Учитель и проблемы дисциплины
презентация к уроку на тему

Лавриненкова Янина Александровна

Презентация к РМО председателей МО классных руководителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_i_problemy_distsipliny.pptx488.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель и проблемы дисциплины Семинар

Слайд 2

Дисциплина (лат. disciplina - выдержанность, строгость) - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т.п. Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение. Существует также такое понятие как самодисциплина - контроль собственного поведения, воспитание в себе силы воли.

Слайд 3

Проблемы дисциплины в моей школе 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках. 2 местo – хождение по классу во время урока. 3 место - прогулы уроков. Содержались также указания на такие традиционные формы нарушений, как: - драки; - порча школьного имущества и оборудования; - уничтожение школьной документации; - опоздания на уроки. Вместе с тем были указаны такие формы нарушений, которые являются характерным явлением нашей эпохи. Среди них: прослушивание музыкальных записей с помощью плейера, обмен SMS - ками с подругой по классу во время уроков.

Слайд 4

Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя ; игнорирование его вопросов ; «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц) в педагога, наклеивание ему на спину оскорбительных записок, появление на уроке в пьяном виде, игра в карты на последних партах. Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах коррекции и классах, где учатся дети подросткового возраста(«у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).

Слайд 5

Анализ работ показал, что очень тяжело работается в школе женщинам пожилого возраста (60 – 70 лет), тем, которые, скорее всего, пришли в школу пытаясь хоть чуть – чуть увеличить свои доходы, тем, кто не может прожить на маленькую пенсию. Широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. Не каждый педагог справлялся с данной проблемой, выдерживал такое давление, продолжая работать. Указывались случаи, при которых учителя покидали кабинеты во время занятий, отказывались от наиболее «отличившихся» классов, увольнялись в течение года.

Слайд 6

Причины нарушений школьной дисциплины На первом месте - непрофессионализм («проблема дисциплины – следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами»). «Нельзя ожидать от учеников средней школы развитого уровня самодисциплины, осознанной заинтересованности в качестве получаемых знаний». Указывалось, что нарушения дисциплины на уроках молодых педагогов часто связаны с небольшой разницей в возрасте между учителем и учениками, которым подчас психологически трудно воспринять своего учителя как «полностью взрослого человека». Отмечалось также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Слайд 7

Приемы и методы решения проблем школьной дисциплины 1. Повышение голоса, крики. («ступор школьников», «страх» и противоположная реакция). 2. Помимо крика, педагоги любят бить указкой (линейкой) по парте . Встречаются и случаи рукоприкладства («толкнул в спину опоздавших», взял за горловину свитера и отшвырнул назад», «ударил учебником по голове» и т.п.). 3. Помощь директора, вызов родителей в школу. 4. Ситуации словесного оскорбления со стороны педагогов, унижений, высмеиваний. Авторитарный стиль общения также указывался студентами, однако они глубоко уверены, что установленная таким образом дисциплина поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. 5. Отмечались случаи выставления двоек за поведение («только в силу слабости свого характера может использоваться», «безобразий будет еще больше»), записи в дневниках, удаление из класса.

Слайд 8

Приемы и методы решения проблем школьной дисциплины Большинство респондентов убеждено, что решение проблемы дисциплины напрямую связано с ростом профессионального мастерства педагогов. Высоко оценивалось знание своего предмета, методики его преподавания (увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности на уроке, разноуровневые задания, которые позволяли занять каждого ребенка, энергичный темп ведения урока и т.п.) Отмечали позитивное влияние на дисциплину выдержки педагога, дружелюбного отношения к ученикам. Указывалось также разнообразие форм внеурочной деятельности, которые способствовали созданию благоприятного психологического климата в школе, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение. Как показывает исследование, в школах не уделяется должного внимания предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Слайд 9

Дисциплина на уроке Умение предотвратить негативное поведение – один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что ученики не знают правил и не следуют им. Почтительные отношения между учениками и учителем создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и установлением доверия в классе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между учителем и учениками. Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение учителя управлять классом. Хорошим учителям удается обратить должное внимание на потребности всех учеников во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство учителей чаще всего уделяют внимание одним и тем же ученикам, игнорируя других. Естественно, такое поведение учителя увеличивает вероятность плохого поведения учеников. Чуткий учитель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации школы. Он понимает, что, снизив количество дисциплинарных проблем в классе, сможет значительно повысить успеваемость учащихся. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают ученики.

Слайд 10

Дисциплина на уроке Хороший учитель умеет анализировать поведение учеников и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому учителя, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению учеников, более успешны в управлении классом и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, учитель дает ученику возможность осознать проблему и приводит примеры, как ученик мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких детей никогда не отразятся на поведении всего класса.

Слайд 11

Дисциплина на уроке Исследования способности учителей справляться с дисциплиной на уроках постоянно выявляют следующее : • Хороший учитель тратит минимальное время на дисциплину и максимальное на обучение. • Время, затраченное на дисциплину, обратно пропорционально успеваемости учеников. • Успешный учитель замечает и реагирует на неуместное поведение незамедлительно. • Эффективный педагог всегда утверждает ясные правила поведения и устанавливает доверительные отношения с учениками с помощью добросовестного и непрерывного соблюдения дисциплинарных норм.

Слайд 12

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо: Распознать истинный мотив проступка. В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

Слайд 13

Три основных закона поведения 1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни, которое воплощается в три частные цели: ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность), вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности) 3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания власть месть избегание неудачи.

Слайд 14

Привлечение внимания Привлечение внимания — некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам — понимать учителя.

Слайд 15

Власть Власть — некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Слайд 16

Месть Месть — для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру.

Слайд 17

Избегание неудачи Избегание неудачи — некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Слайд 18

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания Активная форма Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. Пассивная форма Ученики демонстрируют поведение «в час по чайной ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. Реакция учителя Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. Ответы ученика на реакцию учителя Прекращают выходку, но только на короткое время. Природа поведения, направленного на привлечение внимания Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Сильные стороны подобного поведения Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Принципы профилактики демонстративного поведения 1. Больше внимания уделять хорошему поведению. 2. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Слайд 19

Техники экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание Стратегии Техники Минимизация внимания Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». Разрешающее поведение Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота». Неожиданное поведение Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. Отвлечение внимания ученика Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. Поощрение хорошего поведения Благодарите учеников. Пересаживание учеников Просите ученика сесть на другое место. «Стул размышлений».

Слайд 20

Характеристики властолюбивого поведения Активная форма Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. Пассивная форма Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. Разные формы оправданий. Реакция учителя Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). Ответы ученика на реакцию учителя Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Природа властолюбивого поведения 1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. Сильные стороны властолюбивого поведения Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. Принципы профилактики властолюбивого поведения 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2. Передача ученику части своей организаторской власти.

Слайд 21

Характеристики мстительного поведения Активная форма Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим. Пассивная форма Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта. Реакция учителя Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса). Ответы ученика на реакцию учителя Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Природа мстительного поведения 1. Отражение роста насилия в обществе. 2. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов. Сильные стороны мстительного поведения Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли. Принципы профилактики мстительного поведения 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

Слайд 22

Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого — власть или месть Стратегии Техники Ищите изящный уход Признайте силу ученика Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса Назначьте специальное время для обсуждения вопроса Озадачивайте ученика Используйте удаление Удаление в пределах классной комнаты Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной администрации Удаление с применением силы Устанавливайте санкции Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем Лишение права пользования предметами Лишение права доступа в различные помещения школы Встреча с администрацией школы Информирование родителей Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков

Слайд 23

Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи Активная форма Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. Пассивная форма Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы. Реакция учителя Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). Ответная реакция ученика Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать. Природа поведения 1. Отношение по типу «красного карандаша». 2. Необоснованные ожидания родителей и учителей. 3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. 4. Упор на соревнование в классе. Сильные стороны поведения Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет. Принципы профилактики 1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Слайд 24

Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи Стратегии Техники Изменение методов объяснения Использование осязаемого материала. Введение дополнительных методов обучения Коррекция требований Обучение в один момент времени чему-то одному. Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности Плакаты с «заклинаниями-девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу». Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок. Формирование веры в успех Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий. Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах Воспоминания о прошлых успехах. Помощь в «материализации» своего развития Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Вручение наград и медалей. Выставки достижений. Самоодобрение.

Слайд 25

Ситуация: «Ученица сидит и рыдает на уроке» Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям: Если вы подошли к ней и плач затих — это … Если вы подошли к ней, и плач стал громче — это… Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это… Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может — это …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Учитель и проблемы дисциплины"

В буклете описаны причины нарушения дисциплины на уроке, даны рекомендации для педагогов....

Программа "Учитель и проблемы дисциплины"

Программа "Учитель и проблемы дисциплины" – не панацея, которая сама собой решит все проблемы. Это скорее шанс что-то улучшить. Главным компонентом технологии здесь является сам учитель как активно де...

Презентация "Учитель и проблемы дисциплины"

Презентация к семинару "Учитель и проблемы дисциплины". Раскрыты причины поведения ребенка, ответная реакция учителя на вызов ребенка....

Семинар для педагогов школы «Учитель и проблемы дисциплины»

Ученики, наши дети, выбирают разное поведение, чтобы чувствовать свою значимость и важность как членов разных групп: в семье и в классе, в спортивной секции… Когда нам, педагогам, воспитателям и родит...

Семинар-практикум для педагогов "Учитель и проблемы дисциплины"

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых...

Школа молодого педагога. Интерактивное занятие с элементами тренинга "Учитель и проблемы дисциплины"

У детей столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно удерживать внимание на теме урока, особенно, если он преподает сложный предмет - алгебру, физику, геометрию или химию. Ин...

Учитель и проблемы дисциплины

Учитель и проблемы дисциплины...