Неполные семьи
материал на тему

доклад к круглому столу: "Основные типы и проблемы семей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nepolnaya_semya.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

Стационарное отделение

Доклад на тему: «Неполная семья»

(к круглому столу: «Основные типы и проблемы семей»)

Выполнила: Медведева Анастасия Валерьевна

                                                      воспитатель

п.г.т. Игрим

2015 г.

          Неполная семья быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).

          Неполная семья– малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать-отец, отец-дети, дети-бабушки, дедушки. Такие семьи называют еще «материнскими», а женщину, воспитывающую детей без отца – «одинокая мать».

Совокупность неполных семей многообразна и  крайне неоднородна. Источниками их возникновения считаются:

- разводы;

- овдовение;

- внебрачная рождаемость.

Причины, по которым кто-то из родителей

(в большинстве случаев мать) вынужден воспитывать ребенка один, самые разные:

  • увеличение количества разводов. Развод – частая причина появления неполных семей;
  • увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака. При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца;
  • увеличение смертности мужчин. По статистике смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов.

Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребенка без мужа:

- матери, родившие ребенка без мужа, сознательно;

- матери, родившие ребенка без мужа, вынужденно;

- матери, усыновившие ребенка, без мужа.

Негативные факторы воспитания в неполных семьях:

- совмещение профессиональной и родительской ролей: при режиме полной занятости существенно снижается время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком;

- надзор за детьми: из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей.

6 наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

- гиперопека: ребенок и его проблемы выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций;

- отстраненность матери от воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке: впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все больше и больше, но она уже  не в состоянии выполнять возрастные запросы, отсюда многочисленные конфликты;

- препятствие контактам ребенка с отцом: это обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу;

- двойственное отношение к ребенку: проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения;

- стремление матери сделать ребенка образцовым: мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний;

- отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания: причины разные, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых мешает ребенок, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и пр.;

- серьезные материальные проблемы.

Меры поддержки неполных семей:

- государственное ежемесячное пособие одиноким матерям на содержание и воспитание детей в размере минимальной зарплаты. Государственные пособия назначаются и выплачиваются также вдовам;

- льготы при поступлении в ДОУ;

- содействовать браку:

- разъяснять эмоциональное, экономическое и медицинское преимущества брака;

- просвещать население в отношении природы современного брака;

- широко обнародавать данные исследования о том, насколько пагубно влияют на детей распавшиеся браки;

- усилить внимание к детям: занятость в кружках по интересам, спортивных секциях, детских общественных организациях и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические проблемы в неполных семьях

В статье даны ремоендации по воспитательной работе в группах, где имеются неполные семьи...

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ (Рекомендации для родителей подростков)

Предлагаемые ниже рекомендации и направлены на решение проблемы родительско-детских отношений в неполных семьях...

Воспитание в неполных семьях

беседа с родителями...