Открытый урок в 5 классе "Простейшие швы. Швы вперед иглу, шнурок."
план-конспект урока (технология, 5 класс) по теме

Цыганкова Алла Петровна

Материал состоит из конспекта урока, карат урока, презентации по указанной теме, технологическая карта выполнения швов, технка безопасности при работе с иглами  ножницами, контроль выполнения швов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме: "Простейшие швы: «вперед иглу», «шнурок»" учителя технологии Цыганковой А. П.  

МБОУ "СОШ № 35"

Цели урока:

1. Образовательные:

  • создать условия для усвоения новых знаний и формирования навыков практической самостоятельной работы;
  • ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки,
  • научить учащихся выполнять вышивку простейшими швами, используя ИКТ.

2. Развивающие:

  • развивать внимание, память, творческие способности учащихся.
  • расширять кругозор, развивать эстетический вкус и творческое мышление,
  • формировать навыки работы с иглой и ножницами.

3. Воспитательные:

  • формирование положительной мотивации к предмету,
  • формирование умений четко организовать свою практическую деятельность,
  • развитие личностных качеств: аккуратности, глазомера, терпеливости, трудолюбия.

Задачи:

  1. Изучить способ ручного шитья “Вперед иголку”;
  2. Развивать навык работы с иголкой;
  3. Развивать моторику мелких мышц рук;
  4. Формировать основы народной культуры на примере образцов вышивки с использованием швов “Вперед иголку” и «Шнурок».

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, фронтальная

Оборудование: материалы и инструменты: компьютер, мультимедийный проектор, экран, выставка работ с ручной вышивкой.

Для учителя: игла, ножницы, нитки «мулине».

Для учащихся: игла, ножницы, нитки «мулине», тетрадь, ручка.

Цифровые образовательные ресурсы урока:

  1.  Презентация «Простейшие швы»

Раздаточный материал: технологическая карта, таблица контроля, разновидности шва шнурок.

Методы обучения:

  1. Репродуктивный;
  2. Объяснительно-иллюстративный:
  3. Частично-поисковый
  4. Проблемного изложения
  5. Исследовательский (частично).

План урока:

  1. Организационная часть. Приветствие. Проверка отсутствующих, готовности учащихся  к уроку. Побуждение учащихся к целеполаганию и формулированию темы.
  2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
  3. Изложение теоретического материала.  Создание проблемной ситуации. Изучение технологии выполнения  шва вперед иглу. Вводный инструктаж. Техника безопасности при ручной обработке ткани.
  4. Практическая работа «Выполнение шва вперед иглу». Текущий инструктаж.
  5.  Изучение технологии выполнения  шва шнурок.
  6. Вводный инструктаж. Техника безопасности при ручной обработке ткани. Техника безопасной работы при ручной обработке ткани.
  7. Практическая работа «Выполнение шва шнурок». Текущий инструктаж
  8. Подведение итогов урока, анализ результатов практических работ.
  9. Инструктаж по обеспечению следующего урока.

Ход урока:

 Организация урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с историей вышивки и видами простейших швов, научились закреплять нить на ткани.

Посмотрите, пожалуйста,  на эти изделия. Скажите, они вам нравятся? А хотите попробовать сделать их своими руками? Эти изделия украшены вышивкой простейшими швами. Чтобы их выполнить, что необходимо сделать? Правильно. Научиться выполнять простейшие швы.  

Задачи нашего урока:  научиться выполнять простейшие швы: вперед иголку и шнурок.

Эти швы применяются для вышивания прямых и изогнутых линий контуров, как основа для других вышивок.

Повторение пройденного материала. 

Устный опрос.

Вопросы для повторения.

  1. Перечислите инструменты и приспособления, применяемые для вышивания? Все согласны? Кто может добавить, корректировать ответ?
  2. Какие материалы используют для вышивания? Все согласны? Кто может добавить, корректировать ответ?
  3. Какие правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками и утюгом вы знаете?  Все согласны? Кто может добавить, корректировать ответ?
  4. Какие способы закрепления нити на ткани существуют? Все согласны? Кто может добавить, корректировать ответ?

Изучение нового материала.

Демонстрация презентации. Слайд № 2

            Шов «вперед иголку»

Этот шов представляет собой ряд стежков одинакового размера, выполненных с промежутками такой же величины. Это самый простой шов. Нитку закрепляют у правого края ткани, делая стежок в 5 мм. Затем иглу вводят в точку второго прокола и протаскивают ее вместе с петелькой на изнанку. Пропустив такое же расстояние, иглу выводят на лицевую сторону, делают второй стежок и т.д. Стежки располагаются в направлении справа налево. На изнанке ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками.

Стежки могут быть разного размера. В белой глади - от 1 до 2 мм, в счетной вышивке – 3 - 4 мм, а если узор полностью выполняется швом «вперед иголку», то длина стежков 6-8 мм. Швом «вперед иголку» вышивают различные узоры, как по рисованному контуру, так и по выдернутым в ткани нитям. Стежки можно располагать в два или три ряда, с промежутками. Применяя нитки различных цветов, можно найти множества интересных вариантов исполнения этого шва.

Заполним таблицу (название шва, направление, схема).

Слайды № №3, 4, 5, 6.

 

Практическая работа.

     Одна из учениц на демонстрационной модели пробует выполнить шов вперед иголку. Остальные анализируют и оценивают (правильно-не правильно).        

Приготовьте ткань, иглу с ниткой  и ножницы для работы. Вставьте нить в иглу. Учащиеся выполняют шов «вперед иголку», пользуясь технологической картой и слайдом № 1. ТБ.

Заполним карту само и взаимоконтроля. Баллы получились одинаковые? Мнения сошлись? Все согласны?

   Проблемная ситуация.

Посмотрите на изображения шва шнурок. Какое сходство с ранее изученным швом вы заметили? (Он выполнен на основе шва вперед иглу, только сверху перевивается другой нитью).

Попробуйте рукой в воздухе смоделировать движение иглы с нитью. (Учащиеся показывают движение: сверху вниз или чередуют сверху вниз, снизу вверх).

Спланируйте и смоделируйте порядок выполнения шва шнурок.

Что было трудно? Какое направление движения иглы с нитью вы считаете правильным? (Правильно. Оба. Получаются различные виды шва шнурок).

Слайд № 7

Прочитайте текст, найдите ошибку.

 Шов «шнурок»

Шов выполняется в два приема. Слева направо по прямой линии или по контуру узора выполняют стежки шва «вперед иголку». Затем иглу с ниткой (можно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки поочередно сверху вниз и снизу вверх, получится еще один вид шва «шнурок».

Таким швом можно украсить одежду, полотенца, скатерти и т.д.

Заполним таблицу.  

Слайды №№ 8, 9, 10.

 Практическая работа 

Приготовьте ткань, иглу с ниткой  и ножницы для работы. Вставьте нитку в иголку. Учащиеся по образцу выполняют шов «шнурок», пользуясь технологической картой и слайдом № 7. ТБ.

Карта само и взаимоконтроля.

Итог: какие задачи ставились на уроке? Выполнили?

Подведение итогов урока

Выставление оценок с комментариями по каждому этапу урока, используя карту контроля.

 Информация на следующий урок. В каких изделиях, которые могут украсить нашу жизнь, можно использовать простейшие швы? (Закладки, игольницы, открытки и т. д.) На следующих уроках мы продолжим изучение простейших швов и в заключение изучения данной темы,  вы будете выполнять проект (изделие), поэтому предлагаю начать с портфолио проекта (эскизы, рисунки изделия).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 города Смоленска Простейшие швы: шов вперед иглу, шнурок В ыполнила: учитель технологии высшей категории Цыганкова Алла Петровна

Слайд 2

Шов вперёд иголку Ряд стежков и пропусков одной длины. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной . Так в белой глади этим швом обводят контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3—4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, — 6—8 мм. Шов можно выполнять как по счёту нитей, так и по рисованному контуру. Стежки можно располагать в два и более рядов.

Слайд 3

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва

Слайд 4

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва Вперед иглу

Слайд 5

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва Вперед иглу Справа налево

Слайд 6

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва Вперед иглу Справа налево

Слайд 7

Шов шнурок Выполняется в два приёма. Сначала по прямой линии или по контуру узора выполняют стежки шва -вперёд иголку. Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткани. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва.

Слайд 8

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва Вперед иглу Справа налево Шнурок

Слайд 9

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва Вперед иглу Справа налево Шнурок Справа налево

Слайд 10

Простейшие швы Название шва Направление шва Схема шва Вперед иглу Справа налево Шнурок Справа налево



Предварительный просмотр:

Закрепление нити на ткани.

    1. В петельку. Если мы собираемся вышивать нитью с четным числом сложений, например в 2, 4 или 6, складываем нитки вместе, перегибаем пополам и вдеваем в ушко иглы. Протягиваем нить, чтобы на конце осталась петелька.

  

    Иглой с нитью делаем крошечный стежок на изнанке или лице ткани, захватив 1-2 нити ткани. Протаскивая нить, продеваем иглу острием в петлю на конце нашей нити, и затягиваем петлю.

   2.  В одно сложение стежком шва за иголку. Делают прокол  на лицевую сторону ткани, оставляя на изнаночной стороне конец нити, и, крепко его придерживая, выполняют маленький петлеобразный стежок «назад иголку»

Закрепление нити на ткани.

    1. В петельку. Если мы собираемся вышивать нитью с четным числом сложений, например в 2, 4 или 6, складываем нитки вместе, перегибаем пополам и вдеваем в ушко иглы. Протягиваем нить, чтобы на конце осталась петелька.

  

    Иглой с нитью делаем крошечный стежок на изнанке или лице ткани, захватив 1-2 нити ткани. Протаскивая нить, продеваем иглу острием в петлю на конце нашей нити, и затягиваем петлю.

   2.  В одно сложение стежком шва за иголку. Делают прокол  на лицевую сторону ткани, оставляя на изнаночной стороне конец нити, и, крепко его придерживая, выполняют маленький петлеобразный стежок «назад иголку»



Предварительный просмотр:

 Карта пооперационного контроля к практической работе                                      «Выполнение шва вперед иглу»

№ п/п

Технологическая операция

Самоконтроль (баллы)

Взаимоконтроль

(баллы)

1.

Организация рабочего места и соблюдение техники безопасности.

2.

Закрепление нити в начале и в конце работы.

3.

Стежки должны быть одинаковой длины.

4.

Пропуски должны быть одинаковой длины.

5.

Ткань не должна быть стянута.

Итого:

Карта пооперационного контроля к практической работе                                      «Выполнение шва шнурок»

№ п/п

Технологическая операция

Самоконтроль (баллы)

Взаимоконтроль

(баллы)

1.

Организация рабочего места и соблюдение техники безопасности.

2.

Закрепление нити в начале и в конце работы.

3.

Стежки должны быть одинаковой длины.

4.

Пропуски должны быть одинаковой длины.

5.

Ткань не должна быть стянута.

Итого:



Предварительный просмотр:

Техника безопасности при работе с иглами, ножницами

- иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.

- нельзя брать иглу и булавку в рот, вкалывать в свою одежду.

- сломанную иглу не бросать, а класть в специальную отведенную для этого коробку.

- ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.

-класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.

- передают ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.

Техника безопасности при работе с иглами, ножницами

- иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.

- нельзя брать иглу и булавку в рот, вкалывать в свою одежду.

- сломанную иглу не бросать, а класть в специальную отведенную для этого коробку.

- ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.

-класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.

- передают ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.



Предварительный просмотр:

Технология выполнения шва вперед иглу.

             Выполняют по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Это ряд стежков и пропусков одной длины. Попеременно делают проколы, выводя иглу с нитью то на изнанку ткани, то на лицевую сторону ткани.

Технология выполнения шва шнурок.

Выполняют шов в два приема.

  1. Выполняют строчку шва вперед иглу. При этом расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка.
  2. Иглой с нитью (можно другого цвета) подводят под каждый стежок, не прокалывая ткань, сверху вниз.

Можно иглу с ниткой подводить чередуя: то сверху вниз под стежок, то снизу вверх под стежок, при этом получится другой рисунок шва шнурок.



Предварительный просмотр:

Класс  5 а

Учитель Цыганкова Алла Петровна

Тема урока Простейшие швы. Шов вперед иглу, шнурок.

Тип урока усвоения новых знаний (по П. И. Третьякову)

Этапы урока

Форма организации учебной деятельности

Ведущие методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Репродуктивная

Конструктивный

Творческая

Организационный момент.

2 мин.

Фронтальная

Постановка проблемы

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности. Побуждение учащихся к целеполаганию и формулированию темы.

Формулировка задач. Организация рабочего места.

  1. Основная часть. 
    Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.

3 мин.

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

Выявление знаний учеников посредством фронтального опроса. Актуализация знаний.

Активизация внимания и имеющихся  знаний. Ответы на вопросы.

2. Объяснение нового материала.
3 мин.

Фронтальная

Объяснительно-иллюстративный

Сообщает новые сведения, используя ИКТ, комментирует слайды. Задает вопросы.
Диктует основные понятия.
Демонстрирует образцы вышивки.

Знакомятся с видами швов,  техникой выполнения с помощью ИКТ. Отвечают на вопросы.

  1. Вводный инструктаж. ТБ.

Практическая работа «Выполнение шва вперед иглу». Текущий инструктаж.
10 мин.

Индивидуальная, групповая (парная)

Частично-поисковый

Учитель предлагает проблемную ситуацию: самим попробовать выполнить шов (самый смелый). Комментирует действия учащихся, корректирует ошибки.

Демонстрирует презентацию, слайды №№ 2, 3, 4, 5, 6.

Организует самостоятельную практическую работу.

Выполнение упражнения на демонстрационной модели одной из учениц.

Остальные фиксирую этапы, трудности, ошибки.

Выполняют самостоятельно шов вперед иголку. Самоконтроль  и взаимоконтроль.

5. Изучение технологии выполнения  шва шнурок. Вводный инструктаж.

3 мин.

Фронтальная, групповая (парная), индивидуальная

Частично-поисковый

Создает проблемную ситуацию по  правилам и последовательности выполнения вышивки посредством ИКТ и технологической карты. Первичный контроль и коррекция усвоения знаний по слайду № 7.

Слайды №№ 8 , 9, 10.

Выдвигают гипотезу по технологии выполнения шва шнурок.

Проверяют гипотезу.

Редактируют текст с ошибочным выполнением шва.

6. Практическая работа «Выполнение шва шнурок». Текущий инструктаж. ТБ.
15 мин.

Индивидуальная, парная

Частично-поисковый

Учитель комментирует действия учащихся, корректирует ошибки.

Выполняют самостоятельно шов шнурок.

Само и взаимоконтроль.

Заключительная часть. 
Подведение итогов урока, анализ результатов практических работ.
2 мин.

Фронтальная, индивидуальная

Элементы исследовательского метода. (Самооценка).

Если было: создает условия для запоминания и осознания понятий, изученных на уроке.
Выявляет затруднения в ходе практической работы. Дает анализ успешности учебной деятельности учеников. Выявляет типичные ошибки и пути их устранения.

Сообщает перспективы работы (проект)

Отвечают на вопросы учителя, комментируют технику выполнения и затруднения в работе. Дают оценку своей деятельности.

2. Выставление оценок.
2 мин.

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

Оценка качества учебной деятельности учащихся.

3. Инструктаж на следующий урок

Фронтальная

Дает инструктаж по обеспечению учебного занятия (принести ткань, нитки, иглу, ножницы).

Запись в дневник, постановка цели по его содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по гимнастике в 5 классе по теме: "Кувырок вперед в стойку на лопатках"

Цель урока: 1. Разучивание техники выполнения кувырок вперёд в стойку на лопатках.2. Воспитание чувства коллективизма, чувство дружбы и культурного поведения.3. Формирование знаний о здоровом образе ж...

Открытый урок "Петр I:движение вперед или..."

Открытый урок по истории для  обучающихся системы НиСПО...

Конспект открытого урока по физ-ре в 5 классе на тему "Кувырок вперед"

Цель урока: «Совершенствование техники выполнения кувырка вперед».Задачи урока:Образовательные:         1.   Повторить перекаты в группировке....

Открытый урок 7 класс Гимнастика « Обучение техники кувырка вперед, назад, стойка на лопатках»

Задачи урока:1.Обучение технике кувырка вперед, назад, стойка на лопатках.2.Развитие ловкости, гибкости.3.Воспитание дисциплинированности, трудолюбия....

Открытый урок физической культуры в 5 классе. Разучивание техники кувырка вперед, назад, стойки на лопатках.

Открытый урок физической культуры в 5 классе. Разучивание техники кувырка вперед, назад, стойки на лопатках....