Статья "Инновационные педагогические технологии"
статья на тему

Воронина Юлия Юрьевна

Инновационные педагогические технологии необходимы для повышения эффективности обучения, а также они являются условием для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные педагогические технологии

 как условие для раскрытия творческого потенциала учащегося

Пути повышения эффективности образования ищут во всех странах мира. В России проблемы результативного обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельности.

Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными способами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обеспечения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». На мой взгляд, самое оптимальное определение: педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Инновационные педагогические технологии – это те методики, которые позволяют создать такие возможности для ребенка, когда он осваивает материал на максимально возможном для него уровне.

Философско-педагогическая позиция учителя, который в своей работе использует новые педагогические технологии, должна быть следующая:

  • я только создаю условия для своих учеников, необычные, трудные, даже дискомфортные;
  • обеспечиваю попадание их в лабиринт с ловушками и подвохами и обязательным выходом;
  • могу поддержать учеников своей верой в том, что они способны двигаться сами и имеют право на свою скорость;
  • могу помочь им в случае, если они об этом попросят;
  • не сделаю оного – не дам им готового решения, не навяжу свою или общепринятую точку зрения.

Зато в награду за мой уход в тень, за жизнь в равенстве с учеником – человеком ищущим – я могу получить неподдельный интерес: «А как вы думаете?»

Мир меняется… А нравственные ценности? Дети ищут. Я ищу. Мы ищем…

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в инновационных же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).

Рассмотрим некоторые инновационные технологии.

Технология

Технология переспективно-опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развитие детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность знаний для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека научить незнающего).

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их внедрение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5 – 7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми логическими переходами.

В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.

Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия ученика: думаю, говорю, записываю. Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, чем помогает включить в работу весь класс.

При этом развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; ученик становится в положение учителя, управляющего классом и предвосхищающего результат.

Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой – опорные схемы, или просто опоры - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Младшие школьники мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы – естественный переход от ярких картинок-игрушек к условному наглядно-образному представлению элементов задачи, абстрагированию от конкретных предметов.

Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ) снимаются скованность, страх ошибок. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и осмысление связей.

С.Н. Лысенкова предлагает педагогам соблюдать «педагогические мелочи»:

  • в первом классе – без домашних заданий;
  • домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым;
  • исключить механическое зазубривание правил и формулировок;
  • каждого ученика спрашивать только тогда, когда он может ответить.

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складываются и совершенствуются самоуправление своим поведением.

В жизни игровая деятельность имеет разные функции:

  • развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную;
  • самореализации;
  • терапевтическую (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);
  • диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);
  • коррекционную (измениться под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и т.д.).

В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результата. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Игру как метод обучения и передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельной технологии;
  • как элемент педагогической технологии;
  • в качестве формы урока (занятия) или его части;
  • его внеклассной работе.

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения игровых программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями.

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

В более младшем возрасте дети в играх конструируют свой собственный мир, проявляя бурную фантазию. В старшем школьном возрасте они нацелены на самоутверждение в игре, проявление в ней своих достоинств.

Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных играх имитируется деятельность какой-либо деятельности какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

Операционные игры  помогают отрабатывать выполнение конкретных, специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующие реальные.

В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц.

Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.

  1. Подготовительный. Включает разработку сценария – условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
  2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются  постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
  3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет право вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
  4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключении учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует  окончательный итог занятий.

Технологии проблемного обучения 

Такое обучение основано на получение учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ребенку, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д.

Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
  • проверку правильности решения.

«Единицей» учебного процесса является проблема – скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира. Разумеется, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Вопросы типа: «Каково количество жителей в Москве?» или «Когда была Полтавская битва?» не считаются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо мыслительного процесса. Не является проблемой не представляющая трудности для ученика задача (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать).

Выделяются такие правила создания проблемных ситуаций.

  1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.
  2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
  3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
  4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Существует четыре уровня проблемности в обучении.

  1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
  2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски решения (частично-поисковый метод).
  3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).
  4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Библиография:

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. – 1984
  2. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010. – с.148-150
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». - 2003
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. - 2010
  5. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003
  6. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010. – с.185-191
  7. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.
  8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...