Опыт работы с одарёнными детьми в условиях современного образования
статья на тему

Доклад содержит материалы из личного опыта работы с одарёнными детьми. Уверена в том, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Предлагаются вашему вниманию рекомендации для учителей при работе с одарёнными детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

п. Первомайский Тамбовская область

Августовское совещание секции учителей русского языка и литературы

«Опыт работы с одаренными детьми

в условиях современного образования»

(доклад)

Учитель русского языка и литературы

                                                               Честных Ольга Валерьевна

                                                                 (учебный корпус №3)

2015 год

Опыт работы с одаренными детьми в условиях современного образования

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках перехода на ФГОС нового поколения содержание работы с одаренными учащимися определяется преподавателями каждой из учебных дисциплин, в том числе и учителями русского языка и литературы.

На начальном этапе работы необходимо чёткое представление о том, кого принято считать одаренными детьми. В научно-методической литературе (Н.А.Менчинская, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.) отмечается, что одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В нашей школе немало одаренных детей. Они приходят к нам не только с целью получения качественного образования, но и с целью развития своих способностей. Где и как организуется работа с одаренными детьми мною? Прежде замечу, что работа с такими учащимися распадается на две формы – урочную и внеурочную.

Формы работы с одаренными детьми в среднем и старшем звене:

  • участие в предметных неделях;
  • научно-практические конференции;
  • работа по индивидуальным планам;
  • обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, технологии критического мышления через чтение и письмо, проведение нестандартных форм урока;
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает учитель-тьютор); 
  • использование современных средств  ИКТ (Интернет,  компьютерные игры, электронная энциклопедия);
  • создание портфолио;
  • предметные, творческие кружки и клубы, спортивные секции.

В своей работе стараюсь  использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант. Например, организация обучения в форме творческих лабораторий на уроках русского языка и литературы. Занятия в лабораториях строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Моделируются группы, распределяются задания по уровню сложности; работа начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка…и формулировки проблемы, то есть темы лаборатории. Результатом работы в творческой лаборатории становятся не только реальные знания или умения, но и сам процесс постижения истины, создание творческого продукта. Каждый ребёнок вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху, развивается как личность. 

На уроках развития речи нередко предлагаю творческие задания (создание мини-сочинений, эссе, сочинений-зарисовок и пр.).

Большую роль в развитии интеллекта детей играет участие в школьных олимпиадах. С целью подготовки к олимпиадам организую индивидуальные занятия с детьми после уроков или в каникулярное время.

Веду занятия в предметном кружке «Риторика». Занятия в кружке способствуют формированию творчества, развитию личности ребенка.

Традиционными в школе стали направленные на повышение интеллекта и углубление знаний учащихся предметные недели, в ходе которых организуются различные конкурсы, викторины, экскурсии и творческие вечера. К проведению и подготовке мероприятий мною привлекаются наиболее способные, одаренные дети. Многие из них готовятся выступить в роли чтецов, художников, поэтов и писателей, а кому-то предоставляется возможность защитить свой проект, продемонстрировать свою исследовательскую работу или презентацию. Одним словом, создаются условия для поддержки и развития одаренных детей.

Особой гордостью для меня являются те ученики, которые интересуются поэзией и сами сочиняют стихи. Этих ребят привлекаю к сотрудничеству с творческим клубом «Тропинка», которым руководит опытный и неравнодушный библиотекарь И.Д.Игумнова. Произведения одаренных детей звучат на заседаниях клуба, печатаются в сборниках и размещаются в Интернете.

(Включить видео с чтением стихов учащимися)

Мои ученики – активные участники мероприятий районного, областного и всероссийского уровней: 2013 год – победитель в номинации «Театр одного актёра» регионального этапа XII конкурса одарённых детей «Звёздочки Тамбовщины», победитель отборочного областного этапа и участник  олимпиады школьников союзного государства Беларусь по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», участник областной научно-практической конференция «Путь в науку» и публикация «Вирус сквернословия» в сборнике тезисов исследовательских работ VIII областной научно-практической конференции школьников, победитель районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, победитель районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку; 2014 год – победитель в областном конкурсе эссе по русскому языку «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной; 2015 год – победитель регионального Партийного проекта Единой России «Наша общая Победа».

Как учитель, я глубоко убеждена, что творческое самовыражение необходимо одаренным детям для успешного развития, надо развивать креативные способности ребят, их творческий потенциал, заложенный природой с самого рождения. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одаренным ребенком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными в жизни. Хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, педагогической гибкости, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Другими словами, таланту нужна постоянная забота всего общества.

Рекомендации для учителей при работе с одаренными детьми:

  • изучайте индивидуальные особенности;
  • уважайте и обсуждайте любую идею;
  • подумайте о методике обучения;
  • прививайте вкус к серьёзной творческой работе;
  • будьте доброжелательными, не критикуйте;
  • стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше;
  • экспериментируйте на уроке;
  • позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы.

В заключение хотелось бы сказать о работе с одаренными детьми следующее: если во время обучения в школе ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. По окончании школы ученик может радоваться своим достижениям или просто стать хорошим человеком, а значит, учитель свои обязанности выполнил.

Информационные источники

  1. Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч.- 2004.- N 7.- С.83 - 87.
  2. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. – Москва, ООО  «АиФ Принт», 2003г.
  3. http://pedsovet.su (Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС)
  4. http://ilovedomain.ru (Опыт работы с одаренными детьми)
  5. http://infourok.ru (Использование современных образовательных технологий в работе с одаренными детьми)
  6. http://nsportal.ru (Работа с одаренными детьми в современных условиях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Проблемы работы с одарёнными детьми в условиях современной школы"

Определение особенностей работы с одаренными детьми в условиях образовательных организаций разных форм....

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования

Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....

Современные подходы в работе с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми, подчеркивается важность создания среды для их  полноценного развития.  Востребованной формой работы с одаренными учащимися являе...

Работа воспитателя с одарёнными детьми в условиях обновления образования.

В данном материале раскрывается понятие одарённости, даны рекомендации по определению типа, особенностей и различий одарённости. Также даны практические советы по работе в этом направлении....