«Формирование ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта».
статья по теме

Исянова Елена Викторовна

 

Краткая аннотация работы: Приступая к работе над формированием ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта, я выявила следующую проблему:

что учащиеся не владеют методом проекта, способствующим формирование ключевых компетенций. Опыт свидетельствует, что наибольшую трудность для учащихся представляет овладение методом проектов. Большинство из них чувствуют себя наиболее комфортно в той обстановке, которую знают и к которой привыкли. Однако без освоения метода проектов переход к личностно ориентированному обучению учащихся технологии невозможен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_5_kl_2012.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

НРМОБУ « Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»

Согласована                                                                                                     Утверждена

на методическом совете ОУ                                                            приказом директора школы

протокол от ___________№_____                                                   приказ от____________№____

                                                                                                                           Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»_______________Бабушкина Е.В.

 
 
 

Рабочая программа

учебного курса     Технология   в    классе


 
 

Учителя   Исяновой Елены Викторовны
 

 
 
 

2012г.

Пояснительная записка

Настоящая  рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2006).

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:

Крупская, Ю. В. Технология : учебник для учащихся 5 класса (вариант для девочек) / Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко ; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф.

А также дополнительных пособий для учителя:

1. Бейкер, X. Плодовые культуры / X. Бейкер. - М.: Мир, 1992.

2. Гаевая, Р. А. Хлеб на вашем столе / Р. А. Гаевая, М. А. Ященко. - Киев : Урожай, 1993.

3. Гузаирова, Е. Н. Школа белошвейки / Е. Н. Гузаирова, Р. Г. Гузаиров. - М. : Педагогика-Пресс, 1994.

4. Карпов, А. А. Розы. Выращивание. Дизайн. Продажа / А. А. Карпов. - Ростов н/Д. : Феникс, 1-999.

5. Кудрявец, Д. Б. Как вырастить цветы / Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко. - М.: Просвещение, 1987.

6. Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая [и др.]. - М. : Просвещение, 1992.

7.  Мак-Миллан Броуз, Ф. Размножение растений / Ф. Мак-Миллан Броуз. - М. : Мир, 1992.

8.  Технология : сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в ОУ Волгоградской обл. / авт.-сост. Е. И. Колусева. - Волгоград : Учитель, 2006.

9. Ханус, С. Как шить / С. Ханус. - М. : Легпромбытиздат, 1988.

10. Хессайон, Д. Г. Все о розах / Д. Г. Хессайон. - М. : Кладезь-Букс, 2002.

11.  Шабаршов, И. Книга юного натуралиста / И. Шабаршов [и др.]. - М. : Молодая гвардия, 1982.

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цель обучения технологии:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

-  овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; • овладение способами деятельностей:

- умение действовать автономно : защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

- способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать, полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

-  умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;

- освоение компетенций - коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде  тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В 1-м блоке представлены дидактические единицы содержат сведения об ассортименте и свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции учащихся. Во 2-м «Интерьер жилого дома» - представлены дидактические единицы, отражающие становление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности учащихся.

В 3-м блоках сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции. В 4-м блоке представлены дидактические единицы, отражающие технологические сведения о кулинарии и обеспечивающие развитие учебно-познавательных, коммуникативных, культурно-эстетических, социально-трудовых компетенций. В 5-м блоке «Гигиена девушки. Косметика» развитие культурно-эстетической, личностно-развивающей компетенции.

         Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)

Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 5 классов

Должны знать:

  • негативные последствия общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;
  • способы получения, хранения, поиска информации, источники и носители информации;
  • общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
  •    общие сведения о пищевой ценности овощей, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
  •  правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;
  •  технологию приготовления блюд из сырых и варёных овощей, измерение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способов кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
  •  способы определения свежести яиц и их хранения, использование яиц в кулинарии; а   виды бутербродов и горячих напитков, технологию приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
  •   общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни и столовой, подбор материалов, дизайн-проектов по созданию интерьера различных жилых помещений;
  •  культуру поведения в семье, основы семейного уюта;
  • правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
  •   виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; □    виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;
  • возможности лоскутной пластики, основные приёмы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;
  •    правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;
  •   эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий;
  •   правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения;
  •   понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;
  •   технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей;
  •   гигиенические требования, правила и средства ухода за кожей.

Должны уметь:

  •  осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки тканей;
  • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку всех овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и варёных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
  •   разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
  • определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;
  •  включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать её скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определённый угол с подъёмом прижимной лапки, регулировать длину стежка;
  • переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;
  •   подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы;
  • читать и строить чертёж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
  •  выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, намётывать и подстрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатами.

         Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации технологические сведения, участвовать в дискуссиях по техническим проблемам.

Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основой информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Инновационное развитие методики преподавания технологии ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

Учащиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно-саморазвивающей, рефлексивной.

Календарно-тематический план


п./п
 

Дата проведения

Наименование разделов и тем 

Кол-во часов

Элементы материаловедения..

1

Вводная часть. Правила поведения. Правила внутреннего распорядка. Требования безопасного труда. Организация рабочего места.

1

2

Элементы материаловедения. Виды волокон. Свойства нитей основы, утка. Способы их определения в тканях.

1

3

Практическая работа №1 Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

2

Элементы машиноведения

4

Элементы машиноведения. Швейные машины с ручным приводом. Устройство ручного привода.

1

5

Практическая работа №2 Изучение устройства ручного привода швейной машины. Упражнения.

2

6

Заправка верхней и нижней ниток в машину.

1

7

Практическая работа №3 Заправка верхней нитки. Заправка нижней нитки.

2

8

Ручные швы и строчки.

9

Практическая работа  № 4 Выполнение ручных швов.

2

10

Шитье на машине с ручным приводом.

1

11

Практическая работа  № 5 Выполнение ручных швов.

2

12

Влажно-тепловая обработка.

1

13

Практическая работа  № 6 Влажно-тепловая обработка изготовленных образцов швов.

1

14

Контрольная работа №1  Элементы материаловедения и машиноведения.

1

15

Ремонт одежды заплатами. Чистка.

1

16

Практическая работа  № 7 Выполнение подкладной (вставной) заплаты.

2

Рукоделие

17

Различные виды декоративно- прикладного искусства. Возможности лоскутного шитья.

1

18

Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья.

1

19

Практическая работа  № 8 Изготовление салфетки.

2

20

Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке.

1

21

Практическая работа  № 9 Перевод рисунка на ткань.

1

22

Технология отделки швейных изделий вышивкой.

1

23

Практическая работа  № 10 Выполнение вышивкой уголка салфеткой носового платка.

2

24

Контрольная работа №2  Рукоделие.

1

Гигиена девушки. Косметика

25

Уход за кожей, волосами, ногтями.

1

Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)

26

Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука.

1

27

Практическая работа  № 11. Снятие мерок. Чтение чертежа.

2

28

Построение чертежа.

1

29

Практическая работа  № 12. Изготовление выкройки фартука на себя.

2

30

Моделирование фартука.

1

32

Практическая работа  № 13. Моделирование фартука выбранного фасона.

1

33

Раскрой фартука.

1

34

Подготовка деталей  кроя фартука.

1

35

Последовательность изготовления обтачного шва. Обработка бретелей и концов пояса.

1

36

Практическая работа  № 14. Обработка бретелей.

1

37

Обработка грудки и соединение ее с бретелями.

1

38

Практическая работа  № 15 Обработка грудки, соединение бретелей с грудкой.

2

39

Обработка накладных карманов.

1

40

Соединение карманов с нижней частью фартука

1

41

Обработка нижней части фартука.

1

42

Соединение деталей фартука.

1

43

Практическая работа  № 16 Соединение деталей фартука.

1

44

Определение качества швейных изделий.

1

45

Защита проекта.

1

Кулинария

46

Помещение и оборудование для кулинарных работ, предупреждение заболеваний. Сервировка стола к завтраку.

1

47

Пища человека и режим питания.

1

48

Приготовление блюд из сырых овощей.

1

49

Практическая работа  № 17 Приготовление салатов из сырых овощей.

2

50

Виды тепловой обработки продуктов. Приготовление отварных и тушенных блюд из овощей.

1

51

Блюда из яиц. Бутерброды и горячие напитки.

1

52

Практическая работа  № 18 Приготовление бутербродов.

2

53

Заготовка продуктов. Приготовление из овощей.

2

54

Итоговая контрольная работа.

1

Итого:

68 ч.

Тематический план


п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические, (тема)

Контрольные материалы(тема)

Примечание

I.Элементы материаловедения..

 

1

Вводная часть. Правила поведения. Правила внутреннего распорядка. Требования безопасного труда. Организация рабочего места.

1

 

2

Элементы материаловедения. Виды волокон. Свойства нитей основы, утка. Способы их определения в тканях.

1

 

3

2

Практическая работа №1 Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

 

 II. Элементы машиноведения

 

4

Элементы машиноведения. Швейные машины с ручным приводом. Устройство ручного привода.

1

5

2

Практическая работа №2 Изучение устройства ручного привода швейной машины. Упражнения.

6

Заправка верхней и нижней ниток в машину.

1

7

2

Практическая работа №3 Заправка верхней нитки. Заправка нижней нитки.

8

Ручные швы и строчки

.

9

2

Практическая работа  № 4 Выполнение ручных швов.

10

Шитье на машине с ручным приводом

1

.

11

2

Практическая работа  № 5 Выполнение ручных швов.

12

Влажно-тепловая обработка.

1

13

1

Практическая работа  № 6 Влажно-тепловая обработка изготовленных образцов швов.

14

1

.

Контрольная работа №1  Элементы материаловедения и машиноведения

15

1

Ремонт одежды заплатами. Чистка.

16

2

Практическая работа  № 7 Выполнение подкладной (вставной) заплаты.

III. Рукоделие

17

Различные виды декоративно- прикладного искусства. Возможности лоскутного шитья.

1

18

Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья.

1

19

2

Практическая работа  № 8 Изготовление салфетки.

20

Подготовка ткани, инструментов и материалов к вышивке.

1

21

1

Практическая работа  № 9 Перевод рисунка на ткань.

22

Технология отделки швейных изделий вышивкой.

1

23

2

Практическая работа  № 10 Выполнение вышивкой уголка салфеткой носового платка.

24

1

Контрольная работа №2  Рукоделие.

IV.Гигиена девушки. Косметика

25

Уход за кожей, волосами, ногтями.

1

V. Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)

26

Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука.

1

27

2

Практическая работа  № 11. Снятие мерок. Чтение чертежа.

28

Построение чертежа.

1

29

2

Практическая работа  № 12. Изготовление выкройки фартука на себя.

30

Моделирование фартука.

1

32

2

Практическая работа  № 13. Моделирование фартука выбранного фасона.

33

Раскрой фартука.

1

34

Подготовка деталей  кроя фартука.

1

35

Последовательность изготовления обтачного шва. Обработка бретелей и концов пояса.

1

36

1

Практическая работа  № 14. Обработка бретелей.

37

Обработка грудки и соединение ее с бретелями.

1

38

2

Практическая работа  № 15 Обработка грудки, соединение бретелей с грудкой.

39

Обработка накладных карманов.

1

40

Соединение карманов с нижней частью фартука

1

41

Обработка нижней части фартука.

1

42

Соединение деталей фартука.

1

43

1

Практическая работа  № 16 Соединение деталей фартука.

44

Определение качества швейных изделий.

1

45

Защита проекта.

1

VI.Кулинария

46

Помещение и оборудование для кулинарных работ, предупреждение заболеваний. Сервировка стола к завтраку.

1

47

Пища человека и режим питания.

1

48

Приготовление блюд из сырых овощей.

1

49

2

Практическая работа  № 17 Приготовление салатов из сырых овощей.

50

Виды тепловой обработки продуктов. Приготовление отварных и тушенных блюд из овощей.

1

51

Блюда из яиц. Бутерброды и горячие напитки.

1

52

2

Практическая работа  № 18 Приготовление бутербродов.

53

Заготовка продуктов. Приготовление из овощей

2

54

1

Итоговая контрольная работа

Итого:

68 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников

В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....

"Формирование ключевых компетенций и развитие навыков самостоятельной работы суворовцев посредством информационных технологий"

Календарно-тематическое планированиепо алгебре для кадетских классов и суворовских училищв   9   классе   на   2014/2015   учебный  год  ( 4...

Формирование ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного материала посредством проблемно-ориентированного подхода

  В современных условиях модернизации российского образования особую актуальность в изучении такого предмета, как математика, приобрело проблемное обучение....

Статья: "Формирование ключевых компетенций на урока- истории и обществознания, посредством применения кейс-метода"

Кейс-метод выступает практическим методом организации учебного процесса. Будучи интерактивным методом обучения  очень нравится учащимся, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретич...

Педагогический проект "Метод учебных проектов как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках технологии

Цель педагогического проекта: систематизировать, методически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций учащихся ...

Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.

Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....