Исследовательская деятельность ученика
методическая разработка (6 класс) на тему

Ремизова Любовь Владимировна

Исследовательская деятельность ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_uchenika.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

                          О стимулировании познавательной деятельности.

Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Самореализация - это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.

Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо развивать у него мотивационную сферу. На ее формирование и направлены методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Их можно классифицировать следующим образом (по Ю. Бабанскому):

  1. Методы эмоционального стимулирования:
  • создание ситуаций успеха в обучении, что ведет к возникновению чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения (подбор заданий нарастающего уровня сложности);
  • поощрение и порицание в обучении;
  • использование игр и игровых форм организации учебы
  • постановка системы перспектив (А.С.Макаренко).
  1. Методы развития познавательного интереса:
  • формирование готовности восприятия учебного материала (актуализация знаний);
  • метод стимулирования занимательным содержанием:
  • метод создания ситуаций творческого поиска.
  1. Методы формирования ответственности и обязательности:
  • формирование понимания личностной значимости учения (осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни);
  • предъявление учебных требований на основе правил поведения, критериев оценки знания, правил внутреннего распорядка, устава образовательного учреждения
  • использование оперативного контроля не как метода жесткого наказания за проступки, а как метода выявления наиболее сложных тем, вопросов, упражнений и оказания помощи

В педагогике существует карта стимульных компонентов, которые можно активно использовать в деятельности.

Стимулы 1-го порядка «Поощрение деятельности учащихся»:

  1. Оценка.
  2. Яркая, образная, эмоциональная речь учителя.
  3. Словесная похвала.
  4. Перспективы.
  5. Организация коллективной деятельности.
  6. Разноуровневые задания.
  7. Усложнение заданий (выход на креативный уровень).
  8. Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
  9. Анализ учебных результатов учащегося учителем
  10. Положительный пример.

Стимулы 2-го порядка «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением»:

  • Занимательная ситуация.
  • Дозированное домашнее задание.
  • Познавательная игра.
  • Использование элементов соревнования.
  • Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.
  • Креативная минутка.
  • Оценка достижений учащегося на родительских собраниях.
  • Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например, чтение лучших фрагментов сочинений классу).
  • Проблемно-поисковая ситуация.
  • Опора на анализ жизненных ситуаций.

стимулы 3-го порядка «Своевременная оценка деятельности учащихся»:

  1. Контролируемое доверие.
  2. Задания практического характера.
  3. Юмористическая минутка.
  4. Запись благодарности в дневник.
  5. Взаимоконтроль.
  6. Учебная дискуссия.
  7. Выставка лучших работ учащихся.
  8. Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели.
  9. Решение задач и проблем профессиональной направленности.
  10. Рецензия товарища на результат учащегося.

И в заключении несколько слов о рефлексии как одном из способов развития познавательных потребностей. О рефлексии сейчас говорят много, но некоторые сомневаются, как ее грамотнее осуществись Предлагаю распространенный вариант - ответы учащихся на следующие вопросы:

  1. Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над заданием и знакомством с данной работой?
  2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
  3. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
  4. Над чем мне предстоит еще поработать по данной теме?
  5. Вопросы, возникшие в связи с выполняемым заданием?
  6. Мои рекомендации, предложения по занятию...

Ответы на вопросы помогут учителю понять суть проблем учащихся, проанализировать и найти способы устранения этих проблем, возможные приемы и способы построения урока конкретно для данного класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.

Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...

Исследовательская деятельность учеников.

Это работа, которой я посвятила свой вынужденный отпуск, в связи с переломом ...было времы проанализировать и поразмыслить на методом ученического исследования и его результатами для ребенка....

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности ученика

В работе представлены требования к организации исследовательской работы школьников, её содержанию, правила оформления работы. Разводятся понятия и подходы к  исследовательской работе и прое...

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭВРИКА»- организация исследовательской деятельности учеников.

Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательского общества. Именно школа и мы учителя призваны найти талантливого учени...

Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...