Методическое пособие по обучению гаммам в начальных классах обучения игры на фортепьяно
методическая разработка по музыке по теме

 

Работа над гаммами, их изучение и исполнение – обязательный, но не всегда увлекательный процесс. Чтобы 6-7-летним начинающим пианистам было интересно заниматься гаммами, применяем ассоциативный метод.
Представляем: мажорный лад – это день, минорный лад – ночь, и используем следующие попевки:

6025
p1pic1.jpg

Предлагается подобрать эти песенки для каждой белой клавиши в 1-й октаве. Попутно объясняется значение появляющихся знаков альтерации – бемолей, диезов, бекаров, – и их значение при подборе попевок.
На начальном этапе попевки играются 3-м пальцем правой руки, далее – 1, 2, 3-м пальцами правой руки, затем подключаем левую руку, основанную на первом звуке попевки, 5 – 1-м пальцами берем квинту.

Квинту можно назвать «мостиком» и, играя ее, отрабатывать «круглую» кисть и опору на 5-й и 1-й палец.
Правой же рукой, как бы пропевая песенку, отрабатываем плавным движением от 1-го к 3-му пальцу прием легато.

6026
p1pic2.jpg

Следующий этап – маленькую попевку превращаем в более длинную песенку:

6027
p2pic1.jpg

При этом «До-мажор», «ясный день», называем «белой гаммой», и предлагаем найти такую же «белую» (т.е. без черных клавиш) минорную гамму, подбирая песенку «Ой, ты, ночка, темная ночка». Находим ее от Ля:

6028
p2pic2.jpg

Итак, образовалась пара «день-ночь», До-мажор – Ля-минор. Связать эти две гаммы можно «переходом», взятым из октавного круга

6029
p2pic3.jpg

Не останавливаясь на одном виде минора – натуральном – подбираем гармонический вид. Используя повышенную 7-ю ступень как элемент восточного колорита, можно назвать гармонический минор «восточная ночь», а мелодический минор, соответственно, – «светлая ночь».

6033
p3pic1.jpg

Проигрывание и пропервание этих песенок способствует развитию музыкальных слуховых интонаций и ассоциаций.

Изучив первую пару До-мажор – Ля-минор, переходим к следующей паре Соль-мажор – Ми-минор, затем – Ре-мажор – Си-минор, и так далее.

Все гаммы связываются уже известным «переходом», в котором главное – аппликатура:

6034
p3pic2.jpg

6035
p4pic1.jpg

Там, где в гаммах есть исключения, или они начинаются с черной клавиши, применяем другую, более удобную аппликатуру:

6036
p4pic2.jpg

Далее предлагается схема переходов из гаммы в гамму.

6037
p4pic3.jpg

Бемольные тональности

6040
p5pic1.jpg

Таким образом, гаммы играются переходя одна в другую, как бы по кругу, и при этом хорошо запоминается многократно повторяющаяся аппликатура.

Аккорды и арпеджио учим также блоками:

6041
p5pic2.jpg

При многократном повторении аккордов лучше запоминаются позиции пальцев, также есть возможность отработать опору на 5-й палец. В арпеджио также благодаря многократному повторению отрабатывается движение к 5-му пальцу в правой и от 5-го к 1-му пальцу в левой руке, лучше запоминается аппликатура.
Длинное арпеджио также играется одним блоком, т.е. во всех пройденных тональностях, отрабатывая подкладывание 1-го пальца. на каждом уроке уроки обязательно проигрываются все уже изученные гаммы, начиная с До-мажор. По возможности, добавляется новая гамма, к аккордам добавляются ее аккорды, а также арпеджио.

В подготовительном классе, в первый год обучения, арпеджио проходится только исходя из индивидуальных возможностей ученика.

В начале обучения гаммы играются на одну октаву отдельно каждой рукой, затем – на две октавы двумя руками вместе, прибавляя к мажорам расходящиеся виды. Работая по этой системе, ученики со средними способностями, не имеющие никакой музыкальной подготовки, за 4 месяца освоили диезные гаммы до 3-х знаков, включая Ля-мажор, а ученики 1-го класса – все диезные гаммы до 5-ти знаков включительно.

Цель этой работы – научить ребенка свободно владеть аппликатурой, хорошо слышать гаммы, строить их на этой основе. В дальнейшем можно развивать ровность звука, движение и пальцевую беглость.

В данной работе не повторяется то, что уже наработано общепризнанными методами (например, чередование 3-2-х пальцев в аккордах и 3-4-х пальцев в арпеджио). В нее включены новые элементы обучения гаммам – слуховые ассоциации, построение гамм методом подбора, что очень важно в юном возрасте учеников, когда теоретически трудно запомнить построение гармонического и мелодического миноров. Также здесь присутствует авторская находка: соединение гамм посредством переходов из одной гаммы в другую, что позволяет благодаря беспрерывному и многократному повторению гамм, как бы по кругу, гораздо легче запомнить аппликатуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon metodicheskoe_posobie_po_obucheniyu_gammam.pdf881.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над гаммами в начальный период обучения

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей по классу фортепиано в детских музыкальных школах...

Методический доклад «Работа над звуком в начальный период обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Работа над звуком в начальный периодобучения в классе специального фортепиано»...

Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...

Учебно-методическое пособие для студентов I и 2 курса обучения по всем специальностям. Практикум по химии

В учебно-методическом пособии приведены задания и вопросы по всем разделам курса химии. Задания и вопросы сгруппированы по модулям. Пособие предназначено для студентов 1 и 2 курса и может использовать...

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов...

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов

Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов...