Методическое сообщение "Методика проведения урока с подвинутым учеником"
учебно-методический материал по теме

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

О содержании урока в специальном классе, о распределении времени урока и характере проведения урока в целом, об основных формах проведения урока и  подготовке педагога к занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

            I. Содержание урока в специальном классе.

            1. Каждый урок должен пополнять исполнительские знания ученика – в области нотного текста, в области принципов трактовки, в области способов работы над музыкальным произведением, в области технических приёмов.

          Имея дело с подвинутым и достаточно сознательным учеником, педагог должен везде, где это возможно, переходить от конкретных указаний к обобщенным положениям. Ученик должен всегда при этом знать, является ли полученное им указание общим правилом, или оно применимо лишь к стилю музыки данного автора, или его действие ограничивается известной группой случаев. Ученику полезно также знать, какие указания педагога учитывают особенности его индивидуального склада.

            2. Урок должен ставить перед учеником ряд новых очередных задач в его работе над музыкальным произведением - таких задач, которых он сам ещё не заметил, до которых сам не додумался. Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи.

            3. Урок должен  вооружать ученика ясными представлениями о тех способах, которые он должен на данной стадии применять в работе над пьесой, о тех средствах, которые кратчайшим путем ведут к разрешению той или иной очередной задачи.

            4. Очень часто самый ход урока должен быть прообразом последующей самостоятельной работы ученика. И совершенно недопустимо, чтобы урок подменял самостоятельную работу, чтобы эта последняя сводилась лишь к повторению и закреплению того, что было достигнуто на уроке.

            5. Урок должен давать ученику положительную эмоциональную зарядку: раскрывать перед ним новые горизонты в области музыкального искусства, повышать его уверенность в своих силах, в возможности преодоления трудностей.

            II. Распределение времени урока и характер проведения урока в целом.

            1. Педагог должен научиться распределять время урока таким образом, чтобы сделать всю наиболее в данный момент нужную работу, чтобы охватить все те моменты, где ученик больше всего нуждается в помощи.

            Малоопытные педагоги допускают при распределении времени урока следующие ошибки:

а) затягивают без особой надобности урок с одним учеником за счет сокращения времени занятий с другими;

б) допускают незавершенные уроки, не успевают дать ученику всех необходимых указаний;

в) слишком долго задерживаются на какой-то одной стороне урока или на каком-то одном месте пьесы.

            2. Лучше всего начинать урок с упражнений: это дает возможность ученику разыграть руки и собрать своё внимание.

        Если ученик легко утомляется, то наиболее важную работу нужно проводить в начале урока. Бывает целесообразно заканчивать урок такими занятиями, как игра по слуху, игра с листа, игра в ансамбле.

        Если дело не близится к зачёту (экзамену или концерту), то лучше на каждом из двух недельных уроков проводить работу над разными заданиями. В последние две недели перед выступлением необходимо проверять всю программу.

             3. Урок должен быть творчески индивидуальным: нужно говорить ученику не то, что по поводу данной пьесы говорилось когда-то другим ученикам, а то, что для этого самого ученика необходимо в данный момент.

        Нельзя аннулировать, стирать наличные выразительные моменты в игре ученика ради того, чтобы на их место «вписывать» свою трактовку, подавляя этим самым развитие исполнительской индивидуальности ученика.

            4. Во всех без исключения ситуациях педагог обязан полностью владеть своим поведением, своими высказываниями, а также своей внутренней настройкой; в этом отношении проведение урока ничем не отличается от выступления на сцене или эстраде; здесь требуется такое же творчески приподнятое состояние, целеустремленность, находчивость, выдержка.

            5. Педагог должен понимать, что каждый ученик всегда способен развиваться дальше. Поэтому нужно не «наклеивать ярлык» на ученика, а думать о том, что с ним уже сделано и что в ближайшее время предстоит сделать.

 III. Основные формы проведения урока.

            Формы проверки и проработки заданий на уроке должны находиться в соответствии со стадией работы ученика над каждым заданием. Разберём различные случаи.

          Случай 1. Пьеса (этюд) в ранней стадии работы по кускам.

          Перед проигрыванием каждого куска нужно давать ученику время для просмотра текста и припоминания основных задач. Прослушав очередной кусок пьесы, педагог должен позаботиться об улучшении качества звучания (устранение неровностей, резкостей, шумовых примесей, педальной «грязи», прояснение «незвучащих» голосов, исправление поверхностного или тяжеловесного звукоизвлечения, устранение правильного соотношения между звучностью разных голосов), а также о повышении осмысленности, содержательности игры.

          Если ученик играет кусок пьесы с большим числом ошибок, неритмично, плохим звуком, то нет никакой надобности слушать эту плохую музыку; нужно сразу же упростить задачу, то есть дать сыграть более короткий кусок, в менее быстром темпе, каждой рукой отдельно, - так, чтобы количество элементарных дефектов игры свелось к минимуму и можно было уже заняться отделкой звучания.

          Если уже на данной стадии обнаруживаются двигательно - технические затруднения, совершенно необходимо оказать ученику помощь и в этой области.

          Проверку кусков полезно чаще делать в обратном порядке, начиная с последнего: во-первых, потому, что ученики обычно выучивают последние куски хуже, чем первые; во-вторых, потому, что при таком порядке каждый обрабатываемый кусок «вливается» в уже обработанный и нередко появляется возможность прилично сыграть несколько кусков подряд.

          Когда кусок пьесы играется на уроке впервые, можно делать указания попутно, останавливая игру ученика. В дальнейшем лучше прослушивать весь кусок, не останавливая ребенка, так как при частых остановках не получается правильного представления о проделанной учеником работе.

          В тех случаях, когда ученик музыкально восприимчив, понятлив, внимателен, умеет работать, педагог может ограничиваться одним разъяснением того, что надо в данном куске сделать (если нужно, следует применить и показ). В других случаях бывает необходимо, чтобы ученик тут же на уроке реализовал данные ему новые указания. Это бывает необходимо: 1) если педагог сомневается в том, что ученик понял и прочно запомнил указания; 2) если педагог не вполне уверен в правильности и в посильности данных им указаний.

          Иначе обстоит дело, если педагог ещё не успел сделать ученика элементарно грамотным. Если в игре такого ученика много элементарных дефектов, если педагог не уверен в том, что ребенок, при всем своем старании, сумеет устранить эти дефекты, приходится подольше поработать над данным куском пьесы на уроке. В некоторых случаях приходится даже рекомендовать ученику не работать над данным местом самостоятельно, чтобы снова его не испортить.

          Указание очередных задач почти всегда должно дополняться указанием, как нужно работать.

          Во всех тех случаях, когда педагог не уверен, что ученик проделывает дома всю ту последовательность приёмов работы, которая рекомендована, нужно, чтобы на самом уроке ученик некоторое время работал под наблюдением учителя. При этом можно поступать по-разному:

а) шаг за шагом указывать, что он должен последовательно проделать над данным местом, следя за тем, чтобы он все делал наилучшим образом;

б) ограничиться указанием приёмов работы и общим наблюдением за их выполнением. Эта последняя форма проведения урока дает педагогу возможность проверить, насколько правилен, эффективен тот способ работы, который он рекомендует.

          Случай 2. Пьеса (этюд) в более поздней стадии работы по кускам. Данный случай отличается от предыдущего и имеет ряд характерных особенностей:

а) предполагая, что в игре ученика уже нет элементарных дефектов звучания и ритмики, на данной стадии нужно целиком отдавать внимание тонкой стороне ритмики, деталям звучания, колоритам, нюансировке, фразировке, эмоциональной логике, а с другой стороны – преодолению технических трудностей и трудностей запоминания;

б) на уроке следует прорабатывать лишь те места, где ученик больше всего нуждается в помощи педагога; в остальном нужно полагаться на его самостоятельную работу;

в) масштаб кусков, прорабатываемых на уроке, на данной стадии весьма различен и целиком зависит от того, какова очередная задача. Часто приходится останавливаться на мельчайшем звене пьесы, заключающем в себе ту или иную характерную деталь выразительности или особую техническую трудность. Столь же часто приходится прорабатывать крупные куски, - для того, чтобы реализовать ту или иную задачу широкого охвата. В виде пробы можно иногда проигрывать и пьесу в целом.

            Весьма разнообразны на данной стадии и формы работы: здесь нужно использовать весь тот арсенал средств, который ученик должен постепенно научиться применить в самостоятельной работе;  можно применять и более сложные средства, которые ученик еще не может применять самостоятельно.

г) на данной стадии часто приходится иметь дело с дефектами запоминания. В этих случаях лучше всего сразу же возвращаться к игре по нотам. С другой стороны, необходимо проверять, умеет ли ученик правильно работать над запоминанием (играть куски на память после мысленного проигрывания по нотам, постепенно укрупнять куски, учить каждой рукой отдельно, в замедленном темпе); никак при этом не следует допускать, чтобы ученик играл на память лишь «одни ноты»: он должен понимать, что предпосылкой запоминания является активность слуха и осмысленность игры.

  Всюду, где ученик наталкивается на трудность запоминания, нужно требовать, чтобы он произвел ладогармонический и мелодический анализ данного места, и помочь ему в этом деле.

  Случай 3. Пьеса (этюд) в стадии целостного оформления. Здесь в большинстве случаев нужно начинать с прослушивания пьесы в целом, не останавливая игру ученика в связи с разными недоделками.

   Продуктивное прослушивание пьесы в целом требует высокой квалификации педагога. Здесь нужно уметь запомнить:

а) все недостатки игры ученика;

б) все творческие мысли (новые задачи), которые приходят в голову (педагогу) при прослушивании игры ученика;

 в) все творческие намерения самого ученика, им до конца не доведенные. Затем нужно сделать правильный отбор указаний, сообщаемых ученику.

 После прослушивания пьесы в целом можно поступить по-разному: либо ограничиться изложением нужных указаний и показом на инструменте некоторых мест в расчёте на то, что ученик самостоятельно сумеет соединить их с целым; либо после изложения указаний предложить ученику еще раз исполнить пьесу в целом, чтобы убедиться в реальной возможности поднятия ее на более высокий уровень.

  Очень большое значение на данной стадии имеет также мысленная работа ученика на уроке: сообщив ребенку все нужные указания, нужно дать ему время спокойно подумать, мысленно обозреть всю пьесу и лишь затем играть вторично.

  На данной стадии бывает очень полезна проверка на уроке некоторых кусков пьесы в сильно замедленном темпе.

  Случай 4. Пьеса (этюд) в стадии достижения эстрадной готовности.

  Особенности его состоят в следующем:

а) прослушивание пьесы в целом необходимо на каждом уроке;

б) не только репетиции, но и уроки должны походить на концертное выступление;

в) чем ближе к выступлению, тем менее желательно повторное исполнение всей пьесы;

г) количество указаний на данной стадии должно быть возможно меньшим.

  Случай 5. Повторение ранее пройденной пьесы. Здесь помощь педагога состоит в том, чтобы напомнить ученику обо всём, что уже ранее говорилось, вносить и новые задачи, так как вторичная проработка всегда должна приводить к более высокому качественному результату.

  Случай 6. Пьеса в стадии предварительного ознакомления.

  Педагог обязан помочь ученику в анализе пьесы, в осознании её содержания, должен поинтересоваться тем, как он понимает отдельные характерные моменты, проиграть если не всю пьесу, то хотя бы некоторые эпизоды. Также необходимо объяснить ученику все новые элементы текста, предупредить о возможных типичных ошибках при разборе, предупредить о заключенных в пьесе особых технических трудностях, заранее указать способы их преодоления.

  Случай 7. Работа с ансамблем. Здесь главная задача педагога состоит в распределении внимания между обоими партнерами. Нужно находить такой доступный темп игры, при котором оба ученика были бы в состоянии играть гладко; в крайнем случае можно играть трудные места одной рукой. Перед всяким началом игры нужно просчитать один или два «пустых» такта. Большинство необходимых указаний нужно делать попутно, не останавливая игры. Очень полезно, чтобы педагог иногда занимал место одного из партнеров.

             IV. Подготовка педагога к занятиям.

  1. Урок проходит наиболее продуктивно тогда, когда он хорошо подготовлен, обдуман, спланирован. План очередного урока зависит, с одной стороны, от полугодового плана работы, а с другой стороны, от итогов последнего урока. Поэтому весь план очередного дня занятий полезно продумывать дважды:

а) сразу по окончании дня занятий;

б) перед следующим очередным днём занятий.

  2. Подводя итоги проведенного урока, педагог должен:

а) осознать все имевшие место у ученика «неожиданности» (хорошие и плохие) и сделать из них выводы в смысле направления дальнейшей работы;

б) осознать, с одной стороны, имевшие место удачные педагогические и художественно - творческие находки и закрепить их в своем сознании; с другой стороны, самокритично проанализировать допущенные педагогические ошибки и подумать над неразрешенными в ходе занятий художественными и техническими задачами.

  3. Примерный круг вопросов, которые должен ставить педагог, думая об очередном дне занятий, таков:

а) о чём нужно коротко поговорить с учеником перед началом урока (успеваемость, общественная жизнь, услышанная где - то музыка и так далее);

б) не нужно ли как-то изменить характер общения с данным учеником;

в) какие черты поведения ученика на уроке (и на эстраде!) ещё не вполне удовлетворяют педагога;

г) чего ещё недостаёт ученику в смысле его отношения к музыке;

д) как нужно расположить материал урока, нужно ли уделить время упражнениям,   игре по слуху, игре с листа, ансамблевой игре;

е) что нового нужно объяснить (показать) ученику в каждой пьесе и как по-новому должен будет ученик самостоятельно работать после урока;

ж) какие вспомогательные упражнения собирается педагог показать ученику в связи с технически трудными местами разучиваемых пьес.

Педагог обязан просматривать, проигрывать, даже выучивать каждую пьесу, которую будет играть его ученик. При этом в произведениях И.С. Баха, Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена нужно критически изучать различные имеющиеся редакции.

Не следует также забывать, что в нотном тексте не так уж редки опечатки, что фразировочные лиги ничем не отличаются от артикуляционных, что далеко не всегда бывает хорошо указана педализация, что аппликатурные указания часто бывают спорными. Все эти недочёты должны быть заблаговременно исправлены педагогом.

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Щапов А. П. Фортепианная педагогика [Текст] / А. П. Щапов. – М.: Советская Россия, 1960. – 172 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лучшая методическая разработка проведения урока письма»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная средняя школа № 6 им. И.Т.СидоренкоКраснодарский крайг. Усть – Лабинскул. Энгельса, 71.   IXВсеро...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическое значение проведения уроков "Анализ контрольной работы"

Большая часть учащихся, которые приходят в училище имеют очень слабые знания по математике.                               ...

Методическая разработка проведения урока письма. 8 класс. ТЕМА: «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМА»

Цели урока:1. Вызвать у ребят интерес  к эпистолярному жанру через письма великих  мастеров слова.2. Научить ребят умению правильного написания письма - делового, официального личного.3. Вес...

Методическая разработка проведения урока в 9 классе по обществознанию. Тема урока: "Участие граждан в политической жизни"

Цели и задачи урока:формирование политической и правовой культуры учащихся;раскрыть содержание публичной жизни гражданина, его взаимоотношений с государственной властью;помочь учащимся получить конкре...

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка. Урок совершенствования речевых навыков.

Методические рекомендации проведения уроков иностранного языка предназначены для учителей иностранного языка, работающих в средних и старших классах общеобразовательных организаций. Данные рекомендаци...