ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
учебно-методический материал (10, 11 класс) на тему

Юлия Георгиевна Берейчук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Анализировать достигнутые нами результаты мы можем исходя из требований, которые предъявляются к нам сегодня. Эти требования формируются как социальный заказ. За последние 5 лет работы школы сложилась определенная модель работы с одаренными детьми. Это предметные олимпиады, предметные научные недели, конференции, городские семинары и другие мероприятия.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно - методического обеспечения ее реализации.

ЗАДАЧИ:

-          создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

-          создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития одаренных детей;

-          стимулировать творческую деятельность одаренных детей;

-          разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;

-          обеспечить фундаментальную гуманитарно-образовательную подготовку одаренных детей;

-          воспитать сознательного гражданина России;

-          создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности;

-          создать группу педагогической ориентации совместно с Волгодонским педагогическим колледжем;

-          развивать у одаренных детей качественно высокий уровень мировоззренческих убеждений, позволяющий им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;

-          формировать духовный потенциал личности как внутренней двигательной силы ее развития, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

-          утверждать здоровый образ жизни школьника;

-          развивать научно-исследовательские навыки и творческие способности одаренных детей.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

-          гуманизм;

-          демократизм;

-          научность и интегративность;

-          индивидуализация и дифференциация;

-          систематичность;

-          развивающее обучение;

-          интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, администрация школы должна направлять для  работы с одаренными детьми самых высоко квалификационных учителей.

Выявление одаренных детей должно проводиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, так как именно в этом звере ярко выражены природные способности.

ЭТАПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

1-й этап – анамнестический – на 1 ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;

2-й этап – диагностический – на этом этапе (5-9-е классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;

3-й этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу (3 ступень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennye_deti.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Анализировать достигнутые нами результаты мы можем исходя из требований, которые предъявляются к нам сегодня. Эти требования формируются как социальный заказ. За последние 5 лет работы школы сложилась определенная модель работы с одаренными детьми. Это предметные олимпиады, предметные научные недели, конференции, городские семинары и другие мероприятия.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно - методического обеспечения ее реализации.

ЗАДАЧИ:

  • создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
  • создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития одаренных детей;
  • стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
  • разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;
  • обеспечить фундаментальную гуманитарно-образовательную подготовку одаренных детей;
  • воспитать сознательного гражданина России;
  • создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности;
  • создать группу педагогической ориентации совместно с Волгодонским педагогическим колледжем;
  • развивать у одаренных детей качественно высокий уровень мировоззренческих убеждений, позволяющий им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
  • формировать духовный потенциал личности как внутренней двигательной силы ее развития, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
  • утверждать здоровый образ жизни школьника;
  • развивать научно-исследовательские навыки и творческие способности одаренных детей.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • гуманизм;
  • демократизм;
  • научность и интегративность;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • систематичность;
  • развивающее обучение;
  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Понимая, какие серьезные задачи стоят перед учителем, работающим со способными и одаренными детьми, администрация школы должна направлять для  работы с одаренными детьми самых высоко квалификационных учителей.

Выявление одаренных детей должно проводиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, так как именно в этом звере ярко выражены природные способности.

ЭТАПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

1-й этап – анамнестический –

на 1 ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;

2-й этап – диагностический –

на этом этапе (5-9-е классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;

3-й этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу (3 ступень).

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

  1. ПРАВА И ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА в аспекте реализации программы:
  • общее руководство разработкой и реализацией программы;
  • обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль.

2.  ФУНКЦИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА по научно-методической работе

  • определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
  • корректировка составляющих элементов программы «Одаренные дети»;
  • анализ и обобщение результатов реализации программы;
  • регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;
  • организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
  • разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

3.  ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

  • подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»;
  • определение критериев эффективности реализации программы «Одаренные дети»;
  • координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
  1. ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ:
  • разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету;                        
  • подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей по предметам;
  • обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся;

5.  ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ, работающих с одаренными детьми:

  • организация и проведение занятий с одаренными детьми;
  • мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
  • организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского и областного уровня;
  • организация и контроль за знаниями одаренных детей, выполнением программ;
  • контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ;
  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
  • творческие отчеты в рамках научно-методической недели;
  • подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

Основные задачи воспитания одаренных детей:

  • воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали;
  • формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания;
  • формирование высокой речевой культуры;
  • развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных ценностей, реализация идеи «диалога культур»;
  • обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;
  • опора на принцип гуманизма как основу воспитания одаренных;
  • освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики;
  • философско-мировозренческая подготовка одаренных детей как основа определения личной программы жизни.

СЕМЕЙНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

Одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе.

Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.

Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей?

Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в своем ребенке?

К сожалению, не всегда.

Следовательно, работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик – родители – учитель» невозможна и малоэффективна.

При организации работы с одаренными детьми следует:

  • учитывать одаренность как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;
  • учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей;
  • учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;
  • создать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;
  • оказать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

  • создания условий поддержки учащихся;
  • создание банка данных  одаренных детей;
  • обучение одаренных детей навыками поддержания психологической стабильности и психорегуляции;
  • формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);
  • организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Важность и актуальность решения проблемы и развития одаренных и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одаренной в частности.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩЕУЧЕБНЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ

Программа развития мыслительных умений и навыков у школьников общеобразовательной школы предполагает постепенное, целенаправленное формирование следующих основных умений и навыков:

  • анализ и выделение главного;
  • сравнение;
  • обобщение и систематизация;
  • определение и объяснение понятий;
  • конкретизация;
  • доказательство и опровержение;
  • умения, необходимые в проблемном обучении. ;

Умения и навыки мыслительной деятельности школьников совершенствуются в процессе целенаправленного, активного их формирования.

10 КЛАСС

  1. Широко применять сформированные умения эмпирического, теоретического  и структурно-генетического анализа в классной, домашней и внеклассной работе различного характера. Уметь определять суть и структуру, систему аудиовизуальной и другой информации. Совершенствовать умение анализировать информацию межпредметного характера, вычленять и анализировать межпредметные связи (пространственные, временные, причинно-следственные, иерархические и др.) уметь в единстве формы и содержания анализировать художественное произведение, научно-популярный текст, диалогическую речь, вопросы, строить ответ, учитывать логику вопросов, диалога. Учиться анализировать сложные методы учебно-познавательной деятельности: моделирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному и др. уметь «читать» и анализировать различные формы кодирования и перекодирования информации, ход деловой игры. Учиться выделять главное в различной информации, в сложных методах познавательной деятельности, фиксировать результаты в различной знаковой и образной форме. Понимать зависимость результатов выделения главного от цели и точки зрения. Самостоятельно составлять опорные конспекты, тезисы, сложные планы. Творчески пользоваться правилом-ориентиром выделения главного, учиться составлять правила самостоятельно.
  1. Активно применять в различных видах деятельности все виды и формы сравнения (параллельное, последовательное, отсроченное, частичное и полное, эмпирическое и теоретическое). Уметь выполнять задания сравнительно-обобщающего характера, составлять системно-структурные характеристики объектов. Продолжать учиться сравнивать способы деятельности (методы, приемы, алгоритмы), способы решения задач. Пользоваться межпредметным сравнением (явлений в родственных литературах, языках; ведущих теорий, законов – в физике, химии, биологии и т.д.). Продолжать учиться сравнивать учебно-познавательскую, практическую, организационную, общественную деятельность разных лиц, групп, коллективов. Применять известные правила-ориентиры и модели сравнения, учиться составлять аналогичные. Делать из сравнения теоретические, практические выводы, заканчивать его обобщением, применять в творческой деятельности.
  2. Творчески применять сформированные умения обобщать (эмпирические и теоретические; формально-логические, диалектические и проблемные) для систематизации различной по источнику, характеру, сложности и назначению информации. Учиться системно-структурному анализу, сравнению и обобщению. На основе теоретических знаний и правил-ориентиров выполнять задания проблемно-обобщающего характера, устанавливать межпредметные связи в рассказе учителя, ответе товарища, обобщать ход дискуссии, деловой игры, итоги конкурса, телепередачи, спектакля. Обобщать различную деятельность лиц, групп и коллективов, методы познавательной и практической работы. Фиксировать обобщение в удобной и экономической форме. Учиться приемам мысленного моделирования.
  3. Совершенствовать умение определять понятия. Применять умение строить эмпирические и теоретические определения при освоении различной информации, анализе учебной продукции товарищей по классу.
  4. Творчески использовать сформированные умения конкретизировать (эмпирические и теоретические, формально-логические и диалектические) для исследования и расшифровки различной по источнику, объему и сложности информации. Применяя методы системно-структурного анализа, сравнения и обобщения, учиться выражать результаты конкретизации и развернутой системе суждений (рассказе, отчете о наблюдении, лабораторной и практической работе, в сочинении, докладе, дискуссии). На основе теоретических знаний и правила-ориентира выполнять сложные познавательные задачи, задания проблемно-конкретизирующего характера, расшифровывать межпредметные связи, учиться мысленному эксперименту.
  5. Активно применять сформированные         умения доказательства  и опровержения, учиться способам дедуктивного и проблемного доказательства, новым способам опровержения ( с помощью контпримеров, контробразов, приемов синектики). Осмысленно владеть сутью, структурой и правилом-ориентиром доказательства в связных ответах, отчетах, докладах, сочинениях.  Уметь отстаивать свой тезис, проводить неопровержимые аргументы, делать выводы, опровергать аргументацию противника. Уметь найти необходимую и достаточную аргументацию при решении познавательных задач, в самостоятельных исследованиях. Учиться новым методам, активно привлекая приемы синектики.
  6. Применять известные процедуры творческой деятельности для понимания проблем и проблемных ситуаций, совершенствовать все процедуры, необходимые для решения проблем. Использовать приемы проблемного изложения, уметь активно включаться в эвристическую беседу, решать различные познавательные задачи, выполнять различные познавательные задачи, выполнять учебные исследования. Учиться применять тактические и стратегические способы познавательной деятельности к формулировке и решению новых проблем. Переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем межпредметного характера, во внеклассную работу различного характера. Вводить освоенные процедуры в общую систему учебных умений и навыков, применять в различных видах учебной, практической, общественной деятельности.

11 КЛАСС

  1. Широко и осознанно применять сформированные со1 по 10 класс различные виды анализа в зависимости от цели и характера учебного задания. Уметь вскрывать тенденции, закономерности, переносить сформированные умения анализа с одного вида деятельности на другой. Пользоваться сформированными умениями анализа различных способов учебной деятельности и репродуктивных, конструктивных и творческих задач. Учиться анализировать ход дискуссий, удерживая в поле зрения основную тему. Развивать умение анализировать деловые, имитационные игры. Совершенствовать различные виды анализа с помощью ТСО.
  1. Применять сформированное умение выделять главное, переносить его на различные виды деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.). уметь выделять главное в различной по объему. Характеру и назначению информации, в способах деятельности методологического характера. Фиксировать главное в различной знаковой и образной форме. Анализировать данные и самостоятельно составлять опорные конспекты-модели выделения главного, тезисы, сложные планы, самостоятельно составлять правила-ориентиры выделения главного. Ввести умение выделять главное в общую систему умений мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение и т.д.)
  2. Творчески применять сформированные за годы обучения различные виды и формы сравнения. Выполнять проблемные задания на основе сравнительно-структурного подхода. Выполнять познавательные задания различной степени сложности, в основе которых лежит сравнение. Продолжать учиться сравнивать способы деятельности, в том числе методологического характера. Пользоваться межпредметным сравнением. Продолжать учиться сравнивать не только учебно-познавательную, но и все другие виды учебной, общественной и трудовой деятельности отдельных лиц, групп, коллективов. Творчески применять основные правила-ориентиры и модели сравнения, учиться фиксировать результаты сравнения самостоятельно в различной знаковой форме. Делать теоретические и практические выводы из сравнения, заканчивая его обобщением, применять прием сравнения и его результаты в творческой деятельности.
  3. Применять сформированные умения обобщать различную по источнику, объему, характеру, сложности информацию. Продолжать учиться наиболее сложным способам обобщения: диалектическому, системно-структурному. Выполнять задания проблемно-обобщающего характера, устанавливать межпредметные связи в различной учебной информации. Широко переносить умение обобщать на другие виды деятельности (практическую, организаторскую, общественную и т.д.), обобщать методы и приемы интеллектуальной и практической деятельности. Фиксировать обобщение в оптимальной форме.
  4. Применять умения строить эмпирические и теоретические определения при освоении, применении и обобщении различной учебной информации классного и внеклассного характера. Совершенствовать оценочные суждения по заданным критериям, учить устанавливать такие критерии самостоятельно.
  5. Творчески применять сформированные умения конкретизировать для исследования, расшифровки и применения различной информации. Продолжать учиться наиболее сложным видам конкретизации: восхождение от абстрактного к конкретному, на основе системно-структурного анализа, моделей. Уметь расшифровывать межпредметные связи в различной информации. Учиться переносить умения и навыки конкретизации на другие виды деятельности, расшифровывать обобщения, данные в любой знаковой форме.
  6. Активно применять освоенные виды и формы доказательства, прямое и косвенное, индуктивное, индуктивное, дедуктивное и по аналогии, проблемное, «мозгового штурма», синектики. Владеть всеми видами опровержения. Участвовать в докладах, диспутах, дискуссиях, конференциях, уметь отстаивать свои взгляды, ставить вопросы.
  7. Пользоваться в учении некоторыми методами научного познания. Применять принципы марксистско-ленинской методологии в учении (историзм, классовый подход, партийность, идеи развития, взаимосвязи и др.). Уметь проблемно излагать знания. Участвовать в эвристической беседе и проводить ее в младших классах, решать различные познавательные задачи, выполнять учебные исследовательские задания. Учиться применять приемы и методы марксистской методологии для освоения, применения и обобщения знаний, оценки событий и явлений.
  8. Ввести сформированные мыслительные умения и навыки учения и самообразования в общую систему общеучебных умений (систематизировать перечень умений, практически оценивать любую информацию на основе освоенных умений и навыков, пользоваться приемами взаиморецензирования, взаимообучения, обучения младших и др.). творчески применять знания, умения, навыки в новых условиях, в различных видах учебно-познавательной и организационной деятельности (на уроках, семинарах, конференциях, факультативах, собраниях, политинформациях, в производственной практике и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Проектная деятельность на уроках истории.

В статье представлено описание проектной деятельности, как способа повышения мотивации учебной деятельности на личной заинтересованности учащихся в преобретении знаний для решения реальных проблем....

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...