Работа над гаммами в начальный период обучения
методическая разработка на тему

Харичева Елена Ивановна

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей по классу фортепиано в детских музыкальных школах

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Методическая работа

   

                            на тему  

 «Работа над гаммами в начальный период обучения»

      преподавателя по классу фортепиано НДМШ №1

                им.С.В.Рахманинова  Харичевой Е.И.

                                             Великий Новгород  2015

 

                                                     «Лично я очень верю в  гаммы и арпеджио. В чем их

                                достоинство? Если вы умеете играть их хорошо, то можете  

                                продолжать занятия, имея подлинную техническую основу.

                                Посвящать технике два часа ежедневно до тех пор, пока ру-

                                ки и мускулы не будут достаточно натренированы для вы-

                                соких задач исполнения шедевров музыкального искусства,-

                                это не слишком много.»

                                                   С.В.Рахманинов («Литературное наследие», т.1

                                                   Воспоминания, статьи, интервью, письма.)

                                                   Опубликовано  в «Etude», Филадельфия, 1923г.)

         Задача  педагога детской музыкальной школы как можно раньше пробудить самостоятельную инициативность у учащихся в работе над техническим мастерством, развить сознательное отношение к изучению гаммового комплекса, а не механическое заучивание и «проигрывание», как это часто встречается.    Убеждение педагога в необходимости ежедневной работы следует сделать убеждением ученика. Выработать привычку, перешедшую в потребность, уделять время работе над гаммами, аккордами и арпеджио. «Тот, кто не работал над гаммами и арпеджио, наталкиваясь на различные пассажи у классиков и романтиков, вынужден учить их каждый раз как частный случай. А для тех, кто с детства овладел техникой гамм и арпеджио, такого рода пассажи являются привычными и специальной работы не требуют.» - отмечал А.Б.Гольденвейзер. Замечательный педагог и пианист К.Н.Игумнов всегда начинал домашние занятия с игры гамм и арпеджио, обращая особое внимание на legato, ровность и  певучесть звука.                                                                                                                                                               Надо добиться, чтобы ученик знал каждое упражнение или гамму, сознательно применяя ту или иную аппликатуру, интонацию, а не брал любую клавишу первым попавшимся пальцем.    «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами. Во время игры старайся как можно меньше смотреть на руки. Изучай упражнения и пассажи с закрытыми глазами, внимательно прислушиваясь…, даже в самых сухих упражнениях  неуклонно наблюдай за красотой звука» -«Мой мир» Э.Зауэр. Педагог должен поставить перед собой главную  задачу: научить ученика в работе над упражнениями и гаммами находить элементы исполнительства. Говоря проще – полюбить гаммы, аккорды, арпеджио.

 При изучении гамм ученик встречает ряд трудностей: технических, аппликатурных, текстовых, и педагог должен подумать об их устранении, сделать изучение более легким. Абсолютное владение гаммами и упражнениями к ним не только развивают пальцевую беглость, но и облегчает практическое усвоение тональностей, помогает свободно ориентироваться в них на инструменте, быстрее усваивается текст изучаемых произведений.

         Изучение гамм, аккордов, арпеджио не должно быть первым этапом в области технического мастерства. Весь  начальный период обучения маленького пианиста готовит его к этому. Первые профессиональные навыки – это умение слушать звук, спетый голосом или взятый на инструменте, различать не только высоту и длительность, но и окраску, характер звука. Обращая внимание на качество и характер звука, легче можно научить ученика контролировать технический прием при звукоизвлечении. Можно показать, что качество звука 

зависит от движения руки, пальцев, которыми он взят. «Главное не в том, чтобы правильно ставить руку, а в том, чтобы правильно двигать ею. Рука должна постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры» (там же). Поэтому очень важен начальный период обучения: правильная посадка, свобода игровых движений, умение владеть корпусом, планомерность в изучении приемов игры от non legato, staccato – k legato по 2,3,4,5 звуков. Педагог все время контролирует и увязывает эти приемы с художественно-исполнительскими задачами, создавая базу для художественного исполнительства.

           Когда ученик овладеет приемом игры legato на 5-ти звуках, можно перейти с ним к игре гамм. С более способными учениками делаем это уже во втором полугодии подготовительной группы. От педагога требуется систематическое изучение учебного материала на уроке с начинающими, а дома – контроль родителей. Это поможет выработать дисциплинированность учащихся и последовательность в их занятиях.

           Практические навыки изучения игры гамм необходимо связывать с теоретическими знаниями: знакомить с понятиями лада, тональности, системой тональностей, порядком  появления диезов и бемолей и т.д. Уже в первый год обучения дети могут выучить шутливую песенку про диезы и бемоли:

                         Фа, до, соль, ре, ля, ми, си -  кошка ехала в такси;

                          Си ,ми, ля, ре, соль, до, фа -  не хватило пятака.

            Это помогает им правильно  определить знаки и их количество в тональностях. Разумеется, прибавляются и более серьезные теоретические сведения: новый диез – на седьмой ступени (вводный звук), а бемоль – на четвертой ступени гаммы.

             Начинаем мы в классе работу над  гаммами с подбора их по слуху. Уже в первые месяцы обучения в подготовительном классе  дети играют у меня  детскую песенку:

                     Я гуляю во дворе – вижу домик на горе,

                         Я по лесенке взберусь и в окошко постучусь.

(Песенка играется 3-им пальцем по До мажорной гамме, удваивая каждую клавишу, с репризой).  Затем эту мелодию подбираем во всех тональностях от белых клавиш (в до, соль, ре, ля, ми, си, фа  мажоре), попутно запоминая «дорожки». Параллельно в этих же тональностях подбираем и другие песенки из сборников (самые первые номера из «Школ» и «Хрестоматий»). В конце полугодия ученик легко может подобрать 3-м пальцем не только любую гамму от белых клавиш , называя ее ключевые знаки, но и хорошо ориентируется в этих тональностях, без труда подбирает и транспонирует простые детские песенки. При переходе к legato происходит ознакомление с аппликатурой в гаммах. У каждого педагога, работающего с детьми, за годы практики может быть выработана своя система в изучении гамм. По моему убеждению, на начальном этапе изучения лучше это делать по аппликатурным признакам. Прохожу вначале гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор с аппликатурой в правой руке 3+4, в левой – 4(5)+3, запоминая, что 4 палец у нас всегда находится рядом с тоникой, на вводных ступенях: в правой руке на седьмой ступени, в левой – на второй. Минорные гаммы изучаем чуть позже. Применяем образную характеристику для гармонического вида: вспоминаем арабские сказки, «Волшебную лампу Алладина», Шехерезаду, а для мелодического: при движении вверх – «хотел сходить в гости к мажору», и при движении вниз (отмена знаков) – «не застал дома и грустно пошел обратно». Эти сравнения вызывают у детей положительный отклик, интерес и желание сыграть «такие миноры».

           Следующие гаммы – Фа и Си мажор. Дети сталкиваются здесь с тем, что «наши пальцы»  почему-то не подходят. Изучаем позиции и «придумываем» удобную аппликатуру. Закрепляем понятие «позиция» изучением мажорных бемольных гамм, идущих от черных клавиш. Запоминаем здесь правило 4-ого пальца: в правой руке 4 палец всегда на Си-бемоль, в левой руке – на IV ступени (на новом бемоле).

            После того, как ученик усвоит гаммы, научится систематизировать их аппликатурные признаки, мы начинаем играть мажор и параллельный минор, так как это воспитывает навыки быстрого переключения на новый тип аппликатуры, лучше усваиваются теоретические принципы построения тональностей по квинтовому кругу.

             При игре гамм большая роль отводится подвижности 1-го пальца, умению быстро и ловко его подкладывать. Начинаем готовиться на материале упражнений уже в подготовительной группе. Это и круговые движения первого пальца (как стрелки в часах); работа активного первого пальца, который достает «подушечки» всех остальных, прижимаясь к ним по очереди. Делаем упражнение «Змейка» из пособия А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой»; упражнение «Прогулка» - берем 1-5 пальцами квинту, а затем 1 палец движется по всем клавишам, подходя к 5 пальцу и уходя от него на первую ноту. Ставим руки на крышке инструмента, держа свод и играем в игру «Мышка»: роль «мышки» исполняет первый палец. «Мышка в норке» - 1 палец прячется под ладонь, «мышка из норки» - 1 палец выводим из-под ладони. Уже на этих первых упражнениях ребенок учится обращать внимание на работу активного первого пальца.

            Затем приступаем к работе над первым пальцем в упражнениях за инструментом. Лучше всего подкладывать 1 палец самостоятельным движением «целого пальца» под ладонь, не наваливаясь на него и не меняя уровня кисти. При смене позиции кисть переносится через 1 палец и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Legato ощущается как бы “внутри» ладони. Первый палец ставить в более высокое положение, не заваливая его на «косточки». Кисть ведется спокойно и плавно на одном уровне и чуть повернута в направлении движения. Можно предложить следующие упражнения на инструменте на подкладывание 1 пальца.

             Упражнение 1.

     Расходящееся движение на октаву вверх и вниз. Играть гамму  1-2;  1-3;  1-4;  1-5 пальцами.   Добиваться плавности, избегать толчков. Кисть спокойна. Играть почти   между черных.

 Упражнение 2.

Играть последовательность 2-3-4-5-х пальцев со «станком» (задержанном звуке) на 1-м пальце от «до», «ре» и т.д. Это развивает независимость, силу пальцев, укрепляя их сгибатели и  ладонные межкостные мышцы. Опираясь на задержанный звук, свободно « открывать» и «захлопывать» пальцы, берущие без «шлепающего» призвука и без нажима. Захватывающему движению помогать небольшим движением всей руки.

  Упражнение 3.

   Постепенное увеличение гаммообразной линии на один звук (до заполнения  октавы) сначала в восходящем, а потом в нисходящем движении. На последнем звуке слегка внедряться в клавиатуру, 1-ый палец подкладывать незаметно.

 Упражнение 4.

  Постепенное увеличение гаммовых отрезков -  в прямом и противоположном движении. Играть на одном непрерывном движении, плавно отводя кисть и локоть.

 Упражнение 5

Плавное подкладывание 1 пальца и переносы через него остальных на «стыках» позиций (1-3, 1-4, 1-3, 1-4). Можно предложить играть двумя руками в противоположном движении. Следить за ровностью звука.

        Кроме описанных упражнений в работе над гаммами следует уделять внимание игре с различными ритмическими и артикуляционными вариантами, а позднее – группируя по четыре звука. Не следует явно акцентировать первый звук, что мешает общему движению, лучше произносить, «фразировать» его – как мы делаем, когда произносим слова (ударение в словах есть, но мы же его не выделяем!). Игра гамм с применением ритмических и артикуляционных вариантов способствует развитию скорости пальцев, легкости, лучшей приспособляемости, силы и динамического разнообразия. Такая работа неизменно повышает у ученика интерес к работе над техникой. Дети могут заниматься гаммами целый урок и не устают.

    Никакое упражнение, каким бы сухим оно не казалось, не должно быть играно мертвым звуком, безжизненным тоном. Живость звука есть единственное условие плодотворного упражнения. Игра гамм, конечно, неизбежна для приобретения беглости. Но именно поэтому мы должны постараться уменьшить, насколько возможно, монотонность обычного способа игры. Это достигается введением живого и интересного ритмического элемента. При таком условии даже многократные повторения держат внимание играющего настороже, а разнообразные акценты, появляющиеся в различных местах звукового потока, выравнивают гамму незаметно для самого играющего.

     В классе с учащимися мы работаем над гаммами: non legato, staccato. Играем одной рукой legato , другой – non legato или staccato; одну руку F, другую Р, что хорошо подготавливает к работе с полифоническими пьесами. Играем вверх crescendo, вниз diminuendo, добиваясь ровности и подвижности в обеих руках. Придумываем «попевки» на различные ритмические варианты: « старый барабанщик», « вместе весело шагать» и др. После игры «песенных» вариантов улучшается исполнение, звуковая сторона играемой гаммы, ученики лучше приспосабливаются двигательно. Каждая гамма, играемая каким-то ритмическим рисунком, имеет моменты медленного и скорого движения. Первое требует более глубокого прикосновения и звука, а второе исполняется быстро, эластично скользя по всей серии быстрых нот. Но даже в этом движении концы пальцев должны нести на себе вес руки. И при игре  «РР»  кончики пальцев всегда должны быть очень цепкие. Слухом необходимо контролировать качество производимого звука.

         Можно продолжить варианты работы над гаммой (игра в пунктирном ритме, с акцентами по 2, 3, 4, 5, 6, 7; трелями в различных сочетаниях, смена штрихов – 2 legato, 2 staccato, одновременная игра разными ритмическими рисунками в обеих руках: пр. рука играет триоли, а лев. рука играет дуоли и наоборот или пр. рука играет ровно по восьмым, а лев.рука играет пунктир и наоборот и т. д.) Задача педагога состоит в том, чтобы выбрать нужное упражнение для определенного ученика на данный момент, а что это будет – работа ли над 1-м пальцем, работа над скоростью или над звуковой ровностью – решать ему. Фейнберг писал: « Дети по своей природе реалисты .Поэтому они не всегда прилежно выполняют свои уроки по музыке, если не видят ясно перед собой определенной достижимой цели. Серьезная задача педагога – заставить ребенка поверить, что все рекомендуемые ему приемы разучивания и тренировки действительно приведут к желаемому результату».

         Особое место в работе над техническими упражнениями занимает вопрос развития скорости движения. Здесь важно понятие технической одаренности и неодаренности ученика. Одаренные дети, приобретая в начальный период обучения правильные технические навыки, гармонично развиваются и растут без особых затруднений. Труднее с менее или неодаренными технически детьми, плюс еще неудобный аппарат, низкая работоспособность. У таких учащихся надо сначала укреплять твердое знание гамм: знаков, точной аппликатуры, правильности применения технических движений. Только после этого пробовать методы ускорения движения. Несмелых – «подталкивать», вдохновлять.

          Одним из способов работы над ускорением темпа является проигрывание с постепенным увеличением темпа от очень медленного к  предельно, для данного ученика, быстрому. Применять прием на каждом уроке, уделяя этому достаточное внимание.

           Ритмические варианты, которые мы применяем как методы ускорения темпа, вначале идут с малым количеством коротких нот, затем – до 7 и 8 нот.

           Учить арпеджио, как и гаммы, также можно разными способами: ускоряя темп, с разными динамическими оттенками, слегка прикасаясь к клавишам или крепко, плотно, энергично. Такие поиски развивают технику арпеджио, помогают одинаково свободно и легко исполнять арпеджио самого различного характера. Как и при работе над гаммами следует помнить, что при обучении слабоодаренных технически детей (к которым относятся дети с неудобной, неловкой, малорастягивающейся рукой, дети с замедленной реакцией на внешние впечатления)  надо сначала выработать у них необходимые двигательные навыки, твердое знание аппликатуры гамм, арпеджио, аккордов и только после этого пробовать методы, ускоряющие движение («броски», ритмические варианты, чередование скоростей).

Упражнения и гаммы нужны в повседневной работе как материал, позволяющий уделять значительную часть внимания игровым движениям, более того появляется пианистическая свобода, умение управлять своим аппаратом, мозг начинает работать умно и интересно, и выявляются такие качества индивидуальности, существование которых прежде трудно было даже предполагать. Однако многие педагоги-пианисты считали, что в упражнениях и гаммах вырабатывается лишь несколько «сырая» техника, которая затем подлежит отшлифовке на этюдах и пьесах. По данному вопросу Г.Г.Нейгауз говорил следующее: «Упражнения я рассматриваю как некий «полуфабрикат». К таким «полуфабрикатам» относятся, например, гаммы, арпеджио, пятиступенные  последования  и проч.  – задачи тут могут быть бесконечными в своем разнообразии… Упражнения и гаммы вообще необходимы для выработки контакта между пальцами и клавишами. Играя упражнения и гаммы, пианист как бы прибегает к некоторому разделению труда, позволяя себе на данный момент отрешиться от музыкально-художественных задач и специально поработать над  элементами, составляющими мастерство». Из числа крупнейших пианистов некоторые, как Антон Рубинштейн, - работали над упражнениями и гаммами в течение всей жизни; другие, как Рахманинов  -  преимущественно в молодые годы и лишь некоторые, как Скрябин, -  не придавали им особого значения. Однако этот последний пример никак не может служить образцом для рядового ученика музыкальной школы. Интересно здесь высказывание Гольденвейзера: «Я считаю не слишком целесообразным играть те или иные отвлеченные упражнения типа упражнений Брамса, Таузига и т.п. Из этого я, однако, исключаю гаммы и арпеджио. В старину для каждого исполнителя считалось  необходимым  хорошее владение гаммами и арпеджиями. Потом был период, когда это было совершенно заброшено. Это -  огромное заблуждение. Музыкант-педагог знает, что тот, кто не работал над гаммами, наталкиваясь на гаммообразные пассажи у классиков и романтиков, вынужден  учить эти пассажи как частные случаи. А для тех, кто с детских лет хорошо овладел техникой гамм и арпеджий, такого рода пассажи являлись привычными и специальной работы не требуют».

         

        Используемая литература:

  1. Нейгауз  Г.    Об искусстве фортепианной игры.  -  М., «Музыка» , 1988.
  2. Шмидт-Шкловская  А.     О воспитании пианистических навыков.  -  Л., «Музыка», 1985.
  3. Алексеев  А.   «Методика обучения игре на фортепьяно».  -  М., ГМИ, 1961.
  4. Тимакин  Е.   Воспитание пианиста.  -  М.,Сов. Комп.,1989.
  5. Харсеева  Л.   Ступени формирования естественной рациональной технике учащихся.  -  Ростов-на-Дону, «Феникс»,2002.
  6. Потехина  О.   Работа над гаммами в  старших классах ДМШ.  -  Ростов-на-Дону,  «Феникс», 2002.

                     

 

 

 

                                   

                                                                                                   

           

                                           

   

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по обучению гаммам в начальных классах обучения игры на фортепьяно

Работа над гаммами, их изучение и исполнение – обязательный, но не всегда увлекательный процесс. Чтобы 6-7-летним начинающим пианистам было интересно заниматься гаммами, применяем ассоциативный ...

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

Методическая разработка: Вопросы комплексного развития детей в начальный период обучения игре на домре

Данная работа объединяет личный педагогический опыт автора и опыт предыдущих поколений музыкальных педагогов. Эта методическая  разработка может быть ис...

Работа над техникой на начальном периоде обучения в классе фортепиано

Цель урока:     формировать системный подход в работе над инструктивным...

Методический доклад «Работа над звуком в начальный период обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Работа над звуком в начальный периодобучения в классе специального фортепиано»...