Ключевые компетентности как результат образования, реализуемый посредством метода проектов
статья на тему

Бузырева Елена Геннадьевна

Как метод проектов помогает учителю в формировании ключевых компетентностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyuchevye_kompetentnosti_kak_rezultat_obrazovaniya.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектная деятельность и игровые технологии в формировании и развитии ключевых компетенций учащихся».

Ключевые компетентности как результат образования, реализуемый посредством метода проектов

Понятие «ключевые компетентности» прочно вошло в оборот в конце 20 века как формулировка социального заказа к системе образования. В 90-е годы в требованиях, которые предъявляет к работнику мир труда, начинает звучать запрос на такие качества, которые позволяют человеку успешно решать задачи в разнообразных, динамично изменяющихся ситуациях.

Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволяют ему быть успешным вне стен школы. Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках.

        Формирование ключевых компетентностей граждан средствами образования стало одной из целей преобразования российской системы образования. Выделены три ключевые компетентности: разрешение проблем, информационная и коммуникативная компетентности.

Компетенция: знания, умения (действия), навыки (действия)

Компетентность: (освоенные способы действия) - результат образования, овладение учащимся определенным набором способов деятельности.

Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является метод проектов.

Метод проектов нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Метод проектов широко распространён в системах образования разных стран. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько  передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.    

Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его заменяют лозунгом «Образование через всю жизнь».

Метод проектов является наименее ресурсозатратным способом создать максимально приближенные к реальным условия деятельности  для формирования компетентностей учащихся.  При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение коммуникативной и информационной компетентности. Проектирование – способ планирования и осуществления изменения реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

  • Разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование)
  • Реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий)
  • Оценка результатов проекта (нового/ измененного состояния реальности)

 Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее разрешение, оформленное в информационном продукте; если практическая – конкретный продукт, готовый к использованию. Результатом с позиции педагога, является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

Под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. Под методом проектов -  технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта...

"Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов

Данная работа содержит сведения о методах обучения, методе проектов, с помощью которых реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи....

«Формирование ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта».

Краткая аннотация работы: Приступая к работе над формированием ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта, я выявила следующую проблему:что уча...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ  В настоящее время современное образование носит, как правило, репродуктив...

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и прог...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и...

Формирование ИКТ компетентности учащихся в учебной и внеурочной работе посредством метода проектов на уроках информатики

Решение проблемы формирования информационно - коммуникативной компетентности обучающихся на уроках информатики, во внеурочной и внеклассной деятельности....