Выступление на августовском педсовете 04.09.2014
учебно-методический материал на тему

Пучнина Юлия Николаевна

Выступление на августовском педсовете "Воспитание духовно-нравственных ценностей на основе русской литературы" 04.09.2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 Воспитание духовно-нравственных ценностей на основе русской литературы

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.                                    

СЛАЙД 2   Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования видит процесс образования  не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, выраженных в предметных и метапредметных результатах обучения, но и как процесс развития личности.              

СЛАЙД 3    Требования к личностным результатам стало одним из важных отличий от Стандартов предыдущего поколения и понимается  как сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся.  

СЛАЙД 4     Личностные универсальные учебные действия включают в себя самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание, формирование которых сложно представить без воспитательной роли русской литературы. Чтение высокохудожественной литературы способствует формированию зрелой личности – личности активной, творческой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Классическая литература является и фактором, и средством формирования такой личности.

СЛАЙД 5      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была сформулирована на государственном уровне в выступлении Президента РФ Медведева Д.А. 19.04.2009, в статье «Учительской газеты» «Гражданин и патриот» (июнь 2009), в работе доктора педагогических наук А. Я. Данилюка, директора издательства «Просвещение» и члена-корреспондента РАО А. М. Кондакова, доктора исторических наук В. А. Тишкова в 2009 году.

СЛАЙД 6          Так, было сформулировано понятие «современный национальный воспитательный идеал» как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

СЛАЙД 7           Также были выделены ключевые    человеческие ценности, который должны найти отражение в личностных результатах обучения:

                РОДИНА, ГРАЖДАНИН, ДОЛГ

СЛАЙД 8                ТРУД, ПРОФЕССИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ        

СЛАЙД 9                ЗНАНИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА

СЛАЙД 10        ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЕДИНСТВО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

СЛАЙД 11                ЗАКОН, ДОЛГ, ПРАВИЛА, УПРАВЛЕНИЕ

СЛАЙД 12 ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ВЫБОР, ОТВЕТ-ТЬ

СЛАЙД 13                ОБЩЕНИЕ, ДИАЛОГ, СОТРУДНИЧЕСТВО

СЛАЙД 14                ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОЖ

СЛАЙД 15 ЭКОЛ-ОЕ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЭКОЛ-ИЙ ИМПЕРАТИВ 

СЛАЙД 16                СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА

СЛАЙД 17                КРАСОТА, ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА

СЛАЙД 18                ЛИЧНОСТЬ рассматривается как развивающаяся система взаимоотношений человека с собой, с другим, с окружающим миром.

СЛАЙД 19        Таким образом, перечисленные базовые понятия и положения легли в основу работы «Формирование нравственного национального идеала на основе русской классической литературы», которая была представлена в Материалах участника конкурса
«Педагог года города Нижневартовска – 2010»,

СЛАЙД 20        на епархиальном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2010 году (Тюмень), на III Международном дистанционном конкурсе педагогического мастерства в номинации «Я – учитель» в 2014 году.

СЛАЙД 21        Согласно положениям ФГОС, классификация воспитательных результатов содержит три уровня: 1 уровень – приобретение социальных знаний, 2 уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, 3 уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия.

СЛАЙД 22        Таким образом, в работе «Формирование нравственного национального идеала на основе русской классической литературы» были выделены критерии сформированности нравственного идеала школьника.    Мы предположили, что можно выделить один подуровень и три уровня  сформированности национального идеала у толерантной личности: подуровень – нравственный идеал не сформирован, личность не владеет содержанием понятия НИ, а деятельность носит бессистемный малоосознанный  характер; и обозначили три основных уровня: первый уровень — личность   владеет содержанием понятия НИ, может воспроизвести  его качества на уровне репродукции («конформист»); второй  —  личность целенаправленно формирует в себе национальный идеал («носитель» НИ); третий — личность целенаправленно формирует в себе и окружающих  национальный идеал («транслятор» НИ).  

Критерии первого уровня

Критерии второго уровня

Критерии третьего уровня

Позитивный  «КОНФОРМИСТ», усвоивший систему ценностей национального идеала, но  ориентирующийся на внешние формы поведения.

Смысло-ценностный «НОСИТЕЛЬ» национального идеала,  принявший систему ценностей НИ, которые еще не стали мотивами, осознанной потребностью личности.

 «ТРАНСЛЯТОР» национального идеала, внедряющий систему ценностей НИ в реальную  жизнь, имеющий ясное представление о морально-нравственных и гражданско-патриотических нормах, которые устойчиво реализуются в поведении человека.

СЛАЙД 23        Обобщив опыт русской классической литературы, мы выделили морально-нравственный человеческие ценности в художественных текстах и объединили их в ценно-смысловые блоки (например, патриотизм, семейный ценности и т.д.).

СЛАЙД 24

СЛАЙД 25         Например, формирование «Семейных ценностей» происходит на уроках по сказкам А.С. Пушкина в 5 классе,

СЛАЙД 26 по повести «Дубровский» в 6 классе,

СЛАЙД 27 по «Песне про купца Калашникова» Лермонтова в 7 классе,

СЛАЙД 28 по «Повести о Петре и Февронии» в 7 классе,

СЛАЙД 29 по повести Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе,

СЛАЙД 30 по повести Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе,

СЛАЙД 31 по комедии Фонвизина «Недоросль» в 9 классе,

СЛАЙД 32 по роману Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе,

СЛАЙД 33 по роману Гончарова «Обломов» в 10 классе,

СЛАЙД 34 по роману Толстого «Война и мир» в 10 классе,

СЛАЙД 35 по роману Шолохова «Тихий Дон» в 11 классе и т.д.

СЛАЙД 36        Также были определены основные формы работы, направленные на формирование нравственного идеала у школьников.

В устной речи (преимущественно в старших классах, начиная с 7-8):

Дискуссия, построенная на проблемной ситуации, проблемном вопросе, в ходе которой происходит процесс осознания, приводящий

- к осмыслению истины,

- принятию или непринятию истины.

В письменной речи:

Творческие работы:

- сочинение на морально-нравственную тему, - сочинение-рецензия,

- комплексный анализ текста, - реферат-исследование,

- аннотация на фильм, - статья в газету или журнал и др.

СЛАЙД 37                Примерные темы дискуссий:

  1. «Были люди в наше время,//Не то, что нынешнее племя://Богатыри – не вы!» Согласны ли вы с этим утверждением М.Ю.Лермонтова?
  2. Тарас Бульба в повести Н.В.Гоголя убивает сына. Это поступок или преступление?
  3. «Пора вставать! Ты знаешь сам,//Какое время наступило…//В ком дарованье, сила, меткость,//Тому теперь не должно спать…» О каком времени ведет речь Н.А.Некрасов в стихотворении «Поэт и гражданин»? Сопоставьте с событиями, происходящими в современной жизни.
  4. В чем состоит «кодекс чести» Петра Гринева, главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Существует ли «кодекс чести» современного молодого человека? Из каких нравственных категорий он складывается и чем отличается от образцов прошлого?
  5. Купец Калашников отправляется на поединок. Какие ценности он защищает в этом «кулачном бою»?
  6. «А счастье было так возможно, так близко…» Возможно ли счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина?
  7. «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь,» - писал И.С.Тургенев. О какой любви ведет речь автор?

СЛАЙД 38                

8.   « - Дура! – проскрежетал кто-то сзади.

- Святая! – принеслось откуда-то в ответ». Так заканчивается «Стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Порог». Выразите свое мнение о самопожертвовании и милосердии в наши дни.

 9.  «Далеко Ротшильду до этого мужика…» - писал И.С.Тургенев о бедняке , приютившем «сироту Катьку». Что же есть милосердие – делиться частью своего имущества или отдать последнее?

       10. Ф.М.Достоевский назвал свой роман «Идиот». Какого героя имел в виду автор? Почему?

       11.  Л.Н.Толстой изобразил в романе «Война и мир»  патриотизм «истинный» и «ложный». Раскройте свое представление о патриотизме.

       12.  Болконские – семья, Ростовы – семья, Курагины – тоже семья. Каковы семейные ценности этих героев Л.Н.Толстого? Сопоставьте со своими представлениями о «семейном укладе».

       13. Наташа Ростова из «прежней подвижной Наташи» становится «плодовитою самкою», у которой «видно одно лицо и тело, а души вовсе не видно». В чем, по-вашему, должна проявляться «душа» женщины-матери? Какой должна быть женщина-жена, женщина-мать?

СЛАЙД 39                Особенно значимыми в обучении являются  уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенных ученикам текстов. К таким текстам прилагаются разноуровневые задания, и особенно важен тот момент, что ученик имеет возможность выбора (можно выполнять не все задания к тексту). Разноуровневые вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам. Предлагаемые задания второго и особенно третьего уровней требуют от учащихся не только простых мыслительных операций, организации обмена независимыми высказываниями, но и организуют самораскрытие, высокий уровень социальной реализации в создании как индивидуального, так и совместного культурного продукта, в котором отражается личностный опыт, индивидуальные смысло-ценностные установки личности или группы.  

Примеры практических заданий:

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

На уроке анализа  образа Т.Лариной

1 уровень  Почему, на ваш взгляд, Татьяна отказала Онегину в финале романа? Любила ли она его?

2 уровень  Почему А.С.Пушкин называет Татьяну «милый идеал»?

3 уровень Представьте, что вы пишите сценарий по роману «Евгений  Онегин». Каким будет финал, сохраните ли вы авторский вариант и    почему?

  СЛАЙД 40                 

Для выявления уровня сформированности духовно-нравственных ценностей были отобраны такие методики, как

1.Методика незаконченных предложений

1)« Больше всего я восхищаюсь такими людьми, как…, потому, что они…».

2) « У меня есть такие замечательные качества, как…»

3) «Если бы я был волшебником, то непременно сначала…»

4) « Если бы мне предложили выбрать страну, в которой я хотел(а) бы жить, то я выбрал(а) бы…, потому что…»

СЛАЙД 41                Методика ранжирования ценностей

СЛАЙД 42                

3.Опрос

Укажите основные личностные качества, необходимые молодому современному человеку для достижения благополучия, успеха и счастья.

4. Наблюдение за поведением обучающегося в урочной и внеурочной деятельности, степенью активности в акциях, в коллективных творческих делах и самоуправлении.

СЛАЙД 43

При анализе уровня сформированности нравственного идеала нами также используются разработанные педагогами школы совместно с воспитательной службой и апробированные в рамках  воспитательной программы  МСОШ № 40 «Карты личностного развития учащихся». При разработке «Карт» были выделены основные направления в воспитательной работе:

1. Социально-нравственное (создание условий для усвоения школьниками основных понятий об общечеловеческих ценностях, основных понятий культуры социальных отношений – экономических, правовых, формирования основных элементов гражданско – патриотического сознания).

2. Общеинтеллектуальное (создание условий  для развития познавательной активности, продуктивного мышления, творческого восприятия, всех видов памяти, устной и письменной речи.

3. Общекультурное (создание условий для освоения учащимися основных общеэстетических и экологических понятий, для формирования у школьников умения управлять собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием и т.д).

СЛАЙД 44 Оценивание степени сформированности того или иного умения  происходит по четырём уровням:

  1. Очень низкий уровень. (Нравственная невоспитанность: отрицательный опыт поведения, который с трудом исправляется под влиянием педагогического воздействия; самоорганизация и саморегуляция – тенденция к осуществлению поступков на основе идейных, нравственных норм и принципов, привычек, моральных убеждений – не развиты).  
  2. Низкий уровень. (Характеризуется слабым проявлением положительно, ещё не устойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побуждениями; самоорганизация и саморегуляция осуществляются по ситуации).
  3. Средний уровень. (Устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и самоорганизации, самореализации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется).
  4. Высокий уровень. (Наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизация и саморегуляция наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной позиции).

СЛАЙД 45

Комплексная программа развития личности школьника. III ступень (10-11 классы).

 I. Социально- нравственное  направление. Школьник должен:

1. Иметь первичные знания о философии, о ее центральных вопросах, важных для становления мировосприятия, поиска смысла жизни;

2.Иметь представления об общечеловеческих ценностях и считать их таковыми себя

3.Признавать самоценность человека, его уникальность; иметь представление о человеке как микрокосме; стремиться к гармонии человека и природы;

4.Уметь быть счастливым (адекватная самооценка, положительная Я-концепция);

5.Любить свою Родину, адекватно оценивать её историческое прошлое и настоящее, гордиться культурой своего народа;

6.Обладать гражданской зрелостью (обладать чувством ответственности, иметь своё мнение по любому вопросу, уметь отстаивать свою точку зрения, и уважать чужое мнен

7. Знать о необходимости соблюдения триединства – единства мысли, слова и дела – и стремиться  к нему;

8. Иметь представление об этике семейной жизни, о родительском долге;

9.Уметь жить и трудиться в коллективе (сознательная дисциплина, самоконтроль и саморегуляция поведения; умение планировать совместную деятельность, умение командовать и подчиняться);

10.Уметь трудиться самому, уважать чужой труд и результаты труда;

11. Профессионально самоопределиться.

СЛАЙД 46        II.  Общеинтеллектуальное направление.

1.Иметь познавательную активность, уметь самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

2.Владеть навыками поиска, отбора и обработки научной информации;

3.Усвоить основные элементы общенаучных методов познания;

4.Владеть приемами научной организации учебного труда для успешного продолжения образования в вузовской системе;

5.Знать требования к культуре устной и письменной речи; уметь грамотно вести дискуссию, оформлять реферат или ученическую научную работу.

III . Общекультурное направление.

1.Владеть основными общекультурными эстетическими понятиями, связанными с художественно-образным способом познания действительности;

2.Стремиться развивать свои художественные способности;

3. Иметь потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием; уметь организовать себя и своё время (уметь всё успевать);

4.Быть мотивированным на сбережение и формирование своего здоровья; иметь потребность в здоровом образе жизни.

СЛАЙД 47        Данные самооценки, оценки одноклассников, оценки родителей, классного руководителя (в 4-бальной системе) заносятся в «Карты личностного развития», по каждому критерию вычисляется средний балл, затем средний балл по 3 направлениям (Социально- нравственное  направление, Общеинтеллектуальное направление, Общеинтеллектуальное направление), общий средний балл по каждому ученику и средний балл по классу. В конце года  делается сравнительный анализ показателей личностного роста по классу в сравнении с предыдущим учебным годом.

СЛАЙД 48        Конечно, перед учителем неизбежно встают вопросы: Насколько объективны методики оценивания уровня нравственных качеств ребенка? И насколько вообще возможно оценивать нравственность? Насколько открыт ребенок в общении с учителем? Какова вероятность того, что он искренен, а не пишет и произносит то, что желают от него услышать? Какова природа мотивации человека становиться совершеннее нравственно, работать над собой? Ведь попытки изменить человеческое общество внутренне – задача, которая решается уже не одно столетие… Но, видимо, это единственно возможная дорога, которую выбирает Учитель.

СЛАЙД 50        Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...

презентация к августовскому педсовету

Раскрывает направления деятельности на новый год и представляет анализ работы за прошедший год....

Выступление на педсовете 29.08.2014 о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе

Выступление на педсовете 29.08.2014 председателя МО учителей английского языка Сердюка А.В. о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе, а также и цели и задачи курса английского язы...

Сценарий к августовскому педсовету

В августе во всех образовательных организациях проходит традиционный педагогический совет, который дает старт новому учебному году. Представленный мини-сценарий поможет создать атмосферу торжественнос...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на педсовете 29.01.2014

Мониторинг качества знаний в профильных группах...

Выступление на педсовете 29.12.2014

Выступление на педсовете 29.12.2014 "Особенности подготовки учащихся к написанию сочинения по ЕГЭ"...