Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога
методическая разработка на тему

Дранишникова Любовь Ивановна

Выступление на областном семинаре директоров общеобразовательных учреждений Нижегородской области, в котором автор делиться результатами экспериментальной работы школы по теме "Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_15.05.2013_goda.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на областном семинаре директоров по теме

 «Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога»  15.05.2013 года

        Перемены последних лет привели к тому, что школа перестала рассматриваться как статичная, застывшая система. Стало очевидным, что она должна жить и развиваться в соответствии с требованиями времени.

        В начале 2010 года был принят главный концептуальный документ развития школьного образования на ближайшую перспективу – национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА». В нём определены пять основных направлений, определяющих инновационное развитие образовательных учреждений (постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, организация всесторонней поддержки и сопровождения талантливых школьников, развитие учительского потенциала, обеспечение здоровья учащихся), очерчены ориентиры новой системы непрерывного образования. Так в концепции  находим «…Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению».

        Решение поставленных перед школой государственных задач невозможно без учителей готовых к инновационным преобразованиям. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Эти слова великого педагога К.Д.Ушинского как нельзя справедливы и сегодня. А какой он учитель новой школы? Какими педагогическими компетентностями он должен обладать? На эти и многие другие вопросы мы и попытались найти ответы, включившись в деятельность муниципальной опытно-экспериментальной площадки по теме «Создание методической системы работы по формированию  инновационно активной личности педагога и условий ее функционирования».

        Проводимое нами исследование было рассчитано на 3 года (2010-2013гг.) и осуществлялось в 4 этапа. 1 этап – организационный, 2 этап – теоретический, 3 этап – внедренческий, 4 этап – аналитический. Итогом деятельности за три года стали разработанные:

  • концепция развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога;
  • теоретическая модель методической системы работы, позволяющая организовать внутришкольное управление процессом формирования инновационно активной личности педагога, обеспечивающая комфортные условия для профессиональной самореализации учителя;
  • необходимые условия функционирования предлагаемой методической системы работы;
  • мониторинг результативности внедрения теоретической модели в практику общеобразовательного учреждения.

Теоретическая модель методической системы работы создавалась на основе разработанной концепции, в которой в виде 7 базовых положений изложены авторские взгляды на идею формирования компетенций учителя «новой» школы.

  1. Инновационно активная личность педагога может быть охарактеризована через совокупность тесно взаимосвязанных друг с другом компетенций. К которым относим предметно-методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, акмеологическую компетентности, а также компетентности в сфере трансляции собственного опыта, здоровьесберегающих технологий, медиа-технологий, в области управления системой «учитель-ученик».
  2. Учитель в «новой» школе – творческая личность, яркая индивидуальность со своим стилем обучения, личностными предпочтениями и интересами.
  3. Наш подход к формированию инновационно активной личности педагога основан на разработке и последующем внедрении в учебно-воспитательный процесс школы личностных траекторий инновационного развития учителя, которые проектируются в соответствии с индивидуальными предпочтениями педагогов к выполнению определенного вида деятельности.
  4. Научно-методическое, информационно-аналитическое сопровождение педагога на пути его профессионального роста – необходимое условие формирования инновационно активно личности учителя.
  5. Деятельность по повышению своей профессиональной компетентности у педагога будет более осмысленной, если она осуществляется в контексте реально существующей, личностно значимой проблемы.
  6. Деятельность по формированию инновационно активной личности педагога должна предусматривать реабилитационное направление для педагогов с низкой готовностью к инновационно активной деятельности.
  7. Процессы диагностики, инновационного развития и сопровождения педагогов на пути их личностного роста должны рассматриваться как органически взаимосвязанные части одного процесса – формирование инновационно активной личности педагога.

Эффективное функционирование предлагаемой методической системы обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

  • управление процессом формирования инновационно активной личности педагогов осуществляется за счёт внутренних инноваций системного характера в организации методической работы с учителями-предметниками (разработана структура личностной траектории инновационного развития педагога, продумано ее наполнение; структура управленческих папок педагогов участников-эксперимента, продумано их содержание; план работы по научно-методическому, информационно-аналитическому сопровождению учителей в ходе их экспериментальной деятельности, включающий в себя организацию: диагностического исследования педагогов, обучающих семинаров, тренингов, консультационную деятельность, а также аналитическую деятельность по результатам эксперимента; методолого-теоретические основы формирования инновационно активной личности педагога);
  • деятельность по формированию инновационно активной личности педагогов носит непрерывный, динамический, развивающийся, системный характер, охватывая учителей с различным опытом инновационной деятельности, характером мотиваций, возрастом, квалификацией и т.д.;
  • рост инновационной активности педагогов является осознанным и способствует профессиональной самореализации учителя;
  • выстраиванию оптимальной личностной траектории развития  инновационно активной личности педагога способствует системная, комплексная, многоаспектная диагностика;
  • положительная динамика уровня мотивации педагогов к осуществлению инновационно преобразующей деятельности обеспечивается через выявление интересов и предпочтений, характеризующих своеобразие каждой отдельно взятой личности учителя, привлечение педагогов к участию в психолого-педагогических тренингах, обучающих семинарах.

Эффективность, а также результативность внедрения теоретической модели по формированию инновационно активной личности педагога определяется через организацию специально разработанного мониторинга экспериментальной деятельности, включающего:

  1. Графическую зависимость, отражающую динамику изменения профессиональной квалификации педагогов-участников эксперимента (на начало, середину и конец эксперимента).
  2. Сравнительные таблицы, графики, диаграммы, демонстрирующие динамику изменений активности и результативности участия школьников в интеллектуальных, творческих конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня (на начало, середину и конец эксперимента).
  3. Сравнительные таблицы, графики, диаграммы, показывающие динамику изменения методологической активности педагогов участников эксперимента (участие в профессиональных конкурсах, написание авторских программ, печатных работ, участие в работе проблемных групп, ГМО, школьных предметных кафедр и т.д.) на начало, середину и конец эксперимента.
  4. Сравнительные таблицы, диаграммы, графики, отражающие динамику расширения партнёрских связей школы; реализацию социально значимых проектов; использование школы, как базовой для организации городских семинаров (на начало, середину и конец эксперимента).

Развитие основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога в рамках сконструированной системы строится на методолого-теоретических основах, включающих ведущую идею перехода образовательного учреждения в режим инновационного обучения, комплексный (личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный) подход и важнейший принцип самостоятельности, сознательности и творческой активности педагогов- участников эксперимента.

Процесс формирования компетенций, присущих учителю «новой» школы рассматривается нами как целостность составляющих его структурно-функциональных компонентов: целевого, содержательного, организационно-управленческого, процессуально-деятельностного и результативно-оценочного.

Таким образом, под системой работы по формированию инновационно активной личности педагога (Схема 1) понимаем, такую форму организации методической работы с учителем, в которой целевые (цели), содержательные (содержание тестов, анкет, опросников, материала отраженного в личностных траекториях развития педагогов, их отчетах о проделанной работе, а также лекториев, семинаров, тренингов и т.д.), инструментальные (методы, средства, технологии) и методологические (формы обучающих, консультационных занятий и их оптимальное сочетание, сроки и формы проведения диагностических процедур и поддерживающих мероприятий, прогноз планов на будущее, соединение результатов с целями, анализ собственной деятельности и т.д.) характеристики трех образующих ее блоков «Дитагностика», «Развитие», и «Поддержка», находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности друг с другом.

Аналитический этап эксперимента прошел в следующие сроки: январь 2013 года – апрель 2013 года. На данном этапе осуществлен сбор, обработка, анализ, интерпретация и обобщение результатов педагогического эксперимента, выявлены соответствие результатов целям исследования, сформулированы выводы и заключения.

Так, положительная динамика изменения профессиональной квалификации педагогов-участников эксперимента (на 33,3%, ожидаемый результат 30%) показана в таблице №1 и диаграмме №1.

Таблица 1

Квалификация педагогов (чел)

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

Начало эксперимента

2

4

2

Середина эксперимента

3

4

1

Конец эксперимента

3

3

0

Диаграмма 1

Динамика изменения профессиональной квалификации педагогов-участников эксперимента (количество человек)

Однако, этот показатель мог быть и лучше в связи с тем, что 2 педагога по объективным причинам уволились из школы, один из них уже во время работы в рамках экспериментальной площадки повысил свою квалификационную категорию. Также мы считаем, что в ближайшие годы этот показатель будет улучшен, что связано с тем, что у педагогов имеющих 1 категорию за время эксперимента срок прохождения аттестационных процедур еще не подошел. И в тоже время у учителей собраны полные папки личностного роста педагога, что несомненно, облегчит им прохождение аттестационных процедур.  

Эффективность внедрения методической системы также может быть показана через определение активности и результативности участия обучающихся в интеллектуальных, творческих конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня (таблица 2, диаграмма 2).

Таблица 2

Количество человек на начало эксперимента

Количество человек на середину эксперимента

Количество человек на конец эксперимента

участники

призеры

победители

участники

призеры

победители

участники

призеры

победители

Школьный уровень

0

0

0

3

0

9

4

2

15

Городской уровень

2

0

3

3

0

7

2

1

6

Всероссийский уровень

0

1

0

10

0

5

16

4

9

Всего

2

1

3

16

0

21

22

7

30

Итого

6

37

59

Диаграмма 2

Количественный состав участников интеллектуальных и творческих конкурсов, подготовленных педагогами-участниками эксперимента

Очевидно, что резкое увеличение количества участников, призеров и победителей интеллектуальных и творческих конкурсов разного уровня, подготовленных учителями-экспериментаторами происходит уже в середине эксперимента. Активность участия обучающихся в конкурсах разной направленности по сравнению с началом эксперимента возросла в 10 раз, а результативность в 9,5 раз соответственно.  Видимо, это связано с тем, что педагоги планируют свою деятельность по участию школьников в конкурсах разной направленности.

        Еще один показатель эффективности внедрения методической системы работы по формированию инновационно активной личности педагога в учебно-воспитательный процесс ОУ - изменение методологической активности педагогов-участников эксперимента (таблица 3).

Таблица 3

№ п/п

Параметр

Начало эксперимента

Середина эксперимента

Конец эксперимента

1

Количество педагогов, участвующих в конкурсах проф. мастерства

1

1

3

2

Количество печатных работ

2

0

7

3

Количество авторских работ

1

1

2

4

Работа в проблемных группах

8 (2 руков. шк.ПГ)

6 (1 руков. шк.ПГ, 1 рук. гор.ПГ)

6 (2 рук. шк.ПГ, 1 рук. гор.ПГ)

5

Работа в метод. совете ГМО

1

1

1

6

Количество открытых уроков

1

2

3

7

Количество выступлений на семинарах

1

3

3

8

Количество посещенных семинаров / краткосрочных дистанционных курсов

0

4

4

Из данных таблицы 3 видно, что положительная динамика в данной области наблюдается уже на середину эксперимента. Нестабильную ситуацию по количеству печатных работ можно объяснить тем, что каждый из участников эксперимента работал по индивидуальной траектории развития инновационно активной личности педагога, поэтому у каждого был свой план по срокам публикации.

Педагоги-участники эксперимента были инициаторами проведения школьного конкурса профессионального мастерства «Защита инноваций». Они разработали положение о конкурсе и провели его среди желающих педагогов школы весной 2013 года. 3 участников эксперимента приняли участие в нем и заняли следующие места: Захарычева Н.В., учитель начальных классов – 2 место, Ганеева Д.В., учитель немецкого языка – 3 место и  Панфилова Н.С., учитель начальных классов – 4 место. Ганеева Д.В., также приняла участие в неделе открытых учебных мероприятий по теме «Инновации в работе учителя-предметника», прошедшего в феврале 2013 года.

В процессе работы в рамках муниципальной экспериментальной площадки сформировалась сплочённая, работоспособная, творческая команда педагогов готовых к эффективному обучению в условиях перехода на инновационное образование о чем свидетельствуют результаты эксперимента.

Повышение инвестиционной привлекательности школы может быть показано через расширение партнерских связей, использование школы, как базовой для организации и проведения семинаров разного уровня, реализацию социально значимых проектов.

Так 50% учителей-экспериментаторов (3 человека) активно сотрудничают с НЦНО, посещая их мастерские; 33,3% (2 человека) являются членами проектной команды, действующей в рамках экспериментальной площадки на базе ГОУ ДПО НИРО по теме «Проектирование основной образовательной программы ОУ для ступени основного общего образования и полного (среднего) общего образования», 16,7% (1человек)  является членом проектной команды РИП.

Инвестиционная привлекательность школы может быть показана также через организацию и проведение семинаров разного уровня (таблица 4), участие педагогов-экспериментаторов в деятельности такого рода.

Таблица 4

Участие педагогов в семинарах и конференциях разного уровня

ФИО педагога

Уровень семинара

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

Шк.ур.

Гор.ур.

Обл.ур. и выше

Шк.ур.

Гор.ур.

Обл.ур. и выше

Шк.ур.

Гор.ур.

Обл.ур. и выше

Ганеева Д.В.

У

О

УУ

УУ

УУ

УУУ

Прохорова Е.Н.

У

О

УУ

УУ

Сергеева С.А.

У

У

ОУ

УУ

У

Раевская Н.В.

У

У

У

У

УУ

УУУ

Захарычева Н.В.

У

У

О

ОУ

У

Панфилова Н.С.

У

У

О

ОУ

О

У

Итого:

7 участников

10 участников, 5 организаторов

21 участник, 3 организатора

О – организатор семинара,

У- участник семинара

        Таблица 4 показывает, что количество участников семинаров разного уровня ежегодно увеличивается, растет активность педагогов-экспериментаторов в деятельности такого рода. За последние три года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27» было проведено 4 семинара школьного уровня, 5 семинаров городского уровня, 2 семинара областного уровня.

        Уже стало традицией осуществление ежегодных русско-немецких проектов между школой и городом побратимом Беттерфельд-Вольфен, в которых принимают участие педагоги и обучающиеся нашей школы и немецких школ города побратима. Подобного рода проекты проходят при активном участии учителей иностранного языка, входящих в состав проектной группы Ганеевой Д.В. и Прохоровой Е.Н.

        Обобщив вышеизложенное можно сделать следующие выводы:        

  1. Педагог, работающий в направлении инновационного саморазвития в рамках предлагаемой методической системы повышает свой профессионализм, растет его методологическая активность.
  2. Деятельность педагогов по составлению и реализации личностной траектории развития оказывает  положительное влияние на формирование компетенций учителя новой школы и напрямую связана с качеством обучения, развитием индивидуальности школьников.
  3. Полученные результаты свидетельствуют о достижении поставленных в рамках эксперимента целей.

В современной российской реальности оформляется новая концепция отношения к человеку – концепция «управления человеческим ресурсом». В отличие от прежней концепции «учета человеческого фактора», она предполагает раскрытие возможностей и закономерностей развития человека как целостной личности. «Плыву не так, как ветер дует, а как парус поставлю», эта мудрость древних мореплавателей, на наш взгляд является залогом успеха управления внутришкольной методической работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.

Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...

Статья "Формирование социально активной личности посредством развития её индивидуальности"

Результаты и эффективность воспитания в у словиях социального обновления общества определются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социально...

Коммуникативная компетентность - одно из условий формирования социально-активной личности.

Актуальность темы в том, что перед педагогами стоит задача формировать социально-активную, свободную, творческую личность, способную быть конкурентноспособной в современном мире. Коммуникативная компе...

Школа формирования социально-активной личности

Школа формирования социально-активной личности...

Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон».

Аннотация к статье «Система работы по формированию социально-правовой компетентности через активные формы проведения занятий на элективном курсе «Подросток и закон». В  статье  представ...