Семинар-практикум для педагогов "Учитель и проблемы дисциплины"
методическая разработка по психологии по теме

Закатеева Марина Анатольевна

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение учебного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_i_problemy_distsipliny.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

"Учитель и проблемы дисциплины"

                                

Цель: научить педагогов методам воздействия на поведение учащихся, нарушающих дисциплину на уроках.

Задачи:

- охарактеризовать основные законы поведения учащихся;

- выявить основные мотивы «плохого» поведения учащихся;

- ознакомить с методами педагогического воздействия;

- закрепить полученные знания с помощью практических упражнений;

- научить молодых педагогов использовать в своей практике метод «Я-высказывания» как один из способов установления нормальных отношений между учителем и учеником;

- настроить педагогов на «позитив».

Оборудование: просторное помещение, стулья по количеству участников, муляж вишни, свеча, клубок, плакат формата А4 «Три закона поведения», бланк для групповой работы «Мотивы плохого поведения» (4 шт), памятки о мерах педагогического воздействия при плохом поведении (3 вида) (на каждую школу по 1 экземпляру), программа проведения семинара (по 1 экземпляру на каждую школу).

Продолжительность: 2-2,5 часа.

План проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово
  2. Упражнение «Вишневая косточка»
  3. Три закона поведения
  4. Работа в группах «Определение мотива плохого поведения»
  5. Работа по теме «Привлечение внимания»

А) Выступление группы по данной теме

Б) О мерах экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – привлечение внимания

В) Упражнение «Моргалики»

Г) Упражнение «Как выразить признательность»

Д) Упражнение «Признательность»

6. Работа по темам «Власть» и «Месть»

        А) Выступление группы, которая работала над темой «Власть»

        Б) Выступление группы, которая работала над темой «Месть»

В) О мерах экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – власть или месть

Г) Принципы профилактики мстительного поведения

Д) Принципы профилактики властолюбивого поведения

Е) Упражнение «Звуковая гимнастика»

7. Работа по теме «Избегание неудачи»

        А) Выступление группы, которая работала по данной теме

Б) О мерах экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – избегание неудачи

8. Упражнение на овладение навыком «Распознай мотив поведения»

9. Притча «Ветер и Солнце»

10. Рефлексия «Мне сегодня…»

11. Подведение итогов 

  1. Вступительное слово

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение учебного материала.

2. Упражнение «Вишневая косточка»

Кто-то когда-то сказал, что «на жизнь нужно смотреть как на вазу с вишнями. Выплевывай косточки, наслаждайся мякотью».

Давайте и мы попробуем научиться этому. Скажите, пожалуйста, что для вас является «косточкой» в работе с учащимися (участники высказываются, ведущий записывает проблемы на доске. Перечисляет их. Среди них наверняка есть проблема, касающаяся поведения учащихся на уроках).

Итак, мы выяснили, что проблема дисциплины и «плохого» поведения учащихся в школе на уроках является немаловажной для вас. Цель нашей встречи сегодня – научиться тому, как сделать ваши уроки удобным и приятным способом учиться и учить, а также позволить своим ученикам хорошо вести себя и хорошо учиться.

3. Три закона поведения

Как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее вашим занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с основными мотивами «плохого поведения» ваших учеников:

1 закон.  Ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах.

2 закон.  Любое поведение учеников подчинено определённой цели - чувствовать себя  принадлежащим к школьной жизни.

3 закон.  Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя   неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

- привлечение внимания

- власть

- месть

- избегание неудачи

4. Работа в группах «Определение мотивов плохого поведения»

Участники делятся на 4 группы по принципу «Я родился летом, осенью, зимой или весной». Каждой группе дается задание – заполнить таблицу с описанием мотивов поведения (отрицательные стороны и положительные стороны того или иного поведения). Время на выполнение задания – 10 минут.

Мотив поведения (привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи)

Отрицательные стороны поведения

(косточка вишни)

Положительные стороны поведения

(сочная и вкусная мякоть)

Реакция учителя

на такое поведение

5. Работа по теме «Привлечение внимания»

А) Выступление группы, которая работала над данной темой. 

Вывод: итак, некоторые ученики выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам – понимать учителя. В основе такого поведения лежит демонстративность. Различают активную и пассивную формы поведения направленные на привлечение внимания.

Активная форма. Пример: Второклассник Сеня имеет тысячу и один способ привлечения внимания: стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножки ребятам у туалета, на уроках корчит рожицы и закатывает глаза за спиной учителя, часто использует слова, которые его учитель узнала только в старших классах, постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание. Его сестра Даша учится в старшем классе и  тоже имеет много таких способов. Она часто входит в класс, когда урок продолжается уже 10 минут, вдруг начинает причёсываться во время объяснения нового материала, передаёт записочки через весь класс и задаёт учителю вопросы, не относящиеся к теме урока.  Активные формы привлечения внимания действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, так что учиться уже невозможно.

Пассивная форма. В отличие от "активных", ученики с пассивным поведением редко "заводят" класс. Они не отказываются выполнять ваши требования, но… делают всё в темпе, который можно назвать "в-час-по-чайной-ложке". Всё, что они должны делать, исполняется очень медленно. Они только успевают открыть тетрадь к тому времени, когда все уже решили три задачи.  

Исправить "пассивных" труднее, чем "активных". Они часто говорят: "За что вы меня ругаете? Я не делаю ничего плохого!" "Активные" уже не могут позволить себе так оправдаться - их выходки слишком вызывающие и заметные.

Б) О мерах экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – привлечение внимания.

Стратегии

Техники

Минимизация внимания

Разрешающее поведение

Делайте неожиданности!

Отвлеките ученика

Обращайте внимание класса

на примеры хорошего поведения

Пересаживайте учеников

Игнорируйте демонстративное поведение.

Контакт глазами.

Становитесь рядом.

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.

Посылайте секретный знак.

Доведите до предела демонстративную выходку.

Весь класс присоединяется к выходке.

"Разрешённая квота"

Выключайте свет.

Издавайте музыкальный звук.

Говорите тихим голосом.

Измените голос.

Говорите со стеной (или с портретом).

Временно прекратите вести урок.

Задавайте прямые вопросы.

Попросите об одолжении.

Измените деятельность.

Благодарите учеников.

Пишите имена примерных учеников на доске.

Меняйте учеников местами.

"Стул размышлений".

В) Упражнение «Моргалики»

Участники разбиваются на пары, один сидит на стуле, другой встает за его спиной. Стоящие игроки кладут руки на спинку стула. У одного стоящего игрока стул остается пустым, он – водящий. Задача водящего – посадить на свой стул любого сидящего игрока, подмигнув ему. Сидящие игроки должны внимательно следить за тем, кому моргает водящий, и пересесть к нему на стул. Задача стоящих игроков – не дать сидящим убежать (положить руки на плечи сидящим).

Г) Упражнение «Как выразить признательность»

Найдите среди приведённых примеров ПРАВИЛЬНО сформулированную благодарность за убранный учеником класс и обоснуйте свой ответ:

  1. "Саша, спасибо за то, что ты сегодня сделал"
  2. "Саша, спасибо, я надеюсь, ты теперь всегда так же хорошо будешь дежурить по классу"
  3. "Саша, неужели это ты все так вымыл? Что же ты раньше так не делал"
  4. "Саша, когда я увидела, что класс моешь ты, я очень обрадовалась. Мне стало приятно, что ты решил мне помочь. Спасибо!"
  5. "Когда я увидела, как ты моешь класс, Саша, я подумала: он умеет работать не только головой, но и руками!"
  6. "Как я рада, Саша, что ты все убрал без напоминания, ты так помог мне".

(Три последние - правильные)

Ответы:

  1. Неправильная формулировка (Мальчик много сделал сегодня как хорошего, так и не очень. Не достает конкретности).
  2. Неправильная формулировка (Не соблюдается принцип  "настоящего момента").
  3. Неправильная формулировка (Не соблюдается принцип  "настоящего момента").

4,5,6. Правильная формулировка.

Д) Упражнение «Признательность»

По кругу передается зажженная свеча. Участник, держащий ее в руке продолжает фразу, в которой заключается признательность человеку, сидящему справа от него, начинающуюся со слов: «Благодарю тебя за то, что …».

Обсуждение: что вы сейчас чувствуете?

Вывод по теме: согласитесь, что учащиеся будут чувствовать тоже самое, что и  вы сейчас.

6. Работа по темам «Власть» и «Месть»

А) Выступление группы, которая работала над темой «Власть».

Вывод: итак, некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» и нарушают тем самым установленный порядок в классе. 

Поведение учеников, ищущих власть, может иметь активную и пассивную формы.

Активная форма. Пример: Малышу не купили жвачку или шоколадку, и он "закатил истерику" прямо посреди торгового зала универмага. Он орет, валяется по полу, ничего не видит и не слышит. Но подойдите ближе. Вы увидите, что сквозь прикрытые веки он внимательно наблюдает за мамой, вернее за тем, каков эффект его действий. И если эффекта нет - крик возобновляется с удвоенной силой, ребенок подкатывается маме под ноги и заставляет-таки ее возмутиться.

Пассивная форма. Ученики, выбирающие пассивное непослушание избегают "сцен". Они не демонстрируют  открыто непослушание и не говорят много, как это делают активные властолюбцы. Вместо этого они улыбаются нам и говорят то, что мы хотим услышать. Затем они делают то, что они хотят.

Б) Выступление группы, которая работала над данной темой «Месть».

Вывод: итак, для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему миру.

Активная форма. Примерами такой формы мести являются:

  • Прямые физические акты насилия (настоящие физические раны);
  • Непрямые физические акты насилия (ученики ломают, портят, крушат что-то, что принадлежит школе или лично учителю);
  • Психологические акты насилия. Оскорбления и хамство.
  • Оскорбления действиями. (Ученики обычно хорошо знают, что для учителя важно, ценно и дорого. Поэтому любимый способ отомстить - подвергнуть атаке эти ценности. Пример: учитель любит чистоплотность, а ученик, зная это, нарочито пришел в грязной одежде, или изрисовал ручкой всю парту или весь учебник.

Пассивная форма. Единственная форма такого поведения - отчужденное избегание. Такие дети замкнуты, угрюмы и некоммуникабельны.

В) О мерах экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – власть или месть.

 Стратегии

Техники

Ищите "изящный уход"

Используйте удаление

Устанавливайте санкции

Признайте власть ученика.

Уберите зрителей.

Переносите обсуждение вопроса.

Делайте записи.

Удаление не выходя из класса.

Удаление в другой класс.

Изоляция в кабинете школьной администрации.

Удаление с применением силы.

Лишение или отлагательство права заниматься чем-то.

Лишение или отлагательство права пользования предметами.

Лишение доступа в различные помещения школы.

Прекращение взаимодействия с другими учениками.

Требование встречи с администрацией школы.

Требование встречи с родителями.

Требование встречи с милицией.

Возмещение учеником убытков:

-починка, ремонт предметов, вещей

-возвращение вещей на место

-замена на равноценные

Г) О принципах профилактики мстительного поведения:

1 принцип:         показывайте, что Вы заботитесь об учениках (забота – это действие, а не чувство);

2 принцип:         учите учеников пользоваться и управлять эмоциями;

3 принцип:         говорите вслух или спрашивайте о чувствах учеников («На мой взгляд, ты чувствуешь сегодня раздражение и злость. Не так ли?»); о том, что порождает эти чувства.

Д) О принципах профилактики властолюбивого поведения:

1 принцип:         демонстрируйте модель неагрессивного поведения;

2 принцип:         научить акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика;

3 принцип:         обсудите проступок позже;

4 принцип:         не усиливайте напряжение ситуации;

5 принцип:         воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны.

Е) Упражнение «Звуковая гимнастика»

Чтобы привести свои эмоции и чувства в спокойное состояние существует множество различных способов эмоциональной саморегуляции, один из них – звуковая гимнастика.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, необходимо знать о следующих о правилах: гимнастику следует выполнять стоя, с выпрямленной спиной и в расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

7. Работа по теме «Избегание неудачи»

А) Выступление группы, которая работала над данной темой.

Вывод: итак, некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Б) О мерах экстренного педагогического воздействия, когда цель поведения – избегание неудачи

Стратегии

Техники

Изменить методы объяснения

Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков

Учить за раз чему-то одному

Ввести дополнительные методы обучения

Дополнительная помощь от учителя

Помощь компетентных взрослых

Ученики-репетиторы

Классы коррекции

Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, о себе

Ищите два «плюса» на каждый «минус»

Декларация «Я смогу» перед выполнением задания

Делать ошибки – нормальное и нужное явление

Рассказывайте о возможных ошибках

Показывайте ценность ошибки как попытки

Минимизируйте последствия от сделанных ошибок

Формировать веру в успех

Подчеркивайте любые улучшения

Объявляйте о любых вкладах

Раскрывайте сильные стороны своих учеников

Демонстрируйте веру в своих учеников

Признавайте трудность ваших заданий

Ограничивайте время ваших заданий

Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах

Анализируйте прошлый успех

Повторяйте и закрепляйте успехи

Отмечать достижения

Аплодисменты

Награды и медали

Выставки

Самопризнание

8. Упражнение на овладение навыком «Распознай мотив поведения»

Сейчас мы вам предлагаем определить мотив поведения в ситуации, когда ученица сидит и рыдает на уроке. Мотив поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:

  • Если вы подошли к ней, и плач затих – это (привлечение внимания).
  • Если вы подошли к ней, и плач стал громче – это (власть).
  • Если все это происходит на открытом уроке и в присутствии комиссии – это (месть).
  • Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может – это (избегание неудачи).

9. Притча «Ветер и Солнце».

В заключение нашей встречи, хотелось бы вам рассказать одну притчу.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

  • Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше.  Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло  из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, завернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли,  - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

10. Рефлексия «Мне сегодня…»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...».

11. Подведение итогов

Мотив поведения (привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи)

Отрицательные стороны поведения

(косточка вишни)

Положительные стороны поведения

(сочная и вкусная мякоть)

Реакция учителя

на такое поведение

Три закона поведения

1 закон.  Ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах.

2 закон.  Любое поведение учеников подчинено определённой цели - чувствовать себя  принадлежащим к школьной жизни.

3 закон.  Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя   неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

- привлечение внимания

- власть

- месть

- избегание неудачи

Меры экстренного педагогического воздействия

 Когда цель поведения – привлечение внимания.

Стратегии

Техники

Минимизация внимания

Разрешающее поведение

Делайте неожиданности!

Отвлеките ученика

Обращайте внимание класса

на примеры хорошего поведения

Пересаживайте учеников

Игнорируйте демонстративное поведение.

Контакт глазами.

Становитесь рядом.

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.

Посылайте секретный знак.

Доведите до предела демонстративную выходку.

Весь класс присоединяется к выходке.

"Разрешённая квота"

Выключайте свет.

Издавайте музыкальный звук.

Говорите тихим голосом.

Измените голос.

Говорите со стеной (или с портретом).

Временно прекратите вести урок.

Задавайте прямые вопросы.

Попросите об одолжении.

Измените деятельность.

Благодарите учеников.

Пишите имена примерных учеников на доске.

Меняйте учеников местами.

"Стул размышлений".

Упражнение «Как выразить признательность»

Найдите среди приведённых примеров ПРАВИЛЬНО сформулированную благодарность за убранный учеником класс и обоснуйте свой ответ:

  • "Саша, спасибо за то, что ты сегодня сделал"
  • "Саша, спасибо, я надеюсь, ты теперь всегда так же хорошо будешь дежурить по классу"
  • "Саша, неужели это ты все так вымыл? Что же ты раньше так не делал"
  • "Саша, когда я увидела, что класс моешь ты, я очень обрадовалась. Мне стало приятно, что ты решил мне помочь. Спасибо!"
  • "Когда я увидела, как ты моешь класс, Саша, я подумала: он умеет работать не только головой, но и руками!"
  • "Как я рада, Саша, что ты все убрал без напоминания, ты так помог мне".

Когда цель поведения – власть или месть.

 Стратегии

Техники

Ищите "изящный уход"

Используйте удаление

Устанавливайте санкции

Признайте власть ученика.

Уберите зрителей.

Переносите обсуждение вопроса.

Делайте записи.

Удаление не выходя из класса.

Удаление в другой класс.

Изоляция в кабинете школьной администрации.

Удаление с применением силы.

Лишение или отлагательство права заниматься чем-то.

Лишение или отлагательство права пользования предметами.

Лишение доступа в различные помещения школы.

Прекращение взаимодействия с другими учениками.

Требование встречи с администрацией школы.

Требование встречи с родителями.

Требование встречи с милицией.

Возмещение учеником убытков:

-починка, ремонт предметов, вещей

-возвращение вещей на место

-замена на равноценные

Принципы профилактики мстительного поведения:

1 принцип:         показывайте, что Вы заботитесь об учениках (забота – это действие, а не чувство);

2 принцип:         учите учеников пользоваться и управлять эмоциями;

3 принцип:         говорите вслух или спрашивайте о чувствах учеников («На мой взгляд, ты чувствуешь сегодня раздражение и злость. Не так ли?»); о том, что порождает эти чувства.

Принципы профилактики властолюбивого поведения:

1 принцип:         демонстрируйте модель неагрессивного поведения;

2 принцип:         научить акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика;

3 принцип:         обсудите проступок позже;

4 принцип:         не усиливайте напряжение ситуации;

5 принцип:         воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны.

Когда цель поведения – избегание неудачи

Стратегии

Техники

Изменить методы объяснения

Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков

Учить за раз чему-то одному

Ввести дополнительные методы обучения

Дополнительная помощь от учителя

Помощь компетентных взрослых

Ученики-репетиторы

Классы коррекции

Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, о себе

Ищите два «плюса» на каждый «минус»

Декларация «Я смогу» перед выполнением задания

Делать ошибки – нормальное и нужное явление

Рассказывайте о возможных ошибках

Показывайте ценность ошибки как попытки

Минимизируйте последствия от сделанных ошибок

Формировать веру в успех

Подчеркивайте любые улучшения

Объявляйте о любых вкладах

Раскрывайте сильные стороны своих учеников

Демонстрируйте веру в своих учеников

Признавайте трудность ваших заданий

Ограничивайте время ваших заданий

Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах

Анализируйте прошлый успех

Повторяйте и закрепляйте успехи

Отмечать достижения

Аплодисменты

Награды и медали

Выставки

Самопризнание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация к семинару -практикуму "Психологические проблемы непрерывного образования"

Семинар-практикум "Психологические проблемы непрерывного образования" предназначен для работы со взрослой аудиторией:педагоги, родители, выпускники школы.В кождой целевой аудитории предложенная тема б...

Семинар-практикум: конструктивное взаимодействие с учащимися, имеющими проблемы в обучении.

Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного р...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Семинар практикум " Психолого-педагогические проблемы преодоления детской агрессии"

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Не секрет , что с детской и подростковой агрессией мы сталкиваемся часто, видим это и в теленовостях, замечаем на улиц...

Областной семинар-практикум «Современные подходы в деятельности ПМПК Челябинской области проблемы и перспективы».

В ходе пленарной части семинара специалистами обсуждались актуальные и перспективные вопросы деятельности ПМПК:прием иностранных граждан на ПМПК;регламент координации приема несовершеннолетних, а такж...

Сертификат за проведение семинара – практикума по теме: «формирование профессиональной компетенции педагога в условиях введения обновленных стандартов ФГОС -2023: проблемы и решения», г.п. Пойковский, 2023 г.

Сертификат за проведение семинара – практикума по теме: «формирование профессиональной компетенции педагога в условиях введения обновленных стандартов ФГОС -2023: проблемы и решения»...