Открытый урок по живописи "Натюрморт с простым предметом и овощами в холодной гамме"
план-конспект по теме

Ершова Ильмира Минухановна

Жанр изобразительного искусства - натюрморт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soobshchenie_k_otkrytomu_uroku_2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                18.04.2013  уч.г.

Открытый урок по живописи

в 1 «б» классе

преподавателя Ершовой И.М

Тема урока: «Поэтапное построение натюрморта»

«Натюрморт с простым предметом и овощами в холодной цветовой гамме»

Цели: закрепить знания о жанре изобразительного искусства «натюрморт»;    

           развивать образное воображение, композиционное мышление.

Задачи:  

Обучающие: грамотно компоновать изображение в листе; ставить предметы        

на плоскость, строить их с учетом пропорций и перспективных сокращений.

Развивающие: развитие внимания, зрительной памяти, глазомер, чувство  

пропорции, цветоощущение, художественный вкус.

Воспитывающие: воспитание любви к окружающему миру,    

целеустремленности, усидчивости, аккуратности, способности видеть

чувствовать красоту.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Оборудование и материалы:

для учителя:  предметы быта (кувшины, чашки, миски и т.д.), мел, доска  

                       классная;

для учеников: бумага А3, графитные карандаши разной твердости, ластик,  

                       кисти, акварель, палитра, емкость для воды;

Зрительный ряд: 

работы учащихся из натурного фонда;

репродукции  художников:

К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

В. Ван Гог «Подсолнухи»

И. Машков «Фрукты на блюдце»

К. Петров-Водкин «Натюрморт с яблоками»

П. Кончаловский «Поднос и овощи»

З. Серебрякова «Корзина с кабачками»

Ход занятия:

1 урок

І Организационная часть.

Проверка готовности к уроку  3 мин.

ІІ Основная часть.

Сообщение темы. 2 мин.

Вступительная беседа  5 мин.

Педагог предлагает отгадать загадку, дети хором отвечают.

Если видишь на картине

Чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем

Стоит множество посуды

И стеклянной и простой

Может чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив

А еще в картине может

Нарисованным быть торт

 И поэтому картину называют – натюрморт. 

Слово «натюрморт» означает «мёртвая натура», «неживая природа». Оно пришло к нам из французского языка.

В переводе с голландского, немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь», «неподвижная жизнь».

Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Художников, работавших в этом жанре, назвали «малыми голландцами». Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Натюрморт обычно не нуждается в таких размерах холста, как историческая картина или эпический пейзаж. Это более «скромный» жанр. Но при этом не следует воспринимать натюрморт в изобразительном искусстве как изображение случайного набора предметов. Чаще всего художник «ставит» натуру, то есть, исходя из задуманной идеи, сознательно подбирает подходящие предметы. К тому же замысел художника предполагает определённые сочетания форм и цветов предметов, освещение, расположение в пространстве. Композиция натюрморта рождается первоначально в голове автора, хотя к образно-пластической идее художника может подтолкнуть многое: жизненные наблюдения, воспоминания, прочитанная книга, стихи, музыка.

Иногда поставить натюрморт труднее, чем его написать. Художник вносит в расположение предметов свой порядок. Такой, когда ничего нельзя убрать, добавить или переставить, не нарушив единства композиции.

Педагог напоминает о правилах построения, композиционном решении, поэтапном выполнении живописных приемов рисования несложного натюрморта из 2-3 фруктов и овощей, выполненного на предыдущем занятии. Далее предлагает познакомиться с натюрмортом более сложной композиции. В диалоге с детьми педагог обсуждает художественные особенности вывешенных на доске репродукций натюрмортов известных художников.

  Проблемные вопросы (проверка знаний):  10 мин.

  • Какие виды натюрморта Вы знаете?
  • Найти отличительные особенности представленных натюрмортов и прокомментировать.
  • Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в натюрмортах и почему?
  • Что объединяет предметы натюрморта?
  • Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а темные – с другой? (ответы детей)
  • Какую роль в натюрморте играет солнечный свет? Солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (свет), с другой – темными (тень). Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.
  • Какие натюрморты на репродукциях вам понравились больше и почему?

Педагог объясняет разные композиционные схемы построения натюрмортов. Для закрепления знаний педагог просит детей прочесть представленные схемы и ответить на следующие вопросы:

1 О чем говорят вертикальные и горизонтальные линии в изображении предметов (осевые линии)?

2 Определите, какие предметы в натюрмортах расположены ближе, какие дальше? Объясните, почему?

3 Что такое композиция? (Это объединение частей учебного рисунка, произведения искусства для наиболее яркого выражения их содержания. Это правильное расположение предметов на листе бумаги).

Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга (разумный контраст большого и малого, белого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового, предметы сферической и плоскостной формы усиливают выразительность, устраняет однообразие, оживляет обстановку) ;

 Такая закономерность построения натюрморта называется его композицией.

В любой композиции должен быть композиционный центр. Обычно таким композиционным центром является самый большой предмет, изображаемый на картине. Его лучше располагать на втором плане и обязательно выделить цветом (во всей группе должен быть основной предмет, который по  своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.)

Игровая разминка.  10 мин.

Обучающиеся делятся на 2-3 группы по 3-4 человека. Им предлагается составить композицию предложенного натюрморта из геометрических фигур и приклеить на лист бумаги. Готовые композиции педагог прикрепляет к доске для анализа работ, рекомендаций по устранению ошибок.

ІІІ Самостоятельная работа .  13-15 мин.

Короткими отрезками-штрихами учащиеся карандашом на листе намечают общее расположение натюрморта, учитывая предыдущие рекомендации контуры всех предметов, соблюдая пропорции и расположение предметов в натюрморте, намечают границы бликов, теней, всех предметов и среды.

ІV Итог урока:  2 мин.

Ответы на вопросы:

- в каком жанре живописи мы сегодня работали?

Ход занятия:

2 урок

І Организационная часть.

Проверка готовности к уроку  2  мин.

ІІ Основная часть.

Вступительная беседа  5 мин.

Педагог предлагает просмотреть несколько учебных работ в разных техниках исполнения. Обратить особое внимание на работы, выполненные в акварельной технике.

- в каких техниках выполнены работы?

- чем отличается гуашевая техника от акварельной?

ІІІ  Самостоятельная работа .  25 мин.

Обучающиеся уточняют детали в карандашном рисунке. Переходят к работе акварелью. Смачивают лист бумаги водой, чтобы краска в дальнейшей работе не скатывалась. В процессе работы педагог помогает обучающимся, испытывающим трудности в работе.

ІV Итог урока:  13 мин

Просмотр рисунков, анализ их достоинств.

- анализ работ, рекомендации по устранению ошибок.

- выбрать рисунки, выразившие наибольшее сходство с натурой;

- оценка рисунков;

- уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме "Прошедшее простое время глаголов"

Урок проводился в 4 классе по УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З....

План – конспект открытого урока технологии в 5 классе «Тепловая обработка овощей».

План – конспект открытого урока технологии в классе«Тепловая обработка овощей»....

Открытый урок в 5 классе "Простейшие швы. Швы вперед иглу, шнурок."

Материал состоит из конспекта урока, карат урока, презентации по указанной теме, технологическая карта выполнения швов, технка безопасности при работе с иглами  ножницами, контроль выполнения шво...

План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо...

Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.

Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического знач...

Открытый урок на тему: " Технология приготовления блюд из овощей и фруктов".Презентация.

Открытый урок на тему: " Технология приготовления блюд из овощей и фруктов".Презентация....

План-конспект открытого урока Тема: «Приготовление блюд и гарниров из овощей»

Знакомство учащихся с происхождением картофеля, формирование и развитие навыков приготовления блюда в процессе обучения....