Использование игр и игровых упражнений Монтессори-педагогики на занятиях c дефектологом
статья на тему

Алпатова Виктория Викторовна

История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что она нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике. В педагогику итальянский врач Мария Монтессори пришла, познакомившись с трудами французского врача и педагога Эдуарда Сегена. Он предположил, что дети с особенностями в развитии отличаются от "нормальных" только тем, что лишены естественной инициативности, которая может быть им возвращена с помощью специального стимульного материала. Эту идею, да и сами стимульные материалы, Мария Монтессори и положила в основу работы с детьми, которых в ее время, не дифференцируя диагноз, называли идиотами. Результаты превзошли все ожидания: через два года считающиеся безнадежными дети не только научились читать и писать, но и выиграли школьную олимпиаду в Риме, где участвовали и так называемые "нормальные" дети.

Ее система строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. В течение 50 лет она накапливала и обобщала огромный опыт работы с маленькими детьми, создав свою педагогическую систему, которой успешно пользуются уже около ста лет.

Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. То есть основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому".

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Главная задача взрослого - помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе.

         Согласно Монтессори-педагогике для детей должна быть создана специальная развивающая среда. В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Группа разбита на зоны, в каждой из которых находится материал определенного типа. Основных зон пять:

  • Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других.
  •  Зона сенсорного развития, где ребенок может получить все ощущения связанные с чувствами, а главное научится различать предметы по определенным признакам.
  • Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и получения конкретных знаний о связи количества и символа и об операциях с ними.
  • Языковая зона. В ней происходит обучение письму и чтению.
  • Зона, которую чаще всего называют космической. Здесь ребенок может получить первые естественно-научные познания и представление о культуре других народов, о взаимосвязях и взаимодействии всего в мире. Все ощущения, которые ребенку так не достает в жизни, он может безопасно получить здесь.

Для сенсорного развития используются следующие классические материалы:

  • Красные штанги – работа в одном измерении (длина); ребенок учится различать разные длины (короткий – длинный).
  • Коричневая лестница. Вводит понятие толщины (тонкий – толстый); работа в двух измерениях.
  • Розовая башня. Этот материал знакомит детей с тремя измерениями, помогает понять разницу между ними, и вводит понятие размера (большой – маленький).
  • Блоки цилиндров – 4 набора по 9 штук. Цилиндры различаются по высоте и/или диаметру; задача ребенка подобрать цилиндр к отверстию аналогичного размера. Существуют также разновидности – цветные цилиндры (работа с цветом) и шумовые цилиндры (работа со звуком). Есть упрощенные варианты для группы 0-3 – 3 набора по 5 цилиндров.
  • шумовые цилиндры
  • цветные таблички
  • шероховатые таблички

Для развития речи используются такие материалы, как

  • Буквы из шершавой бумаги, – для изучения формы букв на ощупь.
  • Металлические вкладки, – 10 штук разной формы с небольшой ручкой, за которую их можно двигать. Помогают выработать навыки, необходимые для письма.
  • фигурки различных животных, насекомых и т.д.
  • муляжи овощей и фруктов

Для математического развития были разработаны

  • Красно-синие штанги – разного размера, аналогичные красным, но двухцветные. Используются для простейшего счета.
  • Коробка с веретенами – 2 штуки с секциями от 0 до 9. Используются для обучения счету и освоению количества.
  • Золотые бусины – простой материал для начальной работы со счетом, количеством и основными действиями арифметики.
  • Геометрические тела – для знакомства с геометрическими формами. В набор входят девять разных фигур, которые ребенок учится различать на вид и на ощупь.
  • шершавые цифры

Для зоны практической жизни предлагается использовать окружающие предметы: чашки, подносы, воды, губки, тряпки, веники, совки, банки, коробки, а также рамки с застежками (кнопки, липучки, молнии), с помощью которых дети осваивают разные навыки, необходимые при одевании.

 

Как известно, дети с интеллектуальными нарушениями не могут самостоятельно выбрать для себя интересующий дидактический материал, самостоятельно провести наблюдение и сделать правильные выводы об устройстве мира. То есть метод свободной работы детей нам не подходит. Но сам дидактический материал, игры и игровые упражнения использовать можно как на уроках и занятиях со специалистами, так и предлагать родителям в качестве домашнего задания

На занятиях с дефектологом используются следующие игры и игровые упражнения, взятые из Монтессори-педагогики:

  • Игры с крупой: сортировка круп, пересыпание из одной ёмкости в другую, дифференциация фасоли по цвету, поиск игрушек в миске с крупой (горох, фасоль, гречка)
  • Игры с прищепками (игры «Покорми рыбку, «Сажаем цветы», изготовления солнышка, цветочка, ёжика и др.)
  • Цветные стаканчики-вкладки: сложить 1 а 1 или построение башни
  • Разноцветные деревянные бусины: шнуровка по заданию (нанизать бусы одного цвета, одного вида (геометрические формы), нанизывание с чередованием.
  • «Рыбалка» (ловля заданных предметов на удочку с магнитом на конце)
  • Игры с образцами ткани (поиск пары)
  • Цветные цилиндры (цилиндры можно вталкивать в углубления, тренируя моторику, выстраивать из них башенки или заборчики, соблюдая при этом какую-либо, заранее оговоренную закономерность, выстраивать по росту и цвету).

Использование данных игр и игровых упражнений позволяет восполнить существенный пробел в сфере практической деятельности. Поскольку пока не удовлетворена эта потребность в накоплении чувственного опыта в процессе манипуляций, бесполезно требовать от детей высокой результативности в сенсорной работе. Также данные игры способствуют развитию цветовосприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр и игровых упражнений Монтессори-педагогики на занятиях c дефектологом

История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что она нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике. В педагогику итальянский врач Мария Монтессори пришла, познакомившись с трудами французского врача и педагога Эдуарда Сегена. Он предположил, что дети с особенностями в развитии отличаются от "нормальных" только тем, что лишены естественной инициативности, которая может быть им возвращена с помощью специального стимульного материала. Эту идею, да и сами стимульные материалы, Мария Монтессори и положила в основу работы с детьми, которых в ее время, не дифференцируя диагноз, называли идиотами. Результаты превзошли все ожидания: через два года считающиеся безнадежными дети не только научились читать и писать, но и выиграли школьную олимпиаду в Риме, где участвовали и так называемые "нормальные" дети.

Ее система строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. В течение 50 лет она накапливала и обобщала огромный опыт работы с маленькими детьми, создав свою педагогическую систему, которой успешно пользуются уже около ста лет.

Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. То есть основной принцип монтессори-педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: "Помоги мне сделать это самому".

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Главная задача взрослого - помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе.

        Согласно Монтессори-педагогике для детей должна быть создана специальная развивающая среда. В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Группа разбита на зоны, в каждой из которых находится материал определенного типа. Основных зон пять:

  1. Зона практической жизни, где ребенок учится обслуживать себя и других.
  2.  Зона сенсорного развития, где ребенок может получить все ощущения связанные с чувствами, а главное научится различать предметы по определенным признакам.
  3. Математическая зона, где сосредоточен материал для развития математических представлений и получения конкретных знаний о связи количества и символа и об операциях с ними.
  4. Языковая зона. В ней происходит обучение письму и чтению.
  5. Зона, которую чаще всего называют космической. Здесь ребенок может получить первые естественно-научные познания и представление о культуре других народов, о взаимосвязях и взаимодействии всего в мире. Все ощущения, которые ребенку так не достает в жизни, он может безопасно получить здесь.

Для сенсорного развития используются следующие классические материалы:

  • Красные штанги – работа в одном измерении (длина); ребенок учится различать разные длины (короткий – длинный).
  • Коричневая лестница. Вводит понятие толщины (тонкий – толстый); работа в двух измерениях.
  • Розовая башня. Этот материал знакомит детей с тремя измерениями, помогает понять разницу между ними, и вводит понятие размера (большой – маленький).
  • Блоки цилиндров – 4 набора по 9 штук. Цилиндры различаются по высоте и/или диаметру; задача ребенка подобрать цилиндр к отверстию аналогичного размера. Существуют также разновидности – цветные цилиндры (работа с цветом) и шумовые цилиндры (работа со звуком). Есть упрощенные варианты для группы 0-3 – 3 набора по 5 цилиндров.
  • шумовые цилиндры
  • цветные таблички
  • шероховатые таблички

Для развития речи используются такие материалы, как

  • Буквы из шершавой бумаги, – для изучения формы букв на ощупь.
  • Металлические вкладки, – 10 штук разной формы с небольшой ручкой, за которую их можно двигать. Помогают выработать навыки, необходимые для письма.
  • фигурки различных животных, насекомых и т.д.
  • муляжи овощей и фруктов

Для математического развития были разработаны

  • Красно-синие штанги – разного размера, аналогичные красным, но двухцветные. Используются для простейшего счета.
  • Коробка с веретенами – 2 штуки с секциями от 0 до 9. Используются для обучения счету и освоению количества.
  • Золотые бусины – простой материал для начальной работы со счетом, количеством и основными действиями арифметики.
  • Геометрические тела – для знакомства с геометрическими формами. В набор входят девять разных фигур, которые ребенок учится различать на вид и на ощупь.
  • шершавые цифры

Для зоны практической жизни предлагается использовать окружающие предметы: чашки, подносы, воды, губки, тряпки, веники, совки, банки, коробки, а также рамки с застежками (кнопки, липучки, молнии), с помощью которых дети осваивают разные навыки, необходимые при одевании.

Как известно, дети с интеллектуальными нарушениями не могут самостоятельно выбрать для себя интересующий дидактический материал, самостоятельно провести наблюдение и сделать правильные выводы об устройстве мира. То есть метод свободной работы детей нам не подходит. Но сам дидактический материал, игры и игровые упражнения использовать можно как на уроках и занятиях со специалистами, так и предлагать родителям в качестве домашнего задания

На занятиях с дефектологом используются следующие игры и игровые упражнения, взятые из Монтессори-педагогики:

  1. Игры с крупой: сортировка круп, пересыпание из одной ёмкости в другую, дифференциация фасоли по цвету, поиск игрушек в миске с крупой (горох, фасоль, гречка)
  2. Игры с прищепками (игры «Покорми рыбку, «Сажаем цветы», изготовления солнышка, цветочка, ёжика и др.)
  3. Цветные стаканчики-вкладки: сложить 1 а 1 или построение башни
  4. Разноцветные деревянные бусины: шнуровка по заданию (нанизать бусы одного цвета, одного вида (геометрические формы), нанизывание с чередованием.
  5. «Рыбалка» (ловля заданных предметов на удочку с магнитом на конце)
  6. Игры с образцами ткани (поиск пары)
  7. Цветные цилиндры (цилиндры можно вталкивать в углубления, тренируя моторику, выстраивать из них башенки или заборчики, соблюдая при этом какую-либо, заранее оговоренную закономерность, выстраивать по росту и цвету).

Использование данных игр и игровых упражнений позволяет восполнить существенный пробел в сфере практической деятельности. Поскольку пока не удовлетворена эта потребность в накоплении чувственного опыта в процессе манипуляций, бесполезно требовать от детей высокой результативности в сенсорной работе. Также данные игры способствуют развитию цветовосприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления и речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игр и игровых упражнений Монтессори-педагогики на занятиях дефектолога. Алпатова В.В.

Слайд 2

100 лет назад…

Слайд 3

Основная идея: Саморазвитие ребёнка в дидактически подготовленной среде.

Слайд 4

Развивающие зоны: 1. Зона практической жизни 2. Зона сенсорного развития 3.Математическая зона 4.Языковая зона 5. Космическая зона

Слайд 5

Игры и упражнения Монтессори-педагогики: Игры с крупой Игры с прищепками Цветные стаканчики-вкладки Деревянные бусины Игры с «удочкой» Игры с тканями Игры с цветными цилинрами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия «Использование игр и игровых упражнений с водой в индивидуальной логопедической работе»

Идея использования воды на своих занятиях у меня возникла не случайно. В кабинете нет условий для проведения занятий с песком. Аналогично песочной игротерапии, вода так же способствует расслаблению мы...

Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях для детей с ОВЗ.

laquo;Игра имеет преимущество перед всеми другими формами, так как дает возможность организовать, прежде всего, жизнь самих детей, их собственную активность, их самостоятельность».А.П...

Методические разработки по теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекции девиантного поведения у детей»

В данной работе рассматривается проблема девиантного поведения у подростков; определяются причины его возникновения и основные принципы работы  педагога с детьми, поведение которых отклоняет...

Статья:"Использование игр и игровых упражнений для развития познавательных процессов в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #00000a; line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Calibri", serif...

Методические рекомендации "Использование игр и игровых упражнений для развития моторики рук детей с ТМНР с применение методов альтернативной дополнительной коммуникации"

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...