Исследовательская деятельность учеников.
методическая разработка по теме
Это работа, которой я посвятила свой вынужденный отпуск, в связи с переломом ...было времы проанализировать и поразмыслить на методом ученического исследования и его результатами для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 263.5 КБ |
municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie2.doc | 330.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА
Г. ТОМСКА
Дидактический раздаточный материал к пособию
«Исследовательская деятельность старшеклассников»
Автор- Колегова Инна Викторовна,
учитель истории , обществознания и права.
Томск-2010
Рабочий лист 1.
Определяем понятие «исследовательская деятельность»
Задание 1. Просмотрите опорный конспект и вспомните занятие по теории. Обратите внимание на ключевые слова, выделенные курсивом. Какое из утверждений является ложным? Выделите номер.
- В советской школе исследовательский метод стал основным с 1930 года.
- При исследовательской деятельности обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании.
- Уже недостаточно стало просто воспроизводить полученные знания – нужно уметь применять их на практике, уметь работать с информацией.
- Метод был осужден постановлением ЦК ВКП (б) 1931г. и вытеснен из школьной практики.
- Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни.
- Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска
Задание 2. Выпишите слова, являющиеся, с Вашей точки зрения, ключевыми к понятию «Исследовательская деятельность». Обоснуйте Ваш выбор.
Заметки на полях:
Рабочий лист 2.
Уточним значение используемых понятий.
Задание 3. Внимательно изучите текстовую информацию в нижеследующей таблице. Выделите ключевые слова. Обсудите разницу в словарных и педагогических значениях понятий.
Словарное значение | Педагогическое значение | |
1. | Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов). | Метод - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. |
2. | Исследование – 1. научное изучение; 2. научный труд (Словарь русского языка, С.И. Ожегов). | Исследование - приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. |
3. | Проблема – задача, требующая разрешения, исследования. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов). Проблема - ( от греч. рroblema - - задача, задание) – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. (Словарь «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, М., 1990) | Проблема – задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. |
Заметки на полях:
Рабочий лист 3.
Определим понятие «Исследовательская деятельность учащихся»
Задание 4. Используя пособие, заполните пропуски в таблице.
Таблица к заданию 4.
№№ | Исследовательская деятельность учащихся |
1. | Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских … … ... …. …, направленных на создание представлений … ….. или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – … исследовательской работы. |
2. | Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является ….. Если в науке главной целью является …, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся …… |
3. | Это достигается наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для … постановки … задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со …, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. … ставит цели своей деятельности |
Задание 4а. Сравните полученные результаты с ОТВЕТАМИ[1]
Заметки на полях:
Рабочий лист 4
Определяем основные понятия исследовательской работы
Задание 5. Продолжите предложения, дав собственную формулировку нижеследующих понятий:
а) Тема исследования – это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
б) Цель исследования – это__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Задачи исследования – это________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Гипотеза – это______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) Объект исследования – это______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
е) Предмет исследования – это_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ж) Методология – это__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заметки на полях:
Рабочий лист 5.
Формулируем темы, определяем цель исследования.
Задание 6. Тьютор объясняет направления исследовательской деятельности в лингвокраеведении, учащийся составляет список тем, опираясь на материалы пособия (раздел «Выбор темы»). Заносит полученные результаты в таблицу и представляет свои темы на всеобщее обсуждение. Участники определяют актуальность возможных тем.
Лингвокраеведение | |
Направление | Возможные темы |
ономастика | |
топонимика | |
фольклористика | |
диалектология |
Задание 7. После обсуждения тем каждый учащийся определяет цель исследования по одной теме (лучшей, выбранной всеми партнерами). Все цели исследования заносятся в схему. Учащиеся наглядно видят направления отработки темы в зависимости от поставленной цели.
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЬ
ТЕМА
Заметки на полях:
Рабочий лист 6.
Находим объект и предмет исследования
Напоминаем, что объектом исследования принято понимать процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования - это аспект, направление, сторона объекта исследования, связанная с данной темой.
объект
предмет
Задание 8
Определите предмет и объект исследования ранее отработанных тем в зависимости от цели исследования.
Название темы | Объект исследования | Предмет исследования |
1. | ||
2. | ||
3. |
Заметки на полях:
Рабочий лист 7.
Составляем маршрут исследования.
Структура и этапы работы | Вероятные варианты | Время, используемые методы |
Диагностика знаний, умений, навыков, ориентация в сфере личных интересов | Письменные и устные задания, анкетирование | |
Формирование общих представлений об исследовательской работе. Знакомство с направлениями работы в области лингвокраеведения. | Работа с пособием. | |
2. Выбор проблемы | обсуждение возможных тем исследования - -темы предлагает тьютор, учитывая личные качества учащегося, его склонности | |
3. Изучение литературы | Библиография по теме, разные виды чтения, выделение главной мысли, обучение конспектированию | |
4. Формулировка темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования | Индивидуальные консультации тьютора | |
5. Сбор материала | Папки-закладки | |
6. Обработка материала | Программы ПК | |
7. Формулирование выводов | ||
8. Создание текста | Обучение редактированию, «свёртыванию», «развёртыванию» текста. Составление тезисного плана. | |
9. Представление результатов работы | Овладение навыками устного публичного выступления | |
10. Оценка работы | Анализ проделанной работы |
Заметки на полях:
Рабочий лист 8
Разрабатываем свой индивидуальный маршрут работы по теме:
Задание 9.
Первичный вариант «Топонимический справочник Томска»
Структура и этапы работы | Вероятные варианты | Время, используемые методы |
Диагностика знаний, умений, навыков, ориентация в сфере личных интересов | «Знакомьтесь: это я» Работа с демо-версиями ЕГЭ | Анкетирование Тестирование 1-е занятие |
Формирование общих представлений об исследовательской работе. Знакомство с направлениями работы в области лингвокраеведения. | Пособие и дидактический материл | Работа с книгой Лекция тьютора Практические занятия 2-3 занятия |
2. Выбор проблемы | Консультация специалиста: 4-е занятие | |
3. Изучение литературы | Книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), сайты (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?) и т.д. | Работа в научной библиотеке, ИНТЕРНЕТе, с краеведческим каталогом в публичной библиотеке. 5-7 занятия |
4. Формулировка темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования | Индивидуальная консультация тьютора | 8-е занятие |
5. Сбор материала | Папки-закладки | 9-11 занятия |
6. Обработка материала | Программы ПК | 12-17 занятия |
7. Формулирование выводов | 18-19 занятия | |
8. Создание текста | Обучение редактированию, «свёртыванию», «развёртыванию» текста. Составление тезисного плана. | 20-25 занятие |
9. Представление результатов работы | Овладение навыками устного публичного выступления Работа ПК | 26-32 занятие |
10. Оценка работы | Анализ проделанной работы | 33-34 занятие |
Заметки на полях:
Рабочий лист 9.
Даем оценку работе сами.
Задание 10
Анкета.
- Кем была предложена тема исследовательской работы?
- Была ли тема скорректирована в процессе работы? Как она выглядела первоначально?
- В чем, с вашей точки зрения, достоинства этой работы?
- В чем, с вашей точки зрения, недостатки этой работы?
- С какими причинами связаны недостатки работы?
- Чем, как вам кажется, обусловлены, достоинства?
- Удовлетворены ли вы результатами своей работы?
Задание 11
Представьте себе, что подготовленное Вами исследование проведено и завершено. Посмотрите на него со стороны, глазами внешнего эксперта. Оцените проект по трехбальной системе (1 – плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо). Занесите результаты в таблицу. После выполнения задания обсудите полученные результаты, особо обращая внимание на аргументацию полученных данных. Время на отчет по заданию – 1 минута.
Таблица к заданию. Параметры внешней оценки.
Параметры внешней оценки | Баллы | |
1. | адекватность изучаемой тематике | |
2. | значимость проблемы | |
3. | целесообразность используемых методов исследования | |
4. | корректность обработки собранных данных | |
5. | доказательность предлагаемых решений, четкость выводов | |
6. | эстетика оформления результатов проекта | |
7. | умение отвечать на вопросы оппонентов | |
ИТОГО: |
Подсчитайте количество баллов по предложенной ниже схеме, и смело выставляйте оценку за проект.
Максимальное количество баллов -21 (100%).
Более 14 набранных баллов соответствует 70% и оценке 3 (удовлетворительно).
Более 17 набранных баллов соответствует 80% и оценке 4 (хорошо).
Более 19набранных баллов соответствует 90% и оценке 5 (отлично).
Заметки на полях:
Рабочий лист 10.
Создаем отчет-презентацию о проделанной работе.
Задание 12: впишите в пустые слайды текст презентации, предварительно проранжировав их.
Слайд 1: список источников
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 2: титульный лист
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 3: выводы
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 4: цель и задачи исследования
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 5: основные методы и их объяснение
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 6: работа по теме
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заметки на полях:
Рабочий лист 11.
Работаем в «экспертной группе»
Задание 13
Вы - член жюри .Дайте объективную оценку работе товарища, опираясь на следующие критерии:
- Исследовательский характер работы
- Новизна исследования
- Актуальность работы
- Практическая и (или) теоретическая значимость.
- Грамотность и логичность изложения.
- Анализ литературы по теме.
Раздаточный материал:
программа экспертизы продуктов исследовательской деятельности учащихся[2]
Параметры | Уровень развития низкий | Самостоятельных средний | Исследовательских действий высокий |
Анализ литературы по теме исследования | Описательный обзор 1—2 литературных источников | Описательный обзор значительного (4 и более) количества литературных источников с элементами анализа | Аналитический обзор значительного количества (4 и более) литературных источников |
Освоение и применение приемов исследовательской деятельности | Применение существующих методов и приемов исследовательской деятельности по имеющемуся образцу | Адекватное, но недостаточно полное самостоятельное использование методов и приемов исследовательской деятельности | Адекватный, исчерпывающий задачи исследования арсенал методов и приемов исследовательской деятельности |
Разработка специальных средств для исследовательской деятельности (компьютерные программы, модели и пр.) | Разработанные средства являются аналогами уже существующих | Разработанные средства пригодны лишь для целей данного исследования | Разработанные средства пригодны для использования другими авторами в аналогичных исследованиях и приближаются к уровню профессионально разрабатываемых |
Степень разработки исследовательской проблемы | Описание выполненных исследовательских действий без анализа полученной информации | Частичный анализ и интерпретация полученной информации в ходе исследовательских действий | Наличие анализа всей полученной информации с адекватными логическими выводами |
Качество оформления работы | Отсутствие логических переходов между частями работы, несоблюдение стандартов оформления | Наличие отрывочных, недостаточно оправданных сведений, неполное соблюдение стандартов оформления | Связное изложение содержания проведенного исследования с соблюдением принятых стандартов |
Задание 14
Вы – член жюри конференции «Языкознание для всех». Дайте объективную оценку работе товарища, опираясь на следующие критерии.
- Постановка цели и задач, логика изложения, наличие самостоятельных исследований, творческий подход в решении задач (до 25 баллов)
- Мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность (до 15 баллов)
- Ответы на вопросы аудитории, если они были (до 10 баллов)
- Оформление письменного варианта доклада (до 10 баллов)
Свои оценки занесите в сводную таблицу.
Приложение сводной таблицы
№ п/п. | Фамилия участника | 1 (до 25 б.) | 2 (до 15 б.) | 3 (до 10б.) | 4 (до 10б.) | Итого |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
Заметки на полях:
Рабочий лист
Моё воспоминание
Задание 15
Собери все заметки на полях, внимательно перечитай, вспомни все этапы работы над исследованием и свои впечатления во время них, напиши небольшое воспоминание. Определи к какому жанру (эссе, путевому очерку, путешествию в прошлое, воспоминанию, страничке из дневника) ты отнесешь свою работу и почему.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Желаю удачи!
Спасибо за сотрудничество!
[1] задач с заранее неизвестным решением, об объекте, тьютера, учебным, получение новых знаний, навыка исследования, самостоятельной, посильной, своими интересами, самостоятельно.
[2] Вихорева О.А. Развитие самостоятельности старших подростков в процессе исследовательской деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 2003, с.94
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА
Г. ТОМСКА
Электронное пособие
«Исследовательская деятельность старшеклассников»
Автор- Колегова Инна Викторовна,
учитель истории, обществознания и права.
Томск-2010
В пособии предложена примерная система организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками с учётом специфики гуманитарных дисциплин.
Пособие адресовано учащимся, руководителям-тьюторам, а также всем тем, кто интересуется данной проблемой.
Содержание.
I. Введение. Понятие исследовательской работы. Классификация работ в области гуманитарных наук. | |
II. Основные понятия научно-исследовательской работы | |
III. Этапы проведения исследовательской работы. 1.Подготовительный. 1.1Выбор темы. | |
1.2. Определение объекта, предмета исследования. | |
1.3. Обоснование значимости, актуальности темы. | |
1.4. Формулировка цели предпринимаемого исследования. Составление индивидуального маршрута. | |
а) источники информации | |
б) способы сбора и анализа информации | |
в) способы представления результатов | |
2. Основной: создание текста научно-исследовательской работы | |
3. Заключительный этап. Оформление работы. Тезисы. Аннотация. | |
IV. Заключение. |
I. Введение
Понятие исследовательской деятельности.
В 1904 году лингвист Л.В.Щерба сказал: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть связаны с наблюдениями самих учеников под руководством учителя над собственным языком». Самостоятельные наблюдения, из которых потом следуют другие выводы – это и есть исследование. По сравнению с традиционным обучением, направленным на сообщение информации, исследование кажется революционным. Его достоинство состоит из двух моментов: 1) развивает мышление; 2) даёт возможность самостоятельно искать знания.
В советской школе исследовательский метод стал основным с 1920 года. Но обнаружилась бессистемность полученных знаний, и метод был осужден постановлением ЦК ВКП (б) 1931г. и вытеснен из школьной практики. Психолого-педагогические исследования 60-70г.г. 20 века показали, что интерес к обучению у школьников упал. Главными причинами стали: перегрузка памяти, эмоциональное воспроизведение информации, страх перед оценками и учителем. Поэтому стали вводить в школьную практику движения юношеских научных обществ и малых академий наук.
В последнее десятилетие 20 века произошел информационный взрыв, признаком которого являются легкость и общедоступность информации. Уже недостаточно стало просто воспроизводить полученные знания – нужно уметь применять их на практике, уметь работать с информацией. До 20% учебного времени отдано для профильных предметов и элективов (курсов по выбору), среди которых появились курсы «Исследовательской деятельности учащихся»
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.
Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики учебного исследования: 1) Выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека (А.Н. Поддьяков)[1].
Исследовательские способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А.И. Савенков)[2].
Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого, человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А.С. Обухов)[3].
Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами, обозначенными в п. «Исследовательская деятельность учащихся». При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.
Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Как было сказано, главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
Учебное исследование и научное исследование. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося
Классификация творческих работ учащихся в области гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Советы эксперта[4]:. Что необходимо учитывать при написании исследовательской работы.
Первое и самое важное при оценке письменной работы – это ее содержание. Очень важно, чтобы теме работы соответствовали цели и задачи исследования; методика работы была направлена на сбор материала для решения задач и была достаточно подробно описана; материалы приводились в соответствии с методикой и соответствовали цели и задачам исследования и излагались полностью; выводы и заключения были корректны, соответствовали и подтверждались собранным материалами.
В учебно-исследовательских работах недопустимо использование литературного, публицистического, официально-делового и разговорного стилей изложения материала. Довольно часто учащиеся используют личностный подход к подаче материала, в научном языке это принято только в том случае, когда это делает очень большой ученый, внесший огромный самостоятельный вклад в науку. Довольно раздражающим бывает «наукообразный» способ изложения материала. Это относится к работам, перегруженным терминологией. Особенно неприятно, когда учащийся не очень точно представляет себе значение термина или использует термин собственного изготовления, не давая его расшифровки.
II. Основные понятия научно-исследовательской работы. Глоссарий.
Приступая к проведению научно-исследовательской работы, следует прежде всего усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. От владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт.
Основу языка науки составляют термины[5] и понятия[6], с некоторыми из которых вы
познакомитесь ниже.
Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Анализ- это выявление частей целого, установление взаимосвязей между частями, понимание принципов организации целого. При анализе может появиться новое знание, а именно: ученик может выявить скрытые связи, зависимости; увидеть ошибки и упущения в логике рассуждения, отличить факты от следствий. Синтез - это умение комбинировать элементы для получения другого целого, обладающего новизной. Результатом исследования с помощью метода синтеза может быть подготовка отчета, доклада, сообщения, плана дальнейших исследований и т.д.
Аналогия - рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.
Аналогия – это сходство каких-либо признаков объектов, которые в общем не тождественны.
Аргументы – это проверенные положения, которыми пользуются при обосновании тезиса. Различают несколько видов аргументов:
Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Ведущий замысел - это концепция исследовательской работы /реферата, доклада и т.п./, руководящая идея, первоначальная общая схема научного труда. Ведущий замысел является первой ступенью творческого акта. Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Доказательство – это приведение аргументов в пользу истинности или ложности рассматриваемого положения, мысли, утверждения.
Идея - определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.
Индукция - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.
Информация
релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;
реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;
обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;
сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;
справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.
Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования)- устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.
Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, срок исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.
Конспект - фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Поэтому перед составлением конспекта должна быть мыслительная обработка информации, отбор материала по значимости, составление плана, выделение тезисов.
Концепция-система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Метод исследования - это прием, совокупность процедур и операций по производству нового знания. Метод исследования определяется исходными представлениями о сущности и содержании изучаемого объекта; общей ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.
Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Научная дисциплина - раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.
Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования.
Научная теория - система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.
Научный доклад - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Научный отчет - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Обзор - научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.
Обобщение – это результирующее суммирование признаков фактов, объектов и т.п., рассматриваемых в данном случае, и формирование на этой основе результирующего вывода.
Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.
Предмет исследования - это аспект, направление, сторона объекта исследования, связанная с данной темой.
Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема исследования - это вопрос /задача/, или комплекс вопросов, отражающих противоречие в трактовке /понимании/ сути явления /процесса, предмета, вещества, события и т.д./, решение которых представляет практический, теоретический или учебный интерес. Проблема - это задача, алгоритм решения которой неизвестен.
Суждение - мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается. Такая мысль, заключенная в предложение, содержит три элемента: субъект, предикат и связка — «есть» или «не есть» (слова, выражающие связку, в русском языке обычно не употребляются).
Тезис – это положение, истинность которого необходимо доказать. Вокруг тезиса должно происходить всё рассуждение.
Тезисы - основополагающие утверждения в некоторой концепции или теории. Тезисы можно сравнить с естественнонаучными гипотезами.
Тема исследования - это часть проблемы, включающая вопрос или группу вопросов определенного направления /характера/.
Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.
Учебно-научный доклад - вид самостоятельной письменной работы учащегося на конкретную тему, подготовленный с использованием нескольких источников информации: книг, брошюр, статей с индивидуальным толкованием содержания. В нем должны быть приведены новые, не известные учащимся сведения.
Фактографический документ - научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета, исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.
Форма доказательства - способ логической связи между тезисом и аргументом. В основу такой связи могут быть положены индуктивные и дедуктивные рассуждения.
III. Этапы проведения исследовательской работы
1. Подготовительный: Выбор темы
Научное исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический.
Любая исследовательская работа начинается с выбора темы собственного исследования. Это очень серьёзный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу. Психологи отмечают, что исследование тогда принесет плоды, когда будет основываться исследовательская деятельность на внутренних собственно познавательных мотивах, а не на внешних стимулах. Поэтому прежде чем выбрать тему своей работы, подумайте: о чём бы вы хотели узнать подробнее? Что вас больше всего интересует при знакомстве с разделами языка? Чем вы больше всего любите заниматься в свободное время.
1. Только принципы личной заинтересованности и добровольности помогут определиться с темой. Так, например, девятиклассника Сашу Шрайнера заинтересовало происхождение названия улицы, на которой он жил, что дало толчок к созданию работы .
2. Выбранная вами тема должна быть посильна. Если тема сформулирована общо, ученику нечего исследовать, а можно выполнить обзор существующих работ (чаще всего даже неполный), что провоцирует на написание работы реферативного характера. Опыт показывает, что выбирать тему необходимо узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать
3. Тема должна быть актуальна.
4. По теме должны быть доступны литература, периодическая печать или архивы, т. е. должна быть так называемая базовая информация.
5 . При решении задачи по выбранной теме вы должны пройти по всем основным этапам исследования, а именно:
а/ изучение и осмысление теорий, законов, принципов, правил, а также обобщение своих знаний по той науки, по которой должны вести исследование;
б/ анализ известных вам фактов, идей и других сведений по конкретной теме исследования и выбор направления действий по поиску недостающих знаний;
в/ поиск недостающих знаний – чтение книг, газет, архивных документов, проведение интервью, проведение работ по эксперименту и т.д.;
г/ построение мысленной модели объекта исследования;
д/ разработка рабочей гипотезы или ведущего замысла;
е/ проведение рассуждений методом индукции и дедукции, рефлексии;
ж/ выдвижение тезисов и обоснование их;
з/ обобщение и выводы.
Выбрать тему исследования могут помочь следующие приёмы:
1. просмотр тем, уже выполненных в выбранной области, в том числе тех, которые велись как в нашей гимназии:
- Ономастикон фамилий;
- Топонимическая карта Томска;
- Структурные, функциональные, языковые особенности примет томских татар;
- Этимологические особенности народных календарей коренных жителей Сибири;
- Азбука флоры и фауны
- Судьбы декабристов
- Судьбы в эпоху репрессий
- Прозвища
- Индивидуальный дискурс в молодёжном общении
- Стилевые особенности языка томского чата и другие
И, конечно же, нельзя забывать о том, что объектом исследования может являться текст. Это может быть как текст художественный («Особенности языка повести В.П.Астафьева «Звездопад»), так и текст бытового характера («Типология ошибок в речи моих одноклассников»).
2.Тема должна быть значимой для класса, школы, населенного пункта. То есть тема НИР должна прояснять какой-то вопрос учебной программы, или играть определенную роль в общественной жизни коллектива школы или населенного пункта.
Советы эксперта: Какие темы сейчас наиболее актуальны?
По мнению Л.П.Крысина[7], с середины 90-х 20 века появилось множество работ по социолингвистике, что связано с запретом на существование лексических носителей (наркоманов, нищих, хиппи и др.), гендерных различий. Старшеклассники ставят в центр проблемы себя или же свой класс, свою группировку, с которой они общаются: скейтеры, рокеры, готы и т.д. или свой пол. Необходимо также обратить внимание на возможность применения «чужих» методов, используемых в науке применительно к изучению «своей» области знаний.
2. Определение объекта, предмета исследования.
Если вы уже выбрали тему, чтобы она уложилась в вашем сознании, желательно проговорить ее. После этого необходимо разобраться с "объектом исследования" и "предметом исследования". Такое разбирательство позволит вам более ясно понимать, над чем работаете. Напоминаем, что под объектом исследования принято понимать процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования - это аспект, направление, сторона объекта исследования, связанная с данной темой. Рассмотрим эти понятия на примере темы «Этимологические особенности народных календарей коренных жителей Томской области».
Объектом исследования в поставленной проблеме является "образование, функционирование народного календаря".
Предметом исследования будет - "этимология названий месяцев народностей Сибири» По смыслу "предмет исследования" совпадает с "темой исследования".
3. Обоснование значимости, актуальности темы.
Обоснование значимости /актуальность/ темы для современности - это уже важный творческий акт. Надо суметь показать, что выбранная тема имеет какое-то значение для класса или для отдельного ученика и в наши дни. Освещение должно быть кратким. Начинать описание проблемы издалека нет никакой необходимости. Достаточно в пределах 0,5-1 (максимально) печатного листа показать суть проблемной ситуации.
4. Формулировка цели предпринимаемого исследования.
Составление индивидуального маршрута исследования.
Одновременно с выбором темы формируется цель исследования
Цель – это то, чего вы хотите достичь в результате исследовательских действий. Цель обязательно надо сформулировать письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы. После формулировки темы подумайте, что для этого вам предстоит делать? Это и будут ваши задачи. Приведем пример формулировки цели и вытекающих из нее задач исследования.
Тема «Структурные, функциональные, языковые особенности примет томских татар»
Цель: исследовать приметы томских татар
Задачи:
1) определить собственную точку зрения на примету как микрожанр;
2) проанализировать модели татарских примет, раскрывая структуру, функции, адресатов и адресантов примет с целью выявления роли примет в жизни томских татар;
3) опираясь на опыт исследования языка русских примет, провести собственное исследование языка примет татар Томской области.
Из задач уже становится ясно, что уже известно, а что нет. Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?». Это и будет ваш план действий.
Что известно? Что предстоит сделать?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не забудьте, что на этапе планирования вы четко должны представлять весь фронт ваших работ:
а) определить источники информации[8];
Знакомство с опубликованной по теме исследования литературой начинается с разработки идеи: это позволяет искать конкретные литературные источники по теме и глубже осмысливать уже имеющийся материал. Итак, следующим этапом после выбора темы следует изучение литературы. Самый привычный путь поиска – библиотечный каталог[9].
Напоминаем, что существуют следующие виды каталогов:
Алфавитный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен лиц, наименований организаций и/или заглавий документов.
Алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу - вспомогательный аппарат к систематическому каталогу; алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в систематическом каталоге документов с указанием соответствующих классификационных индексов.
Каталог местных изданий - библиотечный каталог, отражающий выпущенные на данной территории издания.
Краеведческий каталог - региональный библиотечный каталог, отражающий документы краеведческого содержания
Систематический каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания в соответствии с определенной системой классификации документов.
Ещё один способ подобрать литературу по теме – обратиться к справочному аппарату линвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы, в котором можно выбрать для своей работы основополагающие и при этом доступно написанные и небольшие оп объему работы. Дополнить список современными исследованиями помогут библиографии тематических научных сборников и обзорных статей по проблеме.
Разумно также посмотреть последние периодические издания в этой научной области. Удобно просматривать последние номера журналов по годам, в которых дается весь перечень статей, вышедших за год. При нахождении статей, соотносящихся по проблематике с выбранной темой исследования, важно просмотреть их, обращая внимание на ссылки уже в них. По данным ссылкам всегда можно найти первоисточники.
Хорошим подспорьем выступает Интернет[10]. Однако важно учитывать, что в нем размещены материала совершенно разного уровня.
Полезные сайты:
http://www.gramota.ru «ГРАМОТА.РУ». На сайте представлены следующие материалы: события в мире русского языка; научно-популярные статьи; библиотека художественных произведений и критической литературы.
http://www.rubricon.ru «РУБРИКОН». На сайте можно получить доступ к электронным версиям российских энциклопедий, словарей.
http://www.gramma.ru «Культура письменной речи». Сайт посвящен правилам русского языка. Здесь излагаются нормы грамматики, орфографии, стилистики и лексики русского языка; разбираются типичные ошибки; приводятся советы по оформлению научных текстов и деловых бумаг.
http://www.philology.ru Русский филологический портал. Сайт представляет собой библиотеку филологических текстов. Здесь имеются монографии, статьи, методические пособия.
http://www.slova.ru Толковый словарь В.И. Даля. На сайте представлена электронная версия толкового словаря русского языка В.И. Даля. Реализована функция поиска слова по словарю. Также имеются материалы: биография Даля; тексты книг.
http://rifma.com.ru «Русские рифмы». Информационно-поэтический портал содержит огромное количество материалов, связанных с поэзией: словари и справочники; тесты конкурсы по стихосложению; афоризмы великих людей. Представлены образцы классической и современной поэзии.
http://www.slovari.ru «Русские словари». На сайте представлены интерактивные версии русских словарей. Также имеется раздел Служба русского языка, в котором можно задать интересующий вопрос специалистам Института русского языка им. В.В. Виноградова.
http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ «Знаете слово?». На сайте более 300 интересных слов русского языка с толкованием, этимологией, иллюстрациями и энциклопедическими сведениями.
http://citihall.novosibirsk.ru/~vlad/names/ «Ономастикон». На сайте сведения о личных именах, их происхождении, значении и этимологии. Дни имен. Библиография.
http://starling.rinet.ru/morphoru.htm «Русские словари и морфология». На сайте компьютерные базы данных по словарям Ожегова, Зализняка и Мюллера, возможность проанализировать любое русское слово.
http://www.cbook.ru/peoples/terms/ «Словарь этнографических терминов». На сайте толкование этнографических терминов.
http://slovar.boom.ru/ «Толковый словарь современной компьютерной лексики». На сайте представлен собой очень подробный словарь-справочник лингвистических терминов и понятий.
http://www.slovari.ru/lang/ru/rls/ «Служба русского языка». На сайте возможность задавать любые вопросы, касающиеся русского языка. Подборка наиболее интересных, а также часто встречающихся вопросов. Полный архив вопросов и ответов.
б) определить способы сбора и анализа информации;
Большинство специальных научных проблем и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Они никогда не бывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта.
Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.
Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы: 1 — методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2 — методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3 — методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Начнем с методов эмпирического исследования.
Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.
В процесс подготовки входят следующие элементы:
-предварительное ознакомление с объектом наблюдения;
-определение цели наблюдения;
-описание условий наблюдения;
-разработка плана наблюдения.
При наблюдении реализуются следующие черты научной деятельности:
1.Накопление фактов и сведений о наблюдаемом предмете, процессе или явлении.
2.Систематизация информации и выявление закономерностей (т.е. построение гипотезы на основе полученной путём наблюдения информации).
3.Установление причин существования закономерностей.
4.Оформление отчёта об исследовании.
Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) активность; 4) систематичность.
Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Первое: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.
С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.
Частным случаем наблюдения является эксперимент. Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»; 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.
Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.
Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.
Абстрагирование имеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования и абстракцию. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению результата, т. е. к абстракции. Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т. п. Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего — с анализом и синтезом.
Анализ - метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части.
Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.
Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.
Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.
Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.
На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.
Необходимо также сказать несколько слов об экспериментальных методах: интервью, опросе и анкетировании.
А) Любое интервью, опрос можно рассматривать также как возможность задать интересующие вас вопросы. Ваши вопросы покажут вашу заинтересованность, увлеченность и осведомленность.
К интервью, опросу необходимо также подготовиться. Если вы направляетесь в какую-нибудь организацию, то о вашем приходе необходимо предварительно договориться руководителю школы или выполняемого проекта (учитель, завуч, директор)
Заранее продумайте вопросы, которые вы зададите. Вопросы формулируйте четко и ясно, чтобы на них можно было получить предельно ясный ответ. Запомните, обрабатывать результаты лучше на конкретных фактах, а не эмоциях. Немалую помощь в исследовательской работе могут оказать консультации специалистов. При использовании их во введении необходимо сделать ссылку на консультантов.
Б) Ведение анкетирования
1. В начале исследования необходимо четко поставить цель, например, выяснить знание учащимися этимологии топонимов Томской области
2.В соответствии с поставленной целью сделать перечень вопросов.
3.Вопросы подразделяются на два вида: открытые и закрытые.
4. Открытые вопросы подразумевают свободный ответ. Например: «как вы получаете информации о происхождении топонимов, гидронимов?» На этот вопрос можно ответить по-разному.
5. Закрытые вопросы предполагают выбор из нескольких вариантов, предлагаемых в анкете. Например: “Знаете ли вы происхождение топонима Томск?”
В анкете даётся два ответа “да” и “нет” и предлагается подчеркнуть один из них.
6.Вопросы делятся также на объективные и субъективные.
Объективные вопросы – это вопросы о возрасте респондента, образовании и т.п.
Субъективные вопросы – это вопросы, выявляющие отношение опрашиваемого к чему-то. Например: “Хотели бы вы участвовать в исследовательской работе?”
Анкеты бывают анонимные и подписанные (с указанием фамилии отвечающего).
8.Основные правила построения анкеты.
8.1.Логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами.
8.2.Интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу.
8.3.Не должно быть сложных и интимных вопросов.
8.4. Вопросы должны соответствовать образовательному уровню респондентов.
8.5.В закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов.
8.6.Общее количество вопросов не должно быть слишком большим.
8.7.Вопросы не должны утомлять опрашиваемого
Анкетирование может проводиться тремя способами:
1.Анкета заполняется и подписывается в присутствии сборщика.
2.Групповое заполнение анкет в присутствии сборщика.
3.Опрашиваемые заполняют анкеты самостоятельно и сдают одновременно.
Но необходимо запомнить, что в работах по лингвистике и литературоведению экспериментальные методы не заменяют исследование, а лишь являются дополнением.
в) определить способы представления результатов;
Это этап анализа информации, формулирование выводов. Оформленный проект должен содержать:
- титульный лист (название проекта, автор, школа, класс, консультанты, дата исполнения);
- оглавление;
- вступление (актуальность темы, краткую библиографию, предмет и объект исследования, гипотезу, цель и задачи исследования, практическую значимость работы);
- основная часть, содержащая описание основных этапов создания проекта;
- заключение (содержит основные выводы);
- источники информации, в том числе библиография (в соответствии с принятыми стандартами);
- приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограмма интервью, анкеты).
2. Основной
Создание текста исследовательской работы.
В гуманитарных исследованиях конечным продуктом является текст. Очень важно хорошо и понятно описать результаты исследования. Иногда исследователь проводит приличное исследование, но отчёт по нему “хромает” по композиции, по формулировке и обоснованию мыслей. Написан тусклым, невыразительным языком (как говорил В.Г. Белинский – “шепотом.
Научный текст должен отвечать требованиям логичности (обеспечивается аргументированностью суждений, композиционной стройностью текста)
Точности (связанной с использованием в речи терминов и понятий).
Объективности (достигается системой доказательств и языковыми средствами)
Лексику научной речи составляют три основных пласта – общеупотребительные слова, общенаучные и термины.
К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например:
“Трансформатор работает как при высоких, так и при низких температурах”. В любом научном тексте общеупотребительные слова занимают его большую часть.
Общенаучная лексика - представляет второй пласт научной речи. Это уже непосредственная часть научного языка, языка описания предметов, процессов, объектов и явлений. Такие слова закреплены за определёнными понятиями, но не являются терминами.
Например: операция, вопрос, задача, процесс, объект, явление, абстрактный, идеальный и т.д.
Так, слово “вопрос” имеет значение “ то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения, задача, требующая решения, проблема”.
Третий уровень лексики научного стиля – терминология. Это ядро научного стиля его специфическая основа. Термин представляет собой основные особенности научного стиля, является воплощением научного общения.
Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно определяющее объект, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание.
В ученическом исследовании очень важно наличие собственных рассуждений автора.
Рассуждение – это выдвижение какого-то положения и доказательство его правильности или ложности.
При рассуждении автор реализует следующие операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, определение. Но главной операцией в рассуждении является рефлексия. Рассуждение отвечает на вопросы: “Почему?”, ”Зачем?”, ”Что из этого получится?” ”Какой из этого можно сделать вывод?”
Любое рассуждение должно состоять из трёх частей, а именно: тезиса, аргументов и формы доказательства.
Рассуждение обычно начинается с анализа фактов, процессов, событий, явлений и т.п., потом формулируется мысль.
Существует пять правил доказательства.
Первое правило доказательства гласит: тезис и аргумент должны быть выражены в известных понятиях, исключающих двусмысленность.
Второе правило доказательства: тезис должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства или опровержения.
Третье правило доказательства: аргументы должны быть истинными.
Четвертое правило доказательства: истинность аргументов не должна зависеть от доказуемого тезиса.
Пятое правило доказательства: аргументы должны быть достаточными для доказательства тезиса.
Говорят ещё - для доказательства используются логические доводы. Это понятие очень близко к понятию “аргументы».
Логические доводы – это применение суждений, примеров, статистических данных, компетентных мнений с целью вызвать убеждение в правдивости выдвинутого тезиса.
Все логические доводы можно классифицировать как индуктивные и дедуктивные
Индукция – это умозаключение следующее от частного к общему.
Индуктивное рассуждение идёт по следующей схеме:
- цель накопление фактов, анализ, выводы
- исследование классификация, обобщение
Ученик применяет индукцию (или обобщение), если из наблюдаемой массы частных случаев делает обобщающий вывод о всей совокупности таких случаев.
При этом частными случаями могут быть предметы, положения, факты, характеристики. Таким образом, исследование реализуется вообще по схеме индуктивного рассуждения.
Дедуктивное рассуждение идёт по следующей схеме
- тезис развитие тезиса, аргументы выводы
- гипотеза 1! 2! 3! 4!… предложения
Ученик, ведя исследование, постепенно набирает информацию по выбранной теме. Шаг за шагом у него проясняются вопросы, которые должны быть решены.
Он все глубже и глубже проникает в суть поставленной проблемы. Разрозненные выводы по частным элементам постепенно связываются в единую концепцию.
Таким образом и рождается ведущий замысел исследования. Его следует изложить понятным языком.
Общая структура текста.
В целом текст исследовательской работы должен соответствовать трем требованиям:
1.Текст должен обладать смысловой цельностью (соответствие содержания теме, иметь в наличии основную идею и её развитие).
2. Текст должен иметь структурную связанность.
Структуру текста исследовательской работы, его построение называют “композицией”, или ещё звучнее “архитектоникой”.
Композиция – это скелет исследовательской работы, на который следует “нарастить мышцы” (текст). Главное требование к композиции – соответствовать определённому плану, ведущему к цели темы исследования.
3. Текст должен делиться на микротемы.
Ошибки из-за применения двусмысленных и неопределенных терминов.
Некоторые понятия имеют различные значения в зависимости от контекста.
При поиске и подборе слов необходимо учитывать смысловой оттенок однокоренных слов (так называемых паронимов). Это относится в том числе к парам приведенным ниже глаголов:
-“упростить” - “опростить” (опростить – сделать простым до последней степени, а упростить – сделать несколько проще).
-“усложнить” - “осложнить”
-“утяжелить” - “отяжелить”
-“уплатить” - “оплатить”
-“выполнить” - “исполнить”
-“подготовить” - “приготовить”
-“помириться” - “примириться”
-“посмотреть” - “осмотреть”
-“предоставить” - “представить”
-“встать” - “стать”
-“вычесть” - “высчитать”
-“надеть” - “одеть” и т.д. [11]
Есть паронимы и у существительных:
-“Значение” – (смысл, содержание) – “значимость” (важность, весомость)
-“истина” - “истинность”
-“поверка” – “проверка”
-“поступок” – “проступок” и т.д.
Аналогичное положение и у прилагательных
-“виновен” (совершил преступление) – “виноват” (провинился)
-“духовный” - “душевный”
-“короткий” - “краткий”
-“разный” – “различный” и т.д.
При написании текста надо также следить за тем, чтобы не было тавтологии и плеоназма – повторение того же самого только другими словами. Например: в мае месяце (в слове май уже содержится понятие месяц).
Заключительный этап. Оформление работы. Тезисы. Аннотация.
Итак, написание собственно текста в целом завершено. Предстоит ещё правка и окончательное оформление для представления на конференции и конкурсы.
Советы экспертов.
Немаловажное при оценке письменной работы – это ее соответствие формальным требованиям конкурса, изложенным в Положении (это относится и к другим этапам экспертной оценки Необходимо разделять три основных типа работ, представляемых на конкурсы:
- работа (доклад, статья) в которой материал можно изложить достаточно полно;
- тезисы (обычно 1-2 страницы) в которых материал излагается кратко в первую очередь за счет удаления списка литературы и очень краткого введения и описания методики;
- аннотация (резюме), в которых не приводится собственно материалов, а приводятся основные данные о работе и краткие выводы.
Ни в коем случае нельзя пренебрегать правилами конкурса: представленная работа выполнена в очень мелком кегле и (или) без полей специально для того, чтобы она соответствовала формальным требованиям. Необходимо понимать, что все равно, независимо от псевдообъема текста, работа будет оцениваться в данном случае по количеству знаков в тексте.
Требования к подготовке и оформлению научной работы.
1. Структура работы.
1.1.работа должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист; оглавление; введение; основная часть; заключение; список использованной литературы; приложения; тезисы.
1.2.Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу
1.3.После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц:
Пример оглавления.
Введение. 2
1. Оборона полуостровов Рыбачий и Средний. 6
1.1. Задачи северного оборонительного района. 8
1.2. Общая характеристика периодов военных действий. 10
2. Действия разведгрупп. 11
3. Десантные операции. 12
Заключение. 14
Список литературы. 15
Приложения. 16
1.4.Введение играет огромную роль в тексте, потому что говорит читателям о содержании работы. Его задача - привлечь внимание к проблеме, теме работы. В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы или ее история, обосновывается актуальность выбранной темы исследования, ее научное и практическое значение, формулируются цели и задачи исследования, конкретизируются объект и предмет исследования. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, изучить с новых позиций. Тема отражает проблему в ее характерных чертах, уточняет ее, очерчивает рамки исследования. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Объект исследования -это область, в рамках которой ведется исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Как правило, предмет исследования совпадает с темой исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Также во введении приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Рекомендуемый объем «Введения» -1 страница.
1.5.В основной части работы подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Оформление рисунков, таблиц, формул.
• Рисунки должны иметь сквозную нумерацию. Под рисунком с красной строки пишется:
Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 - ...; 2 - ... и т.д.
• У рисунков, заимствованных из литературы после названия дается ссылка, а если в воспроизводимом рисунке имеются изменения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется: «с изменениями».
Примеры:
Рис.2. Суточный ход метеорологических элементов в Москве 3 июня 1984 г. (по Андрееву, 1991)
Рис.2. Суточный ход метеорологических элементов в Москве 3 июня 1984 г. (по Андрееву, 1991, с изменениями)
• В тексте должны быть ссылки на соответствующие таблицы. Например: «Результаты исследования представлены в табл.1». Могут быть расположены как горизонтально, так и вертикально. Справа вверху пишется курсивом: Таблица (номер). Ниже, посередине, название таблицы.
Если таблица занимает больше одного листа, то она переносится на следующий.
Пример:
Таблица № ___________________Расположение гнезд вьюрковых (количество гнезд)_________________
Расположение гнезд | Лапландский заповедник | О. Великий | Район Лувеньги |
1 | 2 | 3 | 4 |
На ели На сосне На березе | 16 1 2 | 17 5 2 | 7 3 0 |
(конец страницы) (Начало следующей страницы)
Табл....
_____________________________ (Продолжение)
1 | 2 | 3 | 4 |
У ствола | 9 | 7 | |
На ветвях | 7 | 1 | |
В развилке ствола | 2 | 2 |
1.6.В заключении обычно:
- подводится итог исследования: достигнуты ли цели, решены ли задачи;
- формулируются выводы, ссумируется сказанное;
- указываются практические пути реализации полученных выводов;
- намечаются новые задачи и проблемы.
1.7. В конце работы приводится список использованной литературы:
• Однотомные издания:
№. Фамилия, инициалы (курсивом). Название. - Место издания: Издательство, год.
Пример: 1. РеймерсН.Ф. Популярный биологический словарь. - М: Просвещение, 1991.
Примечание: места издания обозначаются следующим образом: Москва - М., Ленинград - Л., Санкт-Петербург - Спб., остальные города - полным названием.
• Многотомные издания.
№. Фамилия, инициалы. Название: в... т. - Место издания: Издательство,
год. Том.
Пример:
1. Брэм А.Э. Жизнь животных: в Зт. - М.: Мир, 1992. - Т.2.
Статьи из сборников.
№. Фамилия, инициалы. Название статьи / / Название сборника. - Место издания: Издательство, год. - Страницы (от... - до...)
Пример: 1. Симоерлофф Д. Биогеографические модели / / Биосфера: эволюция, пространство, время: Биографические очерки. -М.: Издательство МГУ, 1988. -С. 3-48
• Статьи из журналов и газет.
№. Фамилия, инициалы. Название статьи / / Название журнала. - Год. - Том (выпуск, номер). - Страницы (от... - до...).
Пример: 8. Семаго Л. Каменная куница / / Наука и жизнь. - 1993. - №3. - С. 130 - 132. •
1.8. В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной источник. [5, с. 34]
1.9. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д.
1.10. Для краткого представления содержания работы используются тезисы. Тезисы должны быть краткими (1-3 страницы) и в основном отражать подтвержденные результаты исследований и обобщать материал. Тезисы имеют четкую структуру: вступление, основное тезисное положение, заключительный тезис.
2. Требования к оформлению работы.
2.1. Текст работы должен быть аккуратно напечатан.
2.2. Материал готовится в редакторе WORD и представляется на бумажных и магнитных носителях. ШрифтArial, Times New Roman, (или аналогичный), обычный, размер 14 пт, междустрочный интервал - одинарный.
2.3. Поля: слева- 30мм, справа- 15мм, сверху и снизу - 20мм.
2.4. Объем работы не должен превышать 15 печатных листов. В нормируемый объем не входят приложения и список использованной литературы. Объем приложений - 3 печатных листа.
3. Для 10-минутного выступления на конференции готовится текст доклада объемом в 3-4 страницы печатного текста.
Аннотация.
Аннотация – краткая характеристика работы. Аннотация нужна организации, чтобы определить выступающих по секциям.
Тезисы.
В тезисах - более полном представлении работы, чем аннотация, однако «свернутом» по сравнению с оригиналом тексте - указываются, как правило, цели работы, ее актуальность, методы исследования, основные результаты.
Формы представления исследовательских работ: компьютерная презентация.
В последнее время наиболее актуальной стала компьютерная презентация. Презентации делаются по определенным правилам. Обычно для 10-минутной презентации достаточно 8-12 слайдов, которые располагаются следующим образом:
Титульный лист, на котором указываются название работы, авторы, руководители, название учебного заведения;
Цель и задачи исследования
Основные методы и их объяснение
Выводы
Перспективы дальнейшей работы по теме;
Список источников
Можно также указать актуальность работы, исходную гипотезу, возможное практическое применение результатов, добавить благодарности
Заключение.
Настоящее пособие не является законченным собранием мыслей об исследовательской деятельности учащихся. Надеемся, что в какой-то мере в пособии отражены основные положения по организации научно-исследовательской работы и оно будет действительным помощником в исследованиях юных ученых.
.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
«Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. – М.: Первое сентября, русский язык № 17-24.
Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137.
Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.— М.: Народное образование, 2001.— 272с.
Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
www.1553.ru — сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки.
www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника». www.konkurs.dnttm.ru— обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.
www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской»,
www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся
www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им.В.И.Вернадского.
[1] Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С. 29-42.
[2] Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.
[3] Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
[4] Данильцев Глеб Леонардович – эксперт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
[5] Термин – слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. /Ожегов С.И.Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990. с.793./
[6] Понятие – логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений. П. времени./ Там же, с.559./
[7] Крысин леонид Петрович (р. 6.06.1935) – российский языковед, доктор филологических наук, профессор.
[8] ИНФОРМАЦИЯ - общенаучное понятие, включающее совокупность знаний о природе, обществе, человеке и мышлении.
[9] Библиотечный каталог - совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный каталог может функционировать в карточной или машиночитаемой форме, на микроносителях, а также в форме книжного издания.
[10] ИНТЕРНЕТ ( Internet ) – Всемирная компьютерная информационная сеть. Охватывает более 70 стран в различных частях света. Информация в Интернете представлена в двух основных видах: на WWW и FTR серверах. На WWW серверах, как правило, представлена регулярно обновляющаяся, открытая для свободного поиска информация, здесь также можно работать с графическими изображениями. Данные на FTR серверах в основном представляют собой огромные архивы полезной информации, работа с которыми требует предварительной перекачки информации с сервера на свой компьютер. Во многих случаях эта информация поддерживается коммерческими организациями, и в этом случае за информацию надо платить.
[11] см. Д.Э. Розенталь. Пишите, пожалуйста, грамотно – М. Аврора, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.
Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...
От исследовательской деятельности на уроке к индивидуальной исследовательской деятельности ученика
Из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя
Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности ученика
В работе представлены требования к организации исследовательской работы школьников, её содержанию, правила оформления работы. Разводятся понятия и подходы к исследовательской работе и прое...
Исследовательская деятельность ученика
Исследовательская деятельность ученика....
ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭВРИКА»- организация исследовательской деятельности учеников.
Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательского общества. Именно школа и мы учителя призваны найти талантливого учени...
Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...