Доклад "Личностное развитие через формирование профессионального самоопределения во внеурочное время в рамках проекта «Профилизация»"
опыты и эксперименты на тему

Рязанцева Галина Васильевна

В докладе раскрыты вопросы  эффективной подготовки молодёжи к современному рынку труда и профессиональной ориентации с раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_proforientatsiya_ryazantsevoy.doc482.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115

  г.о. Самары

Личностное развитие через формирование

профессионального самоопределения

во внеурочное время в рамках проекта «Профилизация»  

(из опыта работы воспитателя Рязанцевой Г.В.)

Доклад

подготовлен и прослушан

на методическом объединении воспитателей

27.03.2013 г

Долгое время проблема профессионального самоопределения необоснованно приписывалась только подростковому возрасту. На сегодняшний день, распространенной является точка зрения о том, что работа направленная на формирование и развитие у детей знаний, умений и навыков, для осуществления осознанного профессионального выбора должна являться приоритетной на каждом возрастном этапе. С целью наиболее эффективной подготовки молодёжи к современному рынку труда, профессиональной ориентацией необходимо заниматься с раннего возраста.

Слайд 2  Профессиональное самоопределение является результатом сложных психических процессов: поиска и восприятия информации, размышления, переживания, сравнения.

Работать по профориентации мы начали давно, с начальной школы и выделили три возрастных этапа.

Слайд3  I этап (1 -3 классы).

Особенность работы на данном этапе заключается в том, что здесь не ставится цель подвести детей к выбору определенной профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребенка, всемерно развивать положительное отношение к труду, раскрывать важность и необходимость их труда для общества.

На данном возрастном этапе мы говорили с детьми о роли труда в жизни человека, обращая особое внимание детей на то, что « стол, за которым ты сидишь, кровать в которой ты уснешь, тетрадь, ботинки, пара лыж, тарелка, вилка, нож и каждый гвоздь, и каждый дом, и каравай хлеба – всё это создано трудом, а не свалилось с неба». Эти вещи сделали люди различных профессий. Так началось заочное путешествие в мир труда. Оно продолжалось на самоподготовке по чтению, математике, рисованию, во время занятий трудом, где дети знакомились всё с новыми и новыми предметами – результатом труда отдельных людей и целых коллективов. Да и сами ребята готовили изделия для выставки, т.е. становились создателями вещей, пока ещё несложных, но уже кому – то нужных.

Расширяя кругозор ребят, старались сформировать уважение к труду. Задача педагога состоит не в том, чтобы ученик в начальной школе выбрал себе ту профессию, которой он будет верен всю жизнь. Важно другое:  Слайд 4 дать младшему школьнику почувствовать в любых педагогически организуемых ситуациях (экскурсии, беседы, праздники труда и т.д.) красоту человеческого труда,  потребность быть полезным людям, ответственно выполнять общественные обязанности. Если педагог справится с этой задачей, то он выполнит своё назначение в области дальнейшей профориентации учащихся.

Слайд 5   Мы создали максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы вместе потом на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого мы и проводили занятия по профориентации. Классные часы, внеклассные занятия, беседы с элементами практической деятельности, экскурсии, различные тренинги способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, шоу, конкурсы) способствуют созданию у ребят многообразия впечатлений.

Слайд 6  В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатления работника. На этой стадии базируется  дальнейшее развитие профессионального самосознания.  В игре совершенствуются движения и умственные операции. Интересны детям такие игры «Кому принадлежат эти вещи», «Отгадай загадку об инструментах», «Угадай профессию», «Конкурс пословиц о труде»,  «Парад профессий» и многие другие.  

Во время прогулки ребята часто наблюдали за различными видами трудовой деятельности: как строят здания, асфальтируют улицу, подвозят хлеб и другие продукты и так далее. Эти наблюдения создают представления о разного рода профессиях, об отношении людей к своему труду, убеждают ребят в необходимости заниматься общественно-полезным делом. Они подкрепляются и расширяются беседами типа «Где работают взрослые», рассматриванием соответствующих иллюстраций, показом диафильмов и т.д. Например, после экскурсии на стройку в третьем классе мы показали диафильм «На строительной площадке», который помог образно представить все разнообразие строительной технике и еще раз закрепить названия строительных профессий.

Слайд 7 В ходе наблюдения любого труда взрослых мы обращали внимание ребят на главное: все, что нас окружает, чем питаемся, что надеваем на себя – это сделано руками рабочих.

Таким образом, чем подробнее профориентационная работа осуществляется в 7-10 лет, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.

Слайд 8  II этап (4-7 классы)

Его цель – воспитывать нравственные и трудовые основы выбора учащимися жизненного пути.

Как правило, именно в этом возрасте особенно сильно проявляются наклонности к технике, к рисованию и т.д. В это время появляется потребность в осознании себя как личности. В этот период необходимо помочь расширить круг представлений о труде взрослых и на этой основе формировать готовность к овладению конкретным видом трудовой деятельности, связанной с производством нужной для народного хозяйства продукции.

Слайд 9  Решению этой задачи способствует труд в мастерских, а также включение учащихся в разумно организованную «пробу сил» во внеклассной полезной деятельности. В школе организованы кружки по интересам, в классе у каждого ученика есть поручение (цветовод – Балахонкина Н., староста – Крюкова Л., ответственный за классный журнал – Шмаков О., штаб порядка – Аносов В., Рассыльнова Н., Орлов Д., штаб чистоты – Макарова Н.,   физорг – Голубед Д.). Система отдельных общественных поручений предоставляет возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, включения его в трудовую жизнь коллектива школы-интерната.

Профессиональное просвещение учащихся 4-7 классов осуществлялось с активной помощью производственников и родителей посредством экскурсий на производство, знакомства со сферой обслуживания, встреч с героями труда и новаторами производства, представителями массовых рабочих профессий. Были проведены групповые и индивидуальные беседы о выборе профессии. Например: «Чем тебе больше всего нравиться заниматься?», «Задумываешься ли ты о том, какие требования предъявляют к человеку различные профессии?» и др. Обсуждение жизни, идеалов и целей героев прочитанных книг, просмотренных фильмов и спектаклей, посвященных трудовой жизни народа, определяет образцы для подражания. При этом знания учащихся расширяются, становятся более глубокими, зрелыми. Начинает проявляется интерес к конкретным видам труда, и прежде всего к тем, с которыми школьник сталкивается в ближайшем окружении.

Слайд 10   III этап 8-11классы. Этот этап самоопределения и выбора начала профессионального пути.

Основные задачи в период старшего школьного возраста – это расширение  у ребят политехнического кругозора, формирование активной жизненной позиции, обеспечение условий для пробы сил в конкретной сфере производительного труда, связанного с будущей профессией.

В этот период необходимо сформировать у ребят убежденность в том, что лучшим началом любого жизненного пути является работа в сфере общественного производства, что рабочие профессии самые важные и нужные на земле. Недаром на конкурсе «Воспитатель года» было проведено нами коррекционно – развивающее занятие «Тот мастером будет, кто дело знает и любит».

Одной из важнейших задач в это время является оказание всемерной помощи школьникам в формировании у них правильной самооценки, в умении соотнести имеющиеся качества личности с избираемым видом трудовой деятельности. Основным путем решения этой задачи являются консультации по выбору профессии.  Одни из них носят справочный характер, но бывают и индивидуальные психолого – педагогические и медицинские консультации, которые даются специалистами на предприятиях и в учебных заведениях в кабинетах по профориентации. Внеклассную работу по профориентации в старших классах мы обогащаем тематическими экскурсиями на предприятия и стройки, беседами, диспутами, тренингами (например: «Твоя будущая профессия, какая она?», «Что я знаю о профессии своих родителей», «Труд в почете любой»).

Каждая поездка в музей или любой выход за пределы школы для ребят является большим праздником. Это возможность увидеть новое, интересное своими глазами. В этом нам помогают родители. Папа  Артура Бахтиярова организовал экскурсию на малое авиационное предприятие, где он работает сам, и где выпускают сельскохозяйственные самолеты, спортивные и другие. Мама Лизы Крюковой пригласила нас в метеоцентр. Очень рады были дети, когда посетили «Оттоцентр».

  Слайд 11  Там им разрешили поухаживать за лошадьми, а потом  и покататься. Большой интерес ребята проявили и в пожарной части.

   Слайд 12 А недавно мы с ребятами посетили музей деревянной игрушки, привезенной с Сергиева Посада. Воспитанники много ново узнали об игрушках, о мастерах – умельцах, но самым интересным были групповые и индивидуальные игры с деревянными, давно забытыми игрушками. Вот здесь-то сразу стали видны достижения  всех ребят, их ловкость, сноровка, физические возможности. Приехав в школу, многие ребята стали мастерить деревянные игрушки и у них это неплохо получилось.

    Слайд 13 В повышении эффективности внеклассной работы по профориентации значительную роль играет школьная  библиотека. Она помогает нам в подборе и систематизации литературы, выявлении профессиональных намерений и склонностей учащихся в проведении индивидуальной и массовой работы со школьниками. Была организована выставка книг о профессиях, разговор по душам «Все работы хороши – выбирай на вкус». В библиотеке постоянно обновляются витрины методической литературы по профориентации, анализируются формуляры с целью выявления читательских интересов школьников.

   Слайд 14 Особенно богатые возможности для формирования готовности к выбору профессии имеются в школьных мастерских. Здесь ребята получают реальную возможность познать на практике особенности профессии, испытать и проверить свои способности и склонности в конкретной области труда. Плохо то, что нашим мальчикам, которые занимаются в слесарных мастерских, не повезло, из-за того, что за четыре года сменилось четыре учителя.

Слайд 15  Среди оправдавших себя форм внеклассной работы со старшими детьми имеются такие, как конкурсы по защите будущей профессии. В процессе их подготовки учащиеся включаются в увлекательный поиск нужной информации по избранной профессии и, наконец, защищают ее перед классом. Так как профессиональное самоопределение является результатом сложных психических процессов, то при всем их разнообразии можно выделить восемь важных обстоятельств, влияющих на профессиональный выбор школьников:

  1.     личные профессиональные планы учащихся (или их отсутствие);
  2.     способности, умения, достигнутый уровень развития         старшеклассника, как субъёкта деятельности;
  3.    склонность к тем или иным видам деятельности;
  4.    адекватность самооценки и как следствие уровень притязаний;
  5.    способность к проявлению волевых усилий в достижении профессионально ориентированных умений;
  6.    информированность о мире труда и профессий;
  7.    позиция старших членов семьи или лиц, их заменяющих;
  8.    позиция педагогов.

Существуют разнообразные средства для выявления и оценки готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Хороший результат дает периодическое анкетирование учащихся, их родителей и последующий анализ анкет, результаты которого фиксируются в индивидуальной карте учащегося.

Старшим школьникам необходима педагогическая поддержка в формировании профессионального самоопределения.

Целью педагогической поддержки самоопределения школьников является создание образовательной и воспитательной среды, способствующей познанию субъектом самоопределения себя, окружающего мира и нахождению своего места в нем.

Опираясь на образовательную и воспитательную программу школы, мы составили план педагогической  поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников:

  1. проводим индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции (из плана);
  2. ведем психолого – педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные каждого ребенка находятся в мониторинге). В этом нам большую помощь оказывает психолог школы Галина Витальевна;
  3. организуем тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  4. планируем посещение учащимися дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях;
  5. оказываем помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  6. наметили провести родительское собрание в четвёртой  четверти по вопросу формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределения;
  7. встречаемся с выпускниками школ – учащимися средних профессиональных учебных заведений.

Полноценная педагогическая поддержка самоопределения школьников невозможна без консолидации усилий школы с разнообразными социальными институтами, способствующими формированию готовности школьников к самоопределению.

Профориентационная помощь заключается в проведении бесед о профессиях, нужных городу, в организации встреч с представителями разных профессий, экскурсий в Центр занятости, на предприятия, в проведении с помощью психолога тестирования с целью выявления профессиональных склонностей ученика, в установлении связей с учебными заведениями города.

Психологическая поддержка предусматривает организацию совместно с психологом диагностику, консультирование, тренинг, проведение собеседований по волнующим ученика учебным и личным проблемам, создание в группе благоприятного психологического климата.

К сожалению, не всегда эта проблема ведется нами систематически, целенаправленно. Не всегда учитываются возрастные особенности учащихся и потребности в кадрах конкретных экономических районов. Нередко мы пытаемся справиться с этой работой только своими силами и потому не можем избавиться от указанных недостатков.

Значительно сложнее обстоит дело с прослеживанием динамики развития профессиональных интересов с учетом результатов профориентационной работы. Мы часто забываем о конечной цели профориентации учащихся – пополнении выпускниками школ трудовых резервов нашей страны.

Как же восполнить этот пробел?

Эту задачу поможет решить только длительное, на протяжении всех лет обучения, психолого – педагогическое изучение личности школьников. Методы изучения личности школьника – это наблюдение, анкетирование, беседа. Прежде всего, это интересы и склонности учащихся, которые непосредственно относятся к трудовой деятельности, т. е. профессионально – трудовые и познавательные интересы. Познавательные и профессиональные интересы направлены на приобретение знаний о профессии.

Способности – это индивидуальные особенности человека, которые обусловливают возможность успеха в какой-либо деятельности, помогающие в овладении знаниями, умениями, навыками, но не сводящиеся к ним.

Знание профессиональной направленности личности, ее способностей и подготовленности, а также методов изучения личности помогает в решении главной задачи, стоящей перед нами, - воспитанию психологической готовности школьника к труду и выбору профессии.

Осуществить трудовое и профессиональное воспитание детей мы сможем только вместе с родителями. Главное для нас – сделать родителей своими союзниками, надёжными помощниками в этой многотрудной и кропотливой работе, включить в работу по выполнению намеченных планов. Родители (мамы Артура Бахтиярова, Лизы Крюковой, Олега Шмакова)  делятся на собраниях опытом воспитания у детей трудолюбия, искоренения недостатков.

   Слайд 16   Привлечение родителей к работе с детьми в школе – трудное дело. Опыт показал, что очень полезны дни совместной работы родителей и учащихся в родной школе. Во время ремонта спальни наши родители (Крюкова, Шмакова, Орлова, Аносова, Макарова, Балахонкина – бабушка) при помощи ребят прекрасно справились с этой работой, показали детям, как правильно смывать побелку со стен, пользоваться мастерком, наклеивать обои. После такого дня труда все дети желают помогать своим мамам, хотят учиться малярному и строительному делу.

Посещая различные предприятия, дети видят своих родителей на рабочих местах (Бахтияров, Крюкова), слушают рассказы о предприятиях, на которых работают их родители, о профессиях, трудовой деятельности людей и людях труда.

Говоря о совместной работе семьи и школы по профориентации школьников, мы стараемся обеспечить дифференцированный подход к педагогическому просвещению родителей. Формы педагогического просвещения родителей различны. Сюда относятся беседы, родительские собрания, лектории, конференции, встречи, обмен опытом.

Участие родителей в профориентационной работе значительно расширяет возможности школы в ознакомлении учащихся с профессиями, жизнью производственных коллективов, с современными производствами.

Несмотря на то, что нам предстоит ещё много работы, наши ребята меняются в лучшую сторону. Стали исчезать многие личностные проблемы. У Насти Балахонкиной, Димы Орлова, Даши Байхановой. появилась уверенность в себе. В процессе коллективной трудовой деятельности появляется атмосфера доверия, терпимости друг к другу. У ребят появляется множество положительных эмоций, формируется активная жизненная позиция. Ребята стали более организованными, самостоятельными, инициативными (Дима Г., Дима О.). Мы воочию наблюдаем, как в процессе трудовой деятельности они овладевают опытом организаторской работы (Олег Ш., Лиза К., Дима Г. )  

 Слайд 17  Общественно полезный труд является основой всей системы внеклассной работы с учащимися. Виды общественно полезного труда многообразны. В нашей школе стало традицией участие в подготовке здания к новому учебному году: в ремонте школе, в уборке территории. классов, спален, в ремонте мебели. Дети занимаются озеленением школьного двора, посадкой цветов, деревьев, кустарников.

Таким образом, общественно полезный труд является средством выработки многих практических умений и навыков, и средством сплочения коллектива, и средством коррекции нравственных качеств личности, и наконец, основным средством подготовки учащихся к самостоятельной работе на производстве, к жизни.

  Слайд 18  Труд, познание и игра – именно они обеспечивают социализацию ребенка в обществе. Активно участвуя в труде, дети приобретают трудовые навыки, ловкость, умение заботиться о себе, о своих близких, о доме, замечать кому нужна помощь и оказывать её.

Работая в старших классах коррекционной школы, мы всячески стараемся создать соответствующие условия для формирования профессионального самоопределения наших ребят, принимая участие в их дальнейшем трудоустройстве и поддерживая с ними постоянную связь.


 Литература

  1. «Азбука профориентации». Журнал «Классный руководитель» №2 2008 г.
  2. Чистякова М.А. «Основы профориентации школьников»
  3. Мирский А.В. «Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе»
  4. Глушенко Т. И. «Трудовое воспитание младших школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Проектно=исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС. биология.

В данной презентации представлено обобщение моего личного опыта по проектно-исседовательской деятельности...

«МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

       Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...

«Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»

laquo;Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС"

Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося.     Современным детям легче найти готовый материал в интерн...