорта, умение справляться с трудностями, готовность принимать решения и нести за них ответственность.

      Если попытаться определить положения, на основе которых можно строить работу с одаренными детьми, то они будут следующими: дифференцированное обучение, разнообразие предоставляемых ребенку  возможностей, обеспечение свободы выбора образовательных услуг, разработка индивидуальной программы обучения и развития, создание условий для совместной работы с другими учениками, учителями, родителями.

И последнее. Как в медицине есть принцип «Не навреди!», так и в работе с одаренными нужно сместить акцент с самой проблемы на личность ребенка, на создание условий для его естественного роста внутри своей личности и своей одаренности, чтобы педагогическая поддержка воспринималась таким учеником добровольно, с удовольствием, а не с осознанием того, что его «развивают».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитие детской одаренности: опыт психолого-педагогической поддержки и социального взаимодействия.

Я убеждена, что эффективность воспитания такого ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играю...

Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одаренности

В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика ...

Содержание школьного образования и развитие детской одаренности

Современное школьное образование не в полной мере удовлетворяет запросам одаренных и способных детей, поэтому появляется потребность в дополнительном образовании...

мастер-класс "Создание условий для выявления и развития детской одаренности".

Детская одаренность — это не просто большая родительская гордость, но одновременно еще и достаточно большая проблема. С одной стороны, одаренный ребенок имеет больше шансов успешно реализовать себя в ...

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...