Практические работы по ФГОС
учебно-методический материал на тему

Рудой Татьяна Викторовна

Организация практических работ обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakt_raboty_po_fgos.docx23.34 КБ
Office presentation icon prakt_raboty_po_fgos.ppt798 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация практических работ обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС.

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я понимаю»

(Китайская мудрость)

       Слайд 1 : В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя - научить творчески, мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.

         География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ.

         Практическая работа – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоритические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т.п.

          Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

   Слайд 2   Рассмотрим суть изменений, связанных с проведением практических работ на уроках современного типа.

        Данная таблица позволяет сделать вывод, что ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа становится главным деятелем.

       Принципиальное различие заключается в функции учителя на уроке. Раньше мы учили, передавая знания и свой опыт ученикам, а теперь мы должны помочь ученику самому добывать знания, консультировать ученика и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования.

      

          В    программах и тематических планированиях по ФГОСам второго поколения предусмотрен перечень  рекомендованных к выполнению практических работ по темам.            

       Слайд 3  Раздаточный материал «Виды практической деятельности» 

Практические работы, которые предлагаются по программе, весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов.    Определяется это разнообразие, прежде всего особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников.        

Слайд 4  Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов.

 Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые  определяются  для каждой практической работы.

Пример практических работ из планирования (9 класс)

        Слайд 8   Общие требования к организации практических работ 

  1. Знакомить учащихся с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения их результатов.
  2. Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
  3. Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу учащихся, а предлагать им различные пути достижения цели.
  4. Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работ.

Слайд 9 Раздаточный материал Пример Инструктивной карточки для учащихся по выполнению практической работы

  Оценочный лист Слайды 5,6,7

 Учебно-методический комплекс линии «Сферы» включает  Тетрадь-практикум, которая является составной частью всего УМК. В ней содержится материал для организации практических работ по всем темам курса с заданным алгоритмом их выполнения и формами для фиксирования результатов, а также для проведения экскурсий.

      Главная особенность содержания тетради-практикума заключается в предоставлении возможности ознакомления учащихся с разнообразными методами географических исследований при выполнении заданий в классе и работе на местности. Последовательность практических работ отвечает структуре учебника. Использование тетради-практикума ориентировано на применение теоретических знаний в практической деятельности, формирование умений наблюдать за географическими объектами и явлениями в природе, объяснять их особенности, выполнять измерения, оформлять результаты своей работы.

        Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе "Характеристика основных видов деятельности ученика».

Слайд 10,11,12

         В связи с этим учитель может не полностью выполнять пр. работу, а выбрать из нее какой либо фрагмент или отрабатывать соответствующие УУД на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного материала.

   Слайд 13   Перечень практических работ 5-6 класс

Слайд 14 Итог Организация практических работ на уроках географии позволяет полноценно реализовать все требования к современному уроку и усвоение учениками УУД.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ Н...

Практическая работа по ФГОС.

Содержание и методический аппарат УМК, преимущественно используемые в образовательных организациях муниципалитета, субъекта Российской Федерации, в контексте требований примерной рабочей программы по ...

Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС. Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

Технологическая карта урока. Босова. Информатика . 5 класс. ФГОС.Урок 7. Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»Цели урока: -закрепить общие представ...

Практическая работа №2 ФГОС СОО

КУРСЫ АСОУ практическая работа №2...

Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"

Практическая работа № 2 к КПК "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя". Разработка технологической карты урока по литературе....

В рамках курсов повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя».Практическая работа №2 Ненашкина С.И.

Данный учебно-методический материал содержит технологическую карту урока  по теме: "Экспериментальная проверка закона ДЖоуля-Ленца",  8 класс...

Практическая работа. Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

Практическая работа. Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»....