Выступление на педагогическом совете "Здоровьесберегающие образовательные технологии"
методическая разработка на тему

Выступление на педагогическом совете "Здоровьесберегающие образовательные технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehn.pedsovet.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

   Что такое « Здоровьесберегающие образовательные технологии? (ЗОТ)».  ЗОТ - это качественная характеристика любой образовательной  технологии.       ЗОТ - интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья.

   Понятие  «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается некоторыми педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Некоторые считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, обладающих чудодейственной эффективностью. Это не так.  Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая  максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

  Всемирная организация здравоохранения даёт такое определение здоровью: «Здоровье  – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не отсутствие болезней. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Но  в последнее время очевидным становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Участвуя в работе НОУ «Лаборатория мысли»,  мы  с учащимися 10 класса, провели исследование состояния здоровья учащихся школы. Выяснили, что наиболее часто встречаются следующие заболевания: нарушение зрения, осанки, сколиоз и заболевания ЖКТ. С результатами работы и предложениями по улучшению здоровья учащихся выступили на секции естественно – математических наук и были награждены дипломом II степени. Забота о здоровье учащихся должна быть   одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, так как  в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности.

   Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет  задачи сохранения и укрепления здоровья. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования: 

  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
  •  знакомство с результатами медицинских осмотров детей, (справки должны обновляться) их учет в учебно-воспитательной работе,помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом;
  • исключение чрезмерной  физической нагрузки ( у нас физкультура, а не спорт);
  •  поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Средства здоровьесберегающих технологий.

   Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  • средства двигательной направленности – это физические упражнения.
  • оздоровительные силы природы -  проведение занятий на свежем воздухе, закаливание.
  • гигиенические факторы -  выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

   В современных условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях велика роль урока физической культуры. Уроки физической культуры начинаются с приветствия - пожелания здоровья ученикам и в ответ  пожелание здоровья учителю.  На каждом  уроке физкультуры ставятся задачи укрепления здоровья. Традиционная система физического воспитания, ориентированная на рекомендуемую Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем. У нас имеются 5  спортивных залов: один для проведения занятий по спортивным играм, тренажёрный, настольного тенниса, два зала борьбы и студия хореографии. Это хорошо. Но в них необходим текущий  ремонт. Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость для учащихся имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Контрольные испытания, задания, тестирования (на силу, ловкость, быстроту, выносливость)  должны лишь давать информацию для разработки индивидуальных заданий. Важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Учащиеся, освобожденные от занятий физической культурой, и  относящиеся по состоянию здоровья к подготовительной группе, не должны оставаться в стороне. Им предлагается подготовить  сообщения по ЗОЖ, участвовать в дистанционных олимпиадах по предмету. Все уроки должны иметь высокую моторную плотность.  Для этого использую фронтальный и групповой методы работы.  Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят  продуманное объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. По составленному расписанию в 3 четверти мы занимаемся по 2 класса в зале. Каждый класс 2 раза в неделю занимается в спортивном зале и 1 урок в других залах. (Классы со спортивной направленностью 3+1).  В своей работе широко использую различные варианты подвижных игр, основанных на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные мячи, скакалки, обручи. Очень важна самостоятельная  спортивная деятельность учащихся. Главное заинтересовать детей, влюбить их в физкультуру. В школе работают секции: настольного тенниса, лыжная секция, борьбы, волейбола, футбола и т. д. Да и 4 урок физкультуры в классах со спортивной направленностью не лишний. Всё это укрепляет здоровье и вселяет в ребят уверенность в своих силах.

Рекомендации:

  • Активно внедрять здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности.
  • Развивать и  совершенствовать  кружковую  работу в школе.
  • Активно сотрудничать с ДЮСШ  и организациями, ответственными за спортивную работу в городе.
  • Систематически пополнять материально-техническую базу школы.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни (Дни здоровья, посещение бассейнов и тренажёрных залов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании", 2010 год

Выступление на педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании"...

Презентация к выступлению на педсовете "Современные образовательные технологии" - "Технология развития критического мышления"

Обобщён опыт использования технологии критического мышления на уроках английского языка....

Выступление на педагогической гостиной "Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей"

Вашему вниманию представлено выступление   для воспитателей о здоровьесберегающих технологиях  в развитии речи детей....

Презентация к выступлению по теме "Современные образовательные технологии"

Презентация к выступлению по теме "Современные образовательные технологии"...

Выступление на ШМО: "Современные образовательные технологии на уроках физики"

quot;Современные образовательные технологии  на уроках физики"...