Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя.
статья на тему

Федорова Елена Евгеньевна

Электронный журнал - это наше будущее?

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя»

Выступление Федоровой ЕЕ (учителя физики ГБОУ СОШ № 318)

 на педогагическом совете в Риге (Латвия) 24.03.2015

Электронные журалы и дневники  медленно, но верно вошли в повседневную жизнь наших школ. Это и понятно: образование не должно отставать от других сфер жизни, ведь школы воспитывают людей, которым предстоит жить в обществе будущего. А представить завтрашний день без компьютеров, интернета и других технических средств нового века уже невозможно.

Сейчас Электронный классный Журнал в нашей школе - это комплекс программных средств, включающий базу данных, созданную в автоматизированной информационно-аналитической системе  «Параграф» и программу «Классный Журнал», т.е. программа работает на основе уже имеющейся в школе базы данных, что освобождает школу  от необходимости ведения нескольких баз данных.

 Используемая нами программа имеет интуитивно понятный интерфейс, повторяющий традиционный классный журнал. Основные приемы работы очень просты, что значительно упростило освоение программы пользователями с самыми разными навыками работы с ПК.

Использование в деятельности всех учителей-предметников электронного классного журнала завершает построение единого информационного пространства школы, в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их родители. 

Зарегистрировавшись на портале "Петербургское образование", родители получают возможность реально влиять на процесс обучения своего ребенка и тем самым вместе со школой решать проблему повышения качества образовательного процесса не на словах, а на деле. Доступ к электронному дневнику по коду доступа возможен только к данным своего ребенка. Реализация программы имеет ярко выраженную социальную направленность, т.к. отсутствуют финансовые затраты со стороны родителей.

Очевидно, что информационные технологии, которые включают в себя ЭЖ, должны на деле облегчать труд учителя. Учитель должен видеть реальные преимущества работы с электронным журналом для автоматизации рутинных процессов учета успеваемости учащихся и облегчения своего труда. Работа с электронным журналом должна экономить время педагога.

 В теории всё гладко.… А как на самом деле?

В нашей школе созданы условия для работы учителя-предметника с «ЭЖ» на рабочем месте. Единая локальная сеть объединяет все школьные компьютеры и все компьютеры, которые использует администрация школы. В самом начале, когда ЭЖ только ввели, администрация школы организовала семинар, основной идеей которого был показ конкретных возможностей программы «ЭЖ»  (Сергей Юрьевич, и я проводили его). В ходе этого обучения учителя освоили  основные технологические приемы работы с программой. Это очень важно, так как все учителя работают с программой на своем рабочем месте самостоятельно.

Программа позволяет автоматизировать процесс тематического планирования (поурочное планирование, загружается заранее и используется при записи темы урока) и дает возможность, как учителю, так и администрации отслеживать  прохождения программы и при необходимости осуществлять ее корректировку.

Рекомендуемые программой итоговые оценки, позволяют сделать оценку более объективной и избежать ошибок при их выставлении.

Когда ЭЖ вводился, нам учителям (классным руководителям) рекламировали невероятные возможности этого ресурса. Но, к сожалению, помимо тех базовых возможностей, с которыми мы познакомились в самом начале работы с программой, мы не знаем! Неизвестно, где со всеми  возможностями данного ресурса можно познакомиться: нет методичек, в интернете – только общие слова.

Например, отчёт о проведении итоговых контрольных работ (количество учащихся, количество пятёрок и др, средний балл и тп) мы считаем вручную по-старинке! И сдаём бумажный отчёт! Хотя все эти «количества» уже находятся в ЭЖ.

На мой взгляд, дожен  проводиться мониторинг затруднений, с которыми сталкиваются учителя и должны проводиться инструктивные семинары по преодолению этих затруднений, а так же по тем обновлениям, которые  периодически устанавливаются в программе.

ЭЖ нужен и классному руководителю: быстрый, с рабочего места, контроль за посещением учениками учебных занятий; получение отчёта о посещаемости за период; возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников; получение отчёта об успеваемости  отдельных учащихся за период (и его дальнейшая распечатка); быстрая передача информации родителям…  Но, к сожалению, возможности самостоятельно получить отчёт об успеваемости подопечного класса у классного руководителя нет! Приходится обращаться к администрации.  Ещё полтора года назад у класснго руководителя  администрация требовала бумажный отчёт о количестве отличников, хорошистов… и тд. В конце прошлого года классные руководители сами считали среднюю оценку по каждому предмету, каждого выпускника  за 10-11 классы  для её выставления в аттестат!

Серьезным препятствием для  «принятия» учителем  ЭЖ является то, что электронный документ в школе не имеет официального статуса и не может быть полноценной заменой, на сегодняшний день, традиционному журналу. Таким образом, возникла необходимость ведения двух копий классного журнала - в электронной и традиционной форме. Эта  так называемая «двойная  бухгалтерия» ведётся учителями, уже пять лет! Кроме бумажного журнала у нас существует и бумажный дневник, со всеми вытекющими последствиями для учителя и классного руководителя…

Облегчается ли труд учителя и классного руководителяв ведением такогоЭЖ? Можно ли отметить значительную экономию времени при работе с программой и освобождение учителя от рутинных операций. НЕТ! Скорее нет, чем да!

Может быть, велики преимущества использования ЭЖурнала для родителей и учащихся?  Казалось бы…

  • Родители узнают об оценках в день их выставления.
  • Немедленно информируются о пропусках занятий своих детей
  • Контролируют ребенка с помощью ЭД, в котором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.
  • Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью
  • Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку
  • Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни
  • Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки
  • Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания

Ученик также может пользоваться инструментами ЭД

  • Иметь в своем ЭД домашнее задание, записанное самим учителем
  • Следить за своей средней оценкой

Но всё это станет возможным, если родители  зарегистрировались на портале "Петербургское образование" и пользуюся им.  Зарегистрированных в каждом классе основной школы от половины  до 2/3, а пользуюся (судя по опросу учащихся) так и вовсе единицы!

Так как работа с «ЭЖ» обязательна для всех учителей, показателем результативности можно считать своевременность занесения имиинформации. Но с этим тоже возникают проблемы.

Введение электронного журнала и электронного дневника —   это новый стандарт информатизации школы . Но для того, чтобы от этой пограммы извлечь максимальное количество пользы, нужна слаженная и качественная работа всех её участников: создателей и корректировщиков, администрации школы , учителей и классных руководителей, учащихся и их родителей.

ГБОУ СОШ №318


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд...

Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя

Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя...

Памятка "Интернет в работе учителя и классного руководителя"

Чтоб от жизни не отстать и в передовиках ходить,Надо уметь в сети Интернет информацию «удить»!Е.А. Дитрих...

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии  в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»  ...

Диагностики в работе учителя и классного руководителя

Диагности школьной тревожности, мотивации обучения...

Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и п...

Работа в качестве классного руководителя: позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

Цель воспитательной работы – создание условий для развития личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценносте...