Характеристика круговой тренировки как организационно методическая форма развития физических качеств.
учебно-методическое пособие (11 класс) на тему

Теоретический материал :Характеристика круговой тренировки как организационно 

методическая форма развития физических качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_prezintatsii_teoriya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика круговой тренировки как организационно 
методическая форма развития физических качеств. 
1.1 Понятие содержание «круговой тренировки»

Круговая тренировка - многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка его изменения и чередования с отдыхом. 


В соответствии с применяемым методом нагрузки используется

-элементарные, технически простые упражнения,

 из которых

- составляют тренировочные комплексы

 выполняемые

- с последовательной и постепенной заменой упражнений

- с полным обновлением комплекса в течении месяца.

 При этом соблюдаются

 Принципы

- прогрессирующей нагрузки.

 

Практика показала, что

 однообразные нагрузки замедляют развитие таких физических качеств, как

- сила,

-выносливость ,

 -быстрота.

 Нагрузка должна быть

волнообразной: то возрастать, то снижаться,

 

но при этом быть

- постоянно и постепенно возрастающей.

 Чередование различных нагрузок создает благоприятные условия для роста результатов и восстановления работоспособности организма


Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием круговой тренировки, обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе учителей.

Однако эта форма дает эффект, если применять ее     правильно. Круговая тренировка представляет собой

организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями,

направленными в основном на комплексное развитие   двигательных качеств


1.2 Варианты метода круговой тренировки на уроках физической культуры.



Выявляются несколько вариантов метода круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях: 

  1. Метод непрерывного упражнении.

    2.  Метод интенсивного интервального упражнения.

    3. Метод повторного упражнения.

4. Метод экстенсивного интервального упражнения


1. Метод непрерывного упражнения. Учащиеся проходят круг и без остановки на отдых продолжают проходить комплекс упражнений повторно. Количество кругов и нагрузки зависит от возраста и особенностей учащегося.

 Применяется для развития

 -общей и силовой выносливости.


2. По методу интенсивного интервального упражнения. 

Он рассчитан на совершенствования

- скоростной силы

- максимальной силы,

- специальной силы
-
скоростной и силовой выносливости. 


Продолжительность однократной работы – от 30с до 2мин.

Интервал отдыха контролируется по восстановлению ЧСС до уровня 120-130уд/мин и составляет в среднем 2-3мин. С повышением тренированности они сокращаются до 1-1,5мин.

 3. По методу повторного упражнения.

 Его предлагают использовать для развития

 -максимальной и скоростной выносливости

 Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания. 

Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75—95% от максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной — 95— 100%.

 Длительность упражнения может быть самой разнообразной. Упражнения выполняются сериями.

Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.).

 

4. Метод экстенсивного интервального упражнения. Применяются для

-совершенствования общей, скоростной и силовой    выносливости,

-скоростно-силовых качеств,

 -ловкости. 



Раскроем один из наиболее часто применяемых методов в общеобразовательных учреждениях (экстенсивно-интервальный метод)

 Анализ методов круговой тренировки и обобщения опыта применения их на практике дает основание выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для школьного урока.

 Сущность его заключается в том,

 что движения выполняются в оптимальном темпе, точно, с большой амплитудой, на упражнения и на отдых планируется одинаковое время - по 30 секунд.

Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств - силовую выносливость, скоростную силу.
• Интенсивность работы 50—60% от максимальной мощности в ациклических упражнениях и 60—80% в циклических. ЧСС во время работы находится на уровне 160—180 уд/мин. 
• Продолжительность однократной работы 45—90 с. Однако, это не исключает применения продолжительных нагрузок (2—3 мин ) Установлено, что они оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и весьма эффективны для развития специальной выносливости. 
• Интервалы отдыха могут быть от 45—90 с и до 1—3 мин. Сигналом к окончанию отдыха может служить уменьшение ЧСС до 120—130 уд/мин. 
• Характер отдыха: активный — легкий бег трусцой, ходьба. 

1.3 Средства, используемые на круговой тренировке

Средствами для круговой тренировки могут быть самые разнообразные

  -общеразвивающие упражнения

  -специальные упражнения,

 - технически не сложные.

 Они могут быть циклическими и ациклическими

Упражнения подбираются в зависимости от

-задачи занятий,

-двигательных возможностей учащихся

- и с учетом двигательных качеств и двигательных навыков.

В круговой тренировке широко используются такие упражнения как:

   -прыжки через скакалку,

   -сгибание, разгибание рук

  - подтягивание,

  - приседание,

  - сед из положения лежа.

 - поднимание, опускание туловища, ног, как из положении виса,  так и из положении лёжа, и др.

  - упражнения могут выполняться на снарядах (брусья,  перекладина, кольцах, лазанье по канату, бревно)

 -используется инвентарь: набивные мячи, гантели, штанги, резиновые амортизаторы и др. 

-медико-биологические средства(режим, личная гигиена, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентаря, гигиеническое обеспечение мест занятий.)

Средствами психологического воздействия на уроках физической культуры является музыка.

Комплексное использование выше  перечисленных средств -необходимое условие эффективного решения задач в процессе урока по круговой тренировке.

     2.1 Факторы определяющие воздействия физических        упражнений на занимающихся 

В формировании развивающейся личности принимают участие множество факторов. Одни из этих факторов имеют

     социальную направленность,

     другие - биологическую.

 Бесспорным является то, что социальное и биологическое воздействие оказывает огромное влияние на формирование развивающейся личности, развитие физкультурных способностей, достижение высоких результатов в спорте.

 
Подростковый и юношеский возрастные периоды характеризуются

 глубокими биологическими изменениями всех систем организма:

               - усиливается темп роста,

              -повышается интенсивность обменных процессов,

              - увеличивается потребление кислорода,

              - значительно изменяется регуляция соматических и  вегетативных функций


Биологические изменения, происходящие в каждом возрасте, требуют использования других форм и содержания педагогических воздействий, соответствующих его возрастным возможностям. Как показывают исследования, значительные изменения количества взаимосвязей между системами организма как у девочек, так и у мальчиков, наблюдаются в 
период полового созревания

2.2 Особенности круговой тренировки на уроках физической культуры.


       
Одна из важнейших особенностей урока по методу круговой тренировки

 

- четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее.

-составляют комплекс из 6 - 12 относительно несложных       упражнений.

-упражнение должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса.

-простота движений ( позволяет повторять их многократно.)

 -выполнение упражнений в различном темпе и  из разных                                исходных положений

 Влияет на развитие определенных двигательных качеств.

Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма

 Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливается индивидуальная физическая нагрузка. Это делается с помощью так называемого максимального теста (МТ). 

2.3 Организация учащихся на уроке физической культуры по методу «круговой тренировки»

Школьный урок по методу «круговой тренировки» в любом разделе программы вызывает интерес у учащихся. Используются такие уроки, начиная с IV-V классов.  Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть урока с учетом физической подготовленности класса, с учетом полового состава класса, а также с учетом возраста. Таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях.

         Направлен такой урок главным образом на

 комплексное развитие физических качеств в единстве с закреплением и совершенствованием усвоенных двигательных качеств.

        

К «Круговой тренировке» прибегают как правило в основной части урока. 


1. Ученики делятся на группы примерно одинаковой подготовленности. В каждой группе есть ответственный (командир группы) 


2. Группы размещаются на нескольких 6-12 «станциях» Размечаются места (станции) для выполнения упражнения с необходимым оборудованием, у  каждой «станции» ставят указатель с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте. «Станции» располагаются «по кругу», «прямоугольнику», «квадрату» используя все возможности спортивного зала или площадки 


3. На всех «станциях» одновременно под общим руководством учителя выполняются заданные упражнения с индивидуальным нормированием и в тоже время относительно одинаковой дозировкой.

 
4. Упражнения распределяются так, чтобы обеспечить чередование нагрузки на основные группы мышц (ноги, руки, спины, брюшного пресса, общее воздействие) 


5. По команде учителя или самостоятельно по мере окончания упражнения ученики переходят от «станции» на другую, пока не пройдут весь круг. 


Подбирая и составляя комплексы физических упражнений для «круговой тренировки», следует помнить, что практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Поэтому взаимосвязь между силой, быстротой, выносливостью, гибкостью, ловкостью на занятиях «круговой тренировки» очень тесна.

Исходя из обобщения опыта, можно рекомендовать в учебном году 16 -18 занятий по методу круговой тренировки. Ориентировочное распределение их в году может быть таким: 
I четверть - на 4 -5 уроках, 
II четверть - на 4 - 5 уроках, 
III четверть - на 3 - 4 уроках, 
IV четверть - на 3 - 4 уроках. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возникновение аэробной тренировки,ее влияние на развитие физических качеств.

в статье рассматривается понятие аэробной тренировки, ее основные характеристики. широко представлена программа развития аэробики. влияние аэробики на организм занимающихся и положительные и отрицат...

Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, спос...

Обобщение опыта.Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся.

Уроки "круговой тренировки" помогают избежать монотонности  урока, повысить самостоятельность учащихся, отработать больше двигательных навыков, задействовать развитие различных групп мышц...

Презентация к обобщению опыта. Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся.

Материал содержит презентацию из 20 слайдов и способствует популяризации применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствован...

Текст к презентации обобщения опыта по теме "Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся"

материал содержит текст к презентации обобщения опыта по теме "Применение иметода круговой тренировки на уроках физкультуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков уча...

«Развитие физических качеств методом круговой тренировки на уроках физической культуры»

Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию старших школьников, но и успешному осво...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «Круговая тренировка как эффективный метод развития двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры»

Цель  МАСТЕР-КЛАССА–  описание методики применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры  как одного из инструментов, обеспечивающих всестороннее развитие двига...