Методическое пособие по обучению гаммам в начальных классах обучения игры на фортепьяно
методическая разработка по музыке по теме
Работа над гаммами, их изучение и исполнение – обязательный, но не всегда увлекательный процесс. Чтобы 6-7-летним начинающим пианистам было интересно заниматься гаммами, применяем ассоциативный метод.
Представляем: мажорный лад – это день, минорный лад – ночь, и используем следующие попевки:
![p1pic1.jpg 6025](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p1pic1.jpg)
Предлагается подобрать эти песенки для каждой белой клавиши в 1-й октаве. Попутно объясняется значение появляющихся знаков альтерации – бемолей, диезов, бекаров, – и их значение при подборе попевок.
На начальном этапе попевки играются 3-м пальцем правой руки, далее – 1, 2, 3-м пальцами правой руки, затем подключаем левую руку, основанную на первом звуке попевки, 5 – 1-м пальцами берем квинту.
Квинту можно назвать «мостиком» и, играя ее, отрабатывать «круглую» кисть и опору на 5-й и 1-й палец.
Правой же рукой, как бы пропевая песенку, отрабатываем плавным движением от 1-го к 3-му пальцу прием легато.
![p1pic2.jpg 6026](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p1pic2.jpg)
Следующий этап – маленькую попевку превращаем в более длинную песенку:
![p2pic1.jpg 6027](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p2pic1.jpg)
При этом «До-мажор», «ясный день», называем «белой гаммой», и предлагаем найти такую же «белую» (т.е. без черных клавиш) минорную гамму, подбирая песенку «Ой, ты, ночка, темная ночка». Находим ее от Ля:
![p2pic2.jpg 6028](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p2pic2.jpg)
Итак, образовалась пара «день-ночь», До-мажор – Ля-минор. Связать эти две гаммы можно «переходом», взятым из октавного круга
![p2pic3.jpg 6029](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p2pic3.jpg)
Не останавливаясь на одном виде минора – натуральном – подбираем гармонический вид. Используя повышенную 7-ю ступень как элемент восточного колорита, можно назвать гармонический минор «восточная ночь», а мелодический минор, соответственно, – «светлая ночь».
![p3pic1.jpg 6033](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p3pic1_0.jpg)
Проигрывание и пропервание этих песенок способствует развитию музыкальных слуховых интонаций и ассоциаций.
Изучив первую пару До-мажор – Ля-минор, переходим к следующей паре Соль-мажор – Ми-минор, затем – Ре-мажор – Си-минор, и так далее.
Все гаммы связываются уже известным «переходом», в котором главное – аппликатура:
![p3pic2.jpg 6034](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p3pic2.jpg)
![p4pic1.jpg 6035](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p4pic1.jpg)
Там, где в гаммах есть исключения, или они начинаются с черной клавиши, применяем другую, более удобную аппликатуру:
![p4pic2.jpg 6036](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p4pic2.jpg)
Далее предлагается схема переходов из гаммы в гамму.
![p4pic3.jpg 6037](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p4pic3.jpg)
Бемольные тональности
![p5pic1.jpg 6040](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p5pic1.jpg)
Таким образом, гаммы играются переходя одна в другую, как бы по кругу, и при этом хорошо запоминается многократно повторяющаяся аппликатура.
Аккорды и арпеджио учим также блоками:
![p5pic2.jpg 6041](http://nsportal.ru/sites/default/files/imagecache/300x300/wysiwyg_imageupload/p5pic2.jpg)
При многократном повторении аккордов лучше запоминаются позиции пальцев, также есть возможность отработать опору на 5-й палец. В арпеджио также благодаря многократному повторению отрабатывается движение к 5-му пальцу в правой и от 5-го к 1-му пальцу в левой руке, лучше запоминается аппликатура.
Длинное арпеджио также играется одним блоком, т.е. во всех пройденных тональностях, отрабатывая подкладывание 1-го пальца. на каждом уроке уроки обязательно проигрываются все уже изученные гаммы, начиная с До-мажор. По возможности, добавляется новая гамма, к аккордам добавляются ее аккорды, а также арпеджио.
В подготовительном классе, в первый год обучения, арпеджио проходится только исходя из индивидуальных возможностей ученика.
В начале обучения гаммы играются на одну октаву отдельно каждой рукой, затем – на две октавы двумя руками вместе, прибавляя к мажорам расходящиеся виды. Работая по этой системе, ученики со средними способностями, не имеющие никакой музыкальной подготовки, за 4 месяца освоили диезные гаммы до 3-х знаков, включая Ля-мажор, а ученики 1-го класса – все диезные гаммы до 5-ти знаков включительно.
Цель этой работы – научить ребенка свободно владеть аппликатурой, хорошо слышать гаммы, строить их на этой основе. В дальнейшем можно развивать ровность звука, движение и пальцевую беглость.
В данной работе не повторяется то, что уже наработано общепризнанными методами (например, чередование 3-2-х пальцев в аккордах и 3-4-х пальцев в арпеджио). В нее включены новые элементы обучения гаммам – слуховые ассоциации, построение гамм методом подбора, что очень важно в юном возрасте учеников, когда теоретически трудно запомнить построение гармонического и мелодического миноров. Также здесь присутствует авторская находка: соединение гамм посредством переходов из одной гаммы в другую, что позволяет благодаря беспрерывному и многократному повторению гамм, как бы по кругу, гораздо легче запомнить аппликатуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 881.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-648929-1436806257.jpg)
Работа над гаммами в начальный период обучения
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей по классу фортепиано в детских музыкальных школах...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751127-1454830500.jpg)
Методический доклад «Работа над звуком в начальный период обучения в классе специального фортепиано»
Методический доклад«Работа над звуком в начальный периодобучения в классе специального фортепиано»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/14/picture-1020975-1521053809.jpg)
Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"
Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...
Учебно-методическое пособие для студентов I и 2 курса обучения по всем специальностям. Практикум по химии
В учебно-методическом пособии приведены задания и вопросы по всем разделам курса химии. Задания и вопросы сгруппированы по модулям. Пособие предназначено для студентов 1 и 2 курса и может использовать...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215398-1580896948.jpg)
Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов
Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1215398-1580896948.jpg)
Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов
Методические рекомендации по обучению волейболу учащихся начальных классов...