Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в профильном обучении
статья (11 класс) на тему

Рудакова Людмила Петровна

Выступление на майской конференции педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема.    Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в профильном обучении

Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что « образование должно обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги в образовании, с тем? чтобы формировать человека как целостную личность, как личность новой гуманистической эпохи, личность, адекватную мотивам творческого самовыражения…"

Сложилось новое понимание цели образования: формирование у учащихся готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:

•  обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты собственной деятельности;

•  формирование личностных качеств — мышления, воли, чувств, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

•  формирование картины мира, адекватной уровню знаний и уровню образовательной программы.

Очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, не позволяет

В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих профильное обучение, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности.

Проектная методика, метод проектов относится к личностно-ориентированному обучению, поскольку весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения.

В основе проекта должна лежать проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Нет проблемы—нет деятельности.

С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а такая деятельность всегда эффективна, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность в учебном проекте должна быть подчинена определенной логике, в которой реализуется последовательность ее выполнения. Проблема—цель—задачи—методы—результат. Алгоритм работы по проектной методике сложился из следующих составляющих:

 целеполагание + планирование + выбор методов проверки принятых гипотез + выполнение +  защита проекта.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации.

В профильном обучении проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников. Следует учитывать, что обучающиеся делают, в основном, выбор профильного класса сознательно, ориентируясь на интерес, способности,  будущую профессиональную деятельность. Поэтому, им интересно и важно осмысливать социальные явления, события, чтобы самореализоваться как личность.

Таким образом, развитие личностных качеств и ключевых компетенций становится ядром содержания профильного образования. А ядром педагогической технологии на сегодняшний день является метод проектов.

Переходим к исследовательской деятельности. Она связана с приобретением новых знаний и решением творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным итогом и предполагающая наличие следующих основных этапов:

  • постановка проблемы, гипотезы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • побор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала;
  • анализ и обобщение, научный комментарий;
  • собственные выводы.

Проектно-исследовательская работа в школах может проводится в следующих направлениях:

  • Составляющая часть учебного процесса (опыты, доклады, сообщения, рефераты, проекты…);
  • Дополняющая часть учебного процесса (модули, факультативы, элективные курсы, творческие конкурсы…);
  • Параллельная учебному процессу деятельность (конкурсы разного уровня, телекоммуникационные викторины, олимпиады…).

Формы организации проектно-исследовательской деятельности могут быть различными:

  • Включение элементов и методов в урок;
  • Групповые и индивидуальные занятия по выбору;
  • Практические занятия (экскурсия, лабораторный практикум и т.д.);
  • Исследовательская (творческая) экспедиция;
  • Научно-практическая конференция (конкурс, фестиваль).

Типы проектно-исследовательских работ учеников систематизированы в таблицу:

Реферативные

Сбор и представление информации по избранной проблеме, теме

Экспериментальные

Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях

Проектные

Решение проблемы и достижение заранее спланированного результата

Описательные

Фиксация результата сбора данных по определенной методике

Исследовательские

Выводы о характере исследования явления на  основе собранных и обработанных данных

Роль, как ученика, так и учителя в проектно-исследовательской технологии по сравнению с традиционным обучением меняется . В результате успешной проектно-исследовательской деятельности ученик испытывает комфортность, он уверен в себе, а учитель получает такое удовлетворение от успеха ученика, которое ни с чем несравнимо.

Отличие исследовательской деятельности от проектной в ценностно-смысловой направленности на выяснение истины,  в использовании проектирования как средства организации деятельности, в широком привлечении научных традиций и образцов. Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности школьников. В отличие от исследования  проект и проектирование всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему. Разработка проекта – обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств. Не следует забывать и о том, что теоретический проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий – исключительно на репродуктивном уровне. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных шагов. Исследование – всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненных на уроках, факультативных курсах:

  1. при изучении факультативного курса Политология. После выполнения  8 контрольных работ, обучающиеся выполняли итоговую работу Проект-исследование «Политическое лидерство»
  2. на уроках выполнение проектов «Славных лиц в России много», «Мой герой в войне 1812 г.», «Иерусалим в истории крестовых походов»,
  3. подготовка и защита проектно-исследовательских работ  10-11 классы в профильном обучении
  •   «Защита детей от информации, распространяемой посредством ИТС и причиняющей вред их здоровью и развитию»
  •  «К вопросу об освобождении Освенцима»
  •  «Технология выбора профессии»
  •  «Международное усыновление детей в России»
  •  «Антисоциальные и криминальные молодежные группы.
  •  «Крестовые походы и их геополитическое влияние на мир»
  •  «Изменение базовых ценностей молодежи»
  •  «Институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в России и США»

        

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в профильном обучении Учитель: Рудакова Людмила Петровна

Слайд 3

Идея национальной доктрины « образование должно обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги в образовании, с тем чтобы формировать человека как целостную личность, как личность новой гуманистической эпохи, личность, адекватную мотивам творческого самовыражения…"

Слайд 4

Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач: • обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты собственной деятельности; • формирование личностных качеств — мышления, воли, чувств, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности; • формирование картины мира, адекватной уровню знаний и уровню образовательной программы.

Слайд 5

Деятельность в учебном проекте должна быть подчинена определенной логике, в которой реализуется последовательность ее выполнения. Проблема—цель—задачи—методы—результат. Алгоритм работы по проектной методике сложился из следующих составляющих: АЛГОРИТМ: целеполагание + планирование + выбор методов проверки принятых гипотез + выполнение + защита проекта.

Слайд 6

Проект или исследование? Проблема—цель—задачи—методы—результат. Алгоритм работы по проектной методике сложился из следующих составляющих: целеполагание + планирование + выбор методов проверки принятых гипотез + выполнение + защита проекта. Постановка проблемы, гипотезы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала ; анализ и обобщение, научный комментарий; собственные выводы

Слайд 9

проект по истории на тему: П.А.Столыпин Работа выполнена ученицей 9А класса Маракулиной Анастасией

Слайд 12

Проекты (мотивация) Волков Иван- «Защита детей от информации, распространяемой посредством ИТС и причиняющей вред их здоровью и развитию»

Слайд 13

Курылева Мария- «К вопросу об освобождении Освенцима»

Слайд 14

Иванов Данил - «Институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в России и США»

Слайд 15

Гурбова Алина - «Международное усыновление детей в России» Виноградов Владимир - «Изменение базовых ценностей молодежи»

Слайд 16

Родин Алексей - «Крестовые походы и их геополитическое влияние на мир»

Слайд 17

Хомченко Рита - «Технология выбора профессии» Ситайло Виктория - « Антисоциальные и криминальные молодежные группы».

Слайд 23

- Интересно, потому что можно самостоятельно выбирать тему проекта; -Планировать форму защиты проекта, получать неожиданные выводы; -Удивляться, когда рабочая гипотеза не подтверждается; -Углубляться в интересный для тебя материал; -чувствовать себя взрослым и самостоятельным человеком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Исследовательская деятельность в рамках профильного обучения

В данной статье раскрывается опыт работы по организации дифференцированной и индивидуальной работы в старшей ступени через профильную программу...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике. (Из опыта работы)

Выполнение пректно-исследовательских работ на уроках физики является одним  из современных направлений в системе образования. Данная публикация содержит материал, который раскрывает формы проектн...

Практические советы по организации проектно-исследовательской работы с обучающимися

Статья содержит рекомендации поэтапной работы с обучающимися над исследовательскими проектами,...