Выступления на педсоветах и конференциях
материал (11 класс)

Рудакова Людмила Петровна

Доклады выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

-  Рудакова Людмила Петровна, учитель истории и обществознания

-   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хибинская гимназия», город Кировск, Мурманская область

- Современные подходы в патриотическом и нравственном воспитании

- Тема выступления  «Музейная педагогика как условие реализации ФГОС».

Федеральный государственный образовательный стандарт строится на деятельностном подходе, а это значит, что процесс обучения понимается как процесс развития личности, обретение духовно- нравственного и социального опыта. Так возникает необходимость переосмысления места и роли устоявшихся ценностей, в том числе, таких как музеи, ресурсы которых можно успешно использовать в современном образовательном процессе. А что же подразумевается под термином «Музейная педагогика» и почему она направлена на реализацию ФГОС нового поколения?

Социальный интерес к музейной педагогике обусловлен ее возможностью решать проблемы, связанные с формированием личности, ее активное участие в гуманитаризации и гуманизации образовательной сферы.   Предметом  изучения "музейной педагогики"  является феномен, имеющий историко-культурные традиции, но по-новому заявивший о себе к концу XX столетия. Объектом музейной педагогики является посетитель музея, а предметом – педагогическое управление взаимодействием музея с посетителем.

Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране». Это высказывание заставляет задуматься о правильном воспитании подрастающего поколения - «воспитании историей». Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства.

Актуальность использования элементов музейной педагогики заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования гражданской идентичности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

 Практическая культурно-образовательная деятельность музеев.

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функции музея.

Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм.  В современных условиях культурно - образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя.

В музейно-педагогической деятельности можно выделить следующие направления: информирование, обучение, развитие творчества, общение, рекреация

Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, то есть первичное получение сведений о  музее, составе и содержании его коллекций, или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея или различным направлениям его деятельности.

Лекция – последовательное изложение в устной форме темы или ее раздела, связанных с профилем музея или с использованием материалов музейного собрания. Лекция может проходить как в самом музее, так и вне его стен.

 Экскурсия – коллективное или индивидуальное посещение музея, выставки, содержанием которого является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью получения информации о них и впечатлений.

Обучение – вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.

  Музейный урок – форма музейной работы, предусматривающая коллективное углубленное изучение материала и предполагающая проверку его усвоения.

 Кружок при музее – объединение людей по интересам с целью углубления и расширения знаний и приобретения умений, связанных с профилем музея (художественный, технический, краеведческий, литературный, военно- исторический и др.).

Мастер класс – форма организации занятий, предполагающая конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определенной творческой деятельности (ремесло, поэзия, живопись и т. д.)

Развитие творчества – третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование мощного потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности.

Студия – объединение лиц, ставящее целью раскрытие творческих способностей участников на базе изучения музейных собраний.

Творческая лаборатория – объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой.

Фестиваль – торжественное действие в музее с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусств или работ, выполненных участниками студий, кружков, ансамблей и других творческих групп.

Историко-культурная реконструкция – многогранная деятельность посетителей музея по реконструированию события, факта, действий в его материальной и нематериальной сущности на основе подлинных материалов, представленных в музее.

Общение – установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея или содержанием его коллекций.

Встреча – собрание, устраиваемое в музее с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.

Клуб – общественная регламентированная организация при музее, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием.

 Посиделки – театрализованные формы, устраиваемые в музее, участники которых собираются для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (рукоделие, вышивка, плетение кружев и пр.).

Гостиная – форма организованного, непринужденного общения посетителей музея, тематика которого определяется профилем музея.

Рекреация – организация свободного времени в пространстве музея в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в рекреации в музейной среде.

Концерт – проводимое в музее публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров, построенное по определенной программе, связанной с содержанием музея.

Бал в музее – танцевальный вечер в музее с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений.

Квест – форма активного освоения музейной информации, предполагающая самостоятельное освоение информации, разгадывание загадок, решение интеллектуальных задач для достижения конкретной цели в пространстве музея.

В образовательном учреждении музей является цетром преломления культуры и образования. Задачами школьного музея являются:

  • Сохранение для будущих поколений исторических источников, представляющих историческую, художественную или иную ценность
  • Использование ресурсов музея в учебном процессе
  • Эмоциональное погружение в историческую эпоху
  • Включение учащихся в   творческий процесс, поисково-исследовательскую деятельность по изучению  истории страны.

Музей Памяти МБОУ «Хибинская гимназия» открылся в октябре 2023 года и тематически является музеем Истории Великой Отечественно войны. Он отражает  основные вехи той войны, посвящен памяти тех, кто участвовал в военных действиях, работал в тылу. Мы в обстановке торжественности открыли наш музей. В течение года работали над содержанием музейной экспозиции, наполняли ее содержанием.

О специфике организации работы в музее Памяти \тематика, особенности пространства, классно-урочная система и тд.  Мы  располагаем залом – это рекреация первого этажа, рядом- помещение библиотеки, которое можно использовать для лекций, бесед и тд. Мы задействовали возможности виртуального знакомства с музеем и подготовили со старшеклассниками первую виртуальную экскурсию ко Дню Победы.   В         музее возможно организовать научно- исследовательскую деятельность уч-ся, углубиться в исследование отдельного экспоната или периода войны.  

Мы нашли приемлемые формы для использования ресурсов нашего музея.

Это Виртуальные экскурсии

Тематические видеофильмы с использованием материалов музея  к знаменательным памятным датам

Работа по подготовке экспонатов музея

Исследовательский проект с использованием экспонатов музея

Музейные Уроки Великой Отечественной войны

В частности,  подготовлена и уже использована в работе с каждым классом гимназии- ознакомительная экскурсия, слайдов которой использованы в данной презентации

Видео было отснято об истории солдатского письма (экспонат музея);

- видео о некоторых интересных страницах музейной истории (

Диорама- Дом Павлова

История войны в письмах наших земляков…

  Земляки- участники Великой Отечественной войны

Уроки 10- 11 классов ( изучение событий начала ВОВ, Московской, Сталинградской битвы, Курска)

(Учебные кабинеты истории находятся рядом  с музеем)

А еще есть идеи проведения на базе музея - квеста, гостиной, бала в музее, концерта, мастер-классов

Россия- страна с богатой историей, в нашей стране около 5000 различных музеев, это создает отличные перспективы для использования этого ресурса в образовательно- воспитательной деятельности.

  1. Литератур Федеральные государственные образовательные стандарты. Электронный ресурс:    https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo а
  2. Л. М. Шляхтина Музейная педагогика Учебно-методическое пособие Направление подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Санкт-Петербург СПбГИК 2021. Электронный ресурс:   https://spbgik.ru/upload/iblock/888/zv7j07vz3oozjdeepoiri6lf6ot9ollp/1621416451_1.pdf 
  3. Лихачёв Д.С.  Земля родная. Экология культуры.  Электронный ресурс:   https://rummuseum.ru/portal/node/398 



Предварительный просмотр:

Возможности курса внеурочной деятельности в работе по подготовке к олимпиадам и итоговой аттестации по истории на уровне среднего общего образования.

Рудакова Людмила Петровна, учитель истории и обществознания

МБОУ «Хибинская гимназия»

Внеурочная, внеклассная работа по предмету – это огромный мотивационно-  познавательный ресурс , который использует учитель в учебной работе по предмету история.

Основные  цели внеклассной, внеурочной работы по истории:

-способствовать развитию устойчивого познавательного интереса учащихся к учебному предмету, способствовать формированию умений, связанных с поисковой и исследовательской деятельностью, способствовать реализации индивидуальных творческих способностей школьников, способствовать расширению и углублению их знаний о прошлом своей страны и родного края, способствовать становлению чувства личной сопричастности и уважения к историко-культурному наследию, ответственности за его сохранность.

На  современном этапе развития образования мы наблюдаем снижение интереса к изучению  истории.  Значит, главной целью российской системы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории. Эта проблема знакома большинству российских учителей. Возможно, что один из путей решения проблемы - внеурочная работа, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса, которая является важным равноправным компонентом базового образования.

Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ уделяют особое внимание внеурочной деятельности. Это отражается в таких государственных документах, как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года, Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года, № 1897.

В ФГОС общего образования предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве одного из главных компонентов, включена внеурочная деятельность, которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования. Внеурочная  деятельность позволяет превратить в захватывающий процесс.

Следует выделить некоторые определения внеурочной деятельности: Т.А. Ильина внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классным руководителем и учителями-предметниками с учащимися школы. Е.В. Советова считает, что внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Действительно, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которое обеспечит воспитание свободной личности.

внеурочная работа по истории - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, которые обеспечивают необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта. 

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организация процесса познания увлекательными методами, в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Задачи: 1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Методы и формы внеурочной работы по истории это: внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена другими видами деятельности в неурочное время. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого ребёнка, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам - историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер.

По длительности, виды внеурочной работы подразделяются:

  • на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки);
  • эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных фильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Внеурочная деятельность по истории классически делится на три основных направления:

индивидуальная

массовая

групповая

Возможно использование разнообразных форм- чтение исторической литературы;- работа в архиве;- работа в музее;- написание рефератов и докладов;- создание проектов;- выполнение творческих заданий- исторический кружок;- исторические общества;- выпуск исторических газет;- факультативы и элективные занятия;- походы и экспедиции-лекции и беседы; исторические вечера;- исторические экскурсии;- викторины и конкурсы;- олимпиады;- НП конференции;- недели истории;- просмотр фильмов.

Составляющие внеурочной работы.

Ведущей составляющей внеурочной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и вещественных исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает многообразием форм.

  1. Элективные курсы по истории
  2. Исторический кружок, клуб 
  3. Научно-практические конференции.
  4. Тематические конференции, дебаты,  олимпиады, викторины, литературно-музыкальные композиции 
  5.  Экскурсии в музеи/ в том числе и виртуальные музеи и экскурсии/  и походы по историческим местам и т. п.

Через внеурочную деятельность создается благоприятная атмосфера для погружения в практику выполнения олимпиадных и экзаменационных заданий по истории.

Значительная роль  в подготовке к ЕГЭ по истории отводится групповом занятым в школе/ 2 часа в неделю. На таких занятиях учащиеся знакомятся с типовыми заданиями, с технологией подготовки. Им предлагается отслеживать пошагово индивидуальную подготовку/ Чек-лист подготовки.

Таким образом, внеурочные занятия в единстве с уроками, образуют систему «школьно-внешкольного образования», позволяющую оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Ученик, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.

Литература и источники.

  1. Внеурочная деятельность в школе. Электронный ресурс. URL: https://eduinspector.ru/2017/11/14/vneurochnaya-deyatelnost-v-shkole-chto-obyazatelno-i-chto-po-vyboru/ 
  2. Внеурочная деятельность по ФГОС в школе. Электронный ресурс. URL:https://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7935-vneurochnaya-deyatelnost-shkolnikov.html 
  3.   Технологии внеурочной деятельности. Барнаул. Алтайский университет. Электронный ресурс. URL: https://library.altspu.ru/dc/pdf/shatalova4.pdf 


Предварительный просмотр:

Тема    «Ориентация обучающихся на будущий выбор профессии при организации воспитательной работы в рамках реализации модуля «Профориентация» рабочей программы воспитания»

Проблемы выбора

  • Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
  • Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
  • Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
  • Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
  • Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
  • Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
  • Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.

Решение  «Мои горизонты» и  «Билет в будущее»

Программа внеурочной деятельности «Грани»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Грани»   Направленность: социально – гуманитарная  Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 16-17 лет   Срок реализации программы: 1 год (34часа)

Программа «Грани» предполагает удовлетворение познавательного интереса, расширение информированности учащегося в области  профессионального выбора, который будет  соответствовать их способностям, интересам и ценностям, позволит  оптимально соотнести индивидуальные характеристики личности и возможности на рынке труда региона и страны.

Отличительная особенность Программы

позволяет учащимся на этапе  завершения обучения в средней школе обобщить и систематизировать полученные ранее знания о психофизических особенностях личности, задатках и способностях, о предпочтениях в выборе профессии  , проанализировать накопленный опыт в этой области и с учетом самой актуальной информации о мире профессий, о путях ее получения, сделать окончательный выбор.

Новизна настоящей образовательной программы заключается в том, что она ориентируется на современные тенденции: цифровизация, глобализация, автоматизация, рост требований к экологичности, сетевая организация общества, скорость социальных и технологических изменений, рост сложности систем управления.

Учитывает изменение парадигмы профориентационной работы

        Современные источники

По сайту Профессии на различные типы личности

Индивидуальное портфолио

Профессиограмма

Резюме

Логика работы

Хочу могу  надо

Финал

        «…профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни…  если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления.

Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту.»              

Маркс К.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентации к выступлениям ссылки

Слайд 2

https:// drive.google.com/file/d/1CdKZBEyD7otcNc2k3LVLDNyWP6Q1I7L6/view?usp=sharing

Слайд 3

https:// drive.google.com/file/d/1MLvv_lUFrtCb5KIu-dCjeBKFCt1ki5Bw/view?usp=sharing

Слайд 4

https:// drive.google.com/file/d/1gIfPTUwMoz_jUbPAH9yacZqitrc5-jal/view?usp=sharing


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Тематические выступления на педсоветах и конференциях

Сегодня вопрос изучения английского языка приобретает новое значение - знать язык становится необходимо ввиду активной международной интеграции, развития международных отношений. Вместе с тем, не всег...