доклад
опыты и эксперименты на тему

доклад на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedsovet_2013.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на педсовете   октябрь 2013 год

 Докладчик Илалова Т.М.

 Использование    технологии    проектной    деятельности

на    уроках   .

Китайская мудрость гласит:

“Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю”.

В  современных  условиях  развития  образования  особенно  актуальным  становится  разработка  и  применение  тех  педагогических  технологий,  которые  позволяют  активизировать  самостоятельную  познавательную  деятельность  обучающихся  и   обеспечивают  подготовку  их  к  самостоятельной  постановке  и  решению  проблем,  а  также  к  самообразованию.

        Главной  задачей  методов  активизации  обучения  является  побуждение  всех  обучающихся  к  инициативности,  творческому  подходу  и  активной  позиции  в  процессе  любой  познавательной  деятельности.  При  этом  учебными  мотивами,  которые  используют  учителя,  могут  выступать:  профессиональный  интерес,  творческий  и  состязательный   характер  занятий,  игровой  подход,  различные  виды  эмоционального  воздействия.  Также особенностью  активных  подходов  являются  постоянное  взаимное  общение  между  обучающимися  и  учителями.

        Методисты выделяют следующие пути активизации  обучения: это  исследовательская  деятельность, использование  технологии  проектной  деятельности,  методы  проблемного  обучения.  В  последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал  метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. И как способ актуализации и стимулирования познавательной   деятельности   учащихся.                                                                         

 

Одной  из  возможностей  разрешения  данных  проблем  может  быть  применение  технологии  проектной   деятельности  или  «технологии  метода  проектов».  Корни  этой  технологии  уходят  в   20 годы  20 века,  когда американский философ   и  педагог Джон Дьюи  и  его  ученик В. Килпатрик  предложили  метод  проектов,  первоначально  он  назывался  метод  проблем. Он был  опробован    в  профильных  сельскохозяйственных  школах  Северной  Америки, затем  перенесен  в  массовую  общеобразовательную  школу.   Расширение  демократии  в  стране  вызвало  усиление   гражданского  воспитания. Ставилась  задача: развитие  самостоятельной  личности,  творческого энергичного  делового человека  для  защиты  американского  общества  и  цивилизации. Основоположники  метода  проектов  Джон Дьюи  и В. Кильпатрик  видели  «обучение посредством  деланья»,  «дела»,   в  основе  которого  лежала целесообразная  деятельность  ученика,  основанная  на его  личных  интересах  и предполагавшая  получение  новых  знаний,  которые  помогут  реализовать  поставленную  цель.   Со  временем  эти  идеи  были  доработаны  системой  образования  Великобритании,  Бельгии,  Германии и  других  стран  мира.  Популярность  метода  была  обусловлена  рациональным  сочетанием  теоретических  знаний  и  практического  опыта  школьников  для  решения  конкретных  проблем.                                        В России  эти  идеи  первым   реализовал  С.Т. Шацкий,  кроме  того,  их  поддерживали  Блонский, Н.К.Крупская, В.Н.Шульгин  и  другие педагоги,  считавшие  эти  идеи   прогрессивными,  соотносящимися  с   теорией  и  практикой  новой  трудовой  школы,  но  в  30-х  годах  в  российских  школах  было  запрещено  использование  метода  проектов. Снова  в  нашей  стране  метод  проектов  возродился   в  конце 20  в – начале 21 века.  Над этой  проблемой  работают Б.П.Есипов, З.И.Равкин,  Е.С.Полат.

Остановлюсь  на  некоторых  понятиях,  с  которыми  встречаемся  при  работе  по  данной  технологии.

1. «Метод  проектов» - это  «система  обучения,  при  которой  учащиеся  приобретают  знания  в  процессе  планирования  и  выполнения,  постепенно  усложняющихся  практических  заданий -  проектов» (Б.П.Есипов, З.И Равкин).

2. «Технологии  проектной  деятельности» («технология  метода  проектов») –  это  «вид  технологии  обучения,  реализующей  целостную  проектную  деятельность».

3. Под  проектной  деятельностью  понимают  учебно-познавательную  деятельность,  в  которой  предполагается  постановка  задач  (цели)  для  ее решения,  планирование,  выполнение  и  оценка   ее  результатов. Целью   этой  технологии  является   преобразование  близкой  ребенку  среды  через  приобретение  новых  знаний,  опыта  и  способов  деятельности.

Следовательно, понятия «технология проектного обучения», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения.                                                                         Основная  идея “технологии проектов” заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.
Цель  проектного  обучения  состоит  в  том,  чтобы  создать  условия, при  которых  обучающиеся:
•    самостоятельно   и  охотно  приобретают  недостающие   знания   из разных   источников;
•    учатся  пользоваться  приобретенными  знаниями  для   решения познавательных  и  практических  задач;
•    приобретают коммуникативные  умения, работая  в  различных  группах;
•    развивают у себя исследовательские умения (умение  выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
•    развивают системное мышление.
        
Классификация проектов в соответствии с типологическими признаками, которые лежат в их основе,  представлена  в  следующей  таблице.

1. По доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

- творческие;

- ролевые, игровые;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные);

-практико-ориентированные (прикладные).

2. По предметно-содержательной области:

- монопроекты - в рамках одной области знаний;

- межпредметные - на стыке различных предметных областей.

3. По количеству участников проекта:

- индивидуальные (личностные);

- парные;

- групповые;

- коллективные;

- массовые.

4. По продолжительности выполнения:

- краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

           Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя  (исполнительский проект), учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае учитель не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с детьми путь создания проекта. Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.  Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то это проект творческий.
Проекты могут быть выполнены индивидуально или  в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении «мозгового штурма»  или  взаимной оценке  первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовать мини-проекты (краткосрочные, в рамках 1-2 уроков), приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно.

Основными  требованиями к использованию метода проектов  являются:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих  определенную  последовательность  действий: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров презентаций и пр.)

Урок, реализованный с помощью  данной  технологии,   может быть:  

  •  уроком освоения нового материала при изучении новой темы
  •  уроком закрепления  полученных знаний и умений
  •  уроком  отработки навыков решения учебных задач при решении задач и выполнении лабораторных практикумов
  • проектирование может лечь в основу профильных спецкурсов
  • проект может стать формой организации учебного процесса и стать альтернативой   классно - урочному обучению.

Организация    работы  учителя  над проектом:

1. Подготовка к проекту.

2. Организация участников проекта.

3. Выполнение проекта.

4. Презентация проекта.                                        

5. Подведение итогов проектной работы.

        При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам.  В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы программы  или  факультативного курса, по которым желательно было бы провести проект. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся, в других тематика проектов может предлагаться и самими обучающимися, которые  ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тема проекта может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Темы проектов, относящиеся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни, требуют привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей  и  применения  исследовательских навыков.  Для  решения крупных проблем с углублением и расширением знаний, с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике используют  макро-проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности (на кружках, факультативах, элективных курсах).  Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2-3. Проект требует тщательный подготовки (проведение его занимает 5-6 уроков, если это проект, рассчитанный на урочную деятельность).                        

 Выделяют  следующие  (основные)  этапы   работы  над  проектом:

1) поисково-аналитический  этап  (определение проблемы,  постановка  задач,  генерирование  идей,  выбор  лучшей, обоснование),

2) конструкторский  этап (на  основе  освоенных  методов  и  приемов  выполняется  планирование  деятельности  по  выполнению  работы),

3) технологический  этап (выполнение  проекта, создание  презентации,  оформление отчета  о  работе),

4) заключительный  этап (рефлексивная  оценка, представление  презентации).

Также  в  проектной  деятельности,  считая,  что «Проект – это «пять П»,  выделяют  следующие  этапы.
1. Наличие проблемы.  Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
2. Обязательное
 планирование  действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но, ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
Участников проекта  разбивают  на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь.
3.
Поиск информации. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций  в  каждой  работе.

4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть  «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).  Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные  продукты и т. д.

5. Презентация результатов - представление готового продукта. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно проводить в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.

Защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный  урок. Результаты выполнения проектов должны быть материальны, оформлены. Это  может  быть  презентация, видеофильм, альбом, «бортжурнал путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д. Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

Возможные  критерии  оценки  проекта:
- актуальность проблемы,
- корректность методов исследования,
- активность участников,
- характер общения,
- глубина общения,
- умение аргументировать свои заключения, выводы,
- эстетика оформления проекта,
- умение отвечать на вопросы.

При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Субъективность ученика проявляется в целеполагании, планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины     неудач и как их можно избежать в будущем.
         Отмечу наиболее
важные педагогические приемы, которые используются в  технологии  метода  проектов:                                 

1) «запуск проекта», который обеспечивает  добровольное и заинтересованное включение обучающихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе;
2) «звездочка обдумывания» - суть ее заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная деятельность – это система «звездочек обдумывания», последующих практических и познавательных действий учащихся.
3) статистические  методы:  проведение  опросов,  наблюдение,  подсчеты,  выводы;

4) «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения;

5) само-  и  взаимооценка  выполненной  работы,  проведение  рефлексии.

В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Полат Е.С. так формулирует  основной тезис современного понимания метода проектов: «Все, что я  познаю, я знаю, для  чего  мне  это надо, и где  и  как  я могу  эти  знания  применить.»                                                                                  Таким образом, проектная деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением.                                                 Но в наши дни умение обучающихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.                                                                                                 В  заключении,  хотелось  бы  отметить,  что  ни  один  метод  обучения  не  является  универсальным.  Использование  метода  проектов  не  поможет  решению   всех  проблем  в  обучении  математики.

 Сущность  метода  проектов  заключается  в  стимулировании  интереса  участников  проекта  к  их  самостоятельной  исследовательской  деятельности,  постановке  перед  ними  целей  и  проблем,  решение  которых  ведет  к  появлению  новых  знаний  и  умений.  Метод  проектов  является  одним  из  эффективных  средств,  которое  способствует  творческому  развитию  учащихся,  формированию  их  собственного  мировоззрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...