Преемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников, 2015 год.
методическая разработка на тему

Пестрякова Надежда Ивановна

В данной работе раскрывается механизм преемственности в сопровождении детей со способностями к музыке. (Работа была представлена на ГМО по работе с одаренными детьми).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников.

      Роль музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важна, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения,  целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду,  а затем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка.  Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

      Проблема преемственности давно существует как в музыкальном воспитании и образовании подрастающего поколения, так и во всей (общей) системе обучения. Чаще всего взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь «декларацией, закрывающей реальную брешь в непрерывности педагогического процесса». Прежде всего, это относится к разрыву между дошкольным и начальным школьным образованием, хотя по признанию ученых и практиков, именно этот возрастной период является наиболее важным для общего развития, формирования личностных качеств, необходимых в течение всей последующей жизни и служащих фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков.

      Маленькие дети готовы и рады тратить время на приобретение музыкальных навыков. Однако на следующем этапе они уже проявляют желание использовать полученные навыки для дальнейшего знакомства с музыкой. И если музыкальное воспитание, которое получает ребенок в детском саду, остается невостребованным начальной школой в полной мере, происходит постепенный разрыв между «хочу» и «могу». Ребенок теряет веру в свои силы, теряет интерес к собственным занятиям музыкальным искусством, происходит «затухание творческих способностей» у детей по мере их взросления, в то время как все дело в том, когда, чему и как следует обучать ребенка.

      Чтобы избежать таких негативных процессов в формировании музыкальной культуры ребенка, вся система занятий должна иметь стержень, определяемый их конечной целью и ее постепенной, последовательной реализацией от музыкальных занятий в детском саду к урокам музыки в начальной школе и т.д. Иначе говоря, конкретный материал, применяемые методы, приемы работы могут быть бесконечно разнообразны, но все они должны вести к единой цели. Нельзя допускать несбалансированности учебно-воспитательной работы. Только такой подход к содержанию музыкального воспитания и образования поможет решить проблему преемственности, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; только тогда две начальные ступени будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

      По философскому определению, взятому из «Философского словаря», преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития,  где более высокая форма развития,  будучи преемственно связана с более низкой, не отменяет ее, а включает в себя и подчиняет себе, сохраняя и дальше развивая то прогрессивное и рациональное, что было достигнуто на предыдущих ступенях.

      Сегодня технология обучения достигла такого уровня, что любое знание может быть дано ребенку независимо от его возраста. Это породило искусственную акселерацию, форсированное обучение, торопливое проскакивание отдельных стадий детского развития.

      Следует признать, что такое противоречие усугубляется общественным мнением. Многие стороны взаимодействия дошкольного и младшего школьного периода складываются не под влиянием педагогической целесообразности, а под давлением родителей, средств информации, непрофессионалов, которые занимаются дошкольным воспитанием. Поэтому вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленой на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

Музыкальное воспитание дошкольников.

      Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Содержанием музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки.

Только тогда, когда музыка на занятиях перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к ней.

      Каковы же приемы и методы, которыми располагает музыкант - педагог для того, чтобы воплотить в жизнь эту важнейшую задачу?

      В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально – ритмических  движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально - образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста.

       Музыкальный уровень младших школьников обычно бывает довольно неровным. Одни дети уже умеют слушать музыку, не отвлекаясь, чисто и выразительно поют различные песни; другие даже не понимают, что значит специально слушать музыку, не представляют, что значит петь верно; некоторые дети учатся музыке дома, другие в детских дошкольных учреждениях. Таким образом, они уже имеет общие представления о музыкальной грамоте, одни учащиеся уже любят музыку, другие равнодушны к ней, так как росли до этого в неблагополучных условиях (родители и окружающие пренебрежительно относятся к музыке).

Естественно, что вследствие этих особенностей и возможности музыкального развития первоклассников на уроках не одинаковы. Но все же можно отметить и некоторые общие черты характерные для данного возраста:

- в области восприятия музыки возможности детей довольно широки: им доступны основные жанры, - марш, танец, песня; доступна музыка иллюстрированного характера. Однако, из-за незначительного объема произвольного внимания у детей начальных классов, произведения, предназначенные для слушания,  должны быть небольшими, заключать в себя яркий образ, который учитель раскрывает в его выразительном, а не иллюстрированном значении как музыкальный образ, имеющий свой смысл, свое содержание;

- в области пения возможности детей в начале занятий в значительной мере определены предыдущей музыкальной подготовкой.

- в области творчества следует специально отметить возможности первоклассников. Специальные исследования  и передовой опыт показывают, что дети младшего возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ; могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах.


Основные задачи музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.

1. Главная задача - развитие интереса и любви к музыке, желание слушать и исполнять ее.

2. Необходимо дать первые, пока еще элементарные представление о связи музыки с жизнью, о том, что музыка своими, только ей присущими средствами передает мысли и чувства человека, то, что его радует и печалит, что его окружает. Именно поэтому музыкальные произведения такие разные.

3. Ученики должны приобрести некоторые сведения о том, как же, какими средствами передает композитор содержание, характер произведения. К концу первого года обучения  можно начать приучать ребят к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске - на нотном стане.

4. На основе получаемых детьми музыкальных впечатлений в процессе накопления музыкального опыта необходимо систематически развивать их музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма и лада, музыкальную память, творческое отношение к музыке.

Уроки в начальных классах во всей системе музыкального  воспитания имеют особое значение. Здесь происходит знакомство учителя с классом и преподаваемым предметом; здесь закладываются основы желаемого отношения детей к урокам музыки, а следовательно и к самой музыке - фундаменту для последующей музыкальной работы.

Так же учителю музыки следует учесть некоторые особенности первоклассников:

-  несформированность,  хрупкость всего организма; быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи, шаблонного поведения учителя;

- отсутствие навыков систематической, целенаправленной умственной работы, но цепкая память;

- небольшой объем произвольного внимания; преобладание  непроизвольного внимания, что вызывает необходимость его постоянной активизации путем переключения на разные «объекты».

-  яркое, образное воображение, его конкретность.

-  склонность к игре, где  через игровые формы легко усваивается даже сложный материал. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.

      Я хочу поделиться своим опытом и предложить следующие направления в работе по осуществлению преемственности в музыкальном воспитании, образовании и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  1. образовательная деятельность;
  2. диагностика;
  3. предметно-развивающая среда;
  4. формы совместной деятельности детей детского сада и начальной школы.

       В образовательную деятельность входят подбор программ, обогащение образовательного содержания уроков музыки игровыми элементами и введение в образовательный процесс разных видов детского творчества.

Первым шагом к решению проблемы преемственности является согласованность в содержании обучения, выборе программ и учебных пособий, которые естественным образом переходили бы от дошкольника к младшему школьнику. Изучив наиболее распространенные программы по музыкальному воспитанию дошкольников, я остановила свой выбор на программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Так как по своему содержанию, принципам и используемым методам она не противоречит программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка 1-4» классы, по которой занимаются школьники, и поможет осуществить преемственность в целях, задачах и содержании программ по предмету «Музыка» в начальной школе.

В центре программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» – развитие «слушания» музыки, которое побуждает детей к различным проявлениям творчества. Главной содержательной установкой программы является художественная ценность рекомендуемого репертуара мировой музыкальной классики и народных искусств. Так же как и в программе Критской, «Музыкальные шедевры» Радыновой построены наследующих принципах:

тематический принцип (наличие 6 тем, которые изучаются в течение 1-2 месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Этот принцип позволяет раскрыть специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.

концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем во всех возрастных группах). Концентрический принцип программы дает возможность применить усвоенное и познать новое на следующем «витке» музыкального развития.

Одним из основных принципов является принцип контрастного сопоставления репертуара. Использование контрастных произведений с одинаковыми или близкими названиями помогает детям более ясно представлять, определять характер произведения.

Принцип адаптированности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей, в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Принцип синкретизма предполагает взаимосвязь разных видов, музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия «творческого слушания музыки».

      Необходимо обогащение образовательного содержания уроков музыки игровыми элементами. Переход ребенка в школу означает вступление в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную, но это не означает, что ведущая деятельность дошкольного возраста (игровая) перестает быть для него желанной. Поэтому, чтобы первоклассники как можно быстрее адаптировались в школе, нужно обогащать уроки музыки игровыми элементами, такими как:

  • пластическое интонирование;
  • музыкально-ритмические движения;
  • свободное дирижирование;
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • разыгрывание и инсценирование стихов и музыки;
  • пальчиковые игры, игры со звуком по системе К. Орфа.

      Для установления преемственности в музыкальном воспитании, образовании, и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества. Это музыкальные, танцевальные и ритмические импровизации, экспериментирования, составление цветных и графических партитур, театрализованная деятельность и т.д., так как главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Более того, некоторые исследователи, такие как Б.В. Асафьев, А.А. Никитин указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество они рассматривают как один из методов освоения учебного материала.

      Осуществлять преемственность в музыкальном воспитании, образовании и развитии творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста невозможно без диагностики комплекса музыкальных способностей каждого ребенка, что помогает учителю проследить динамику развития на каждом возрастном этапе и скорректировать свою работу по отношению к каждому ребенку.  

Сюда входят оценка музыкального развития детей: музыкальное мышление, музыкальные способности; оценка уровня развития в видах музыкальной деятельности: восприятие музыки, ритмические движения, импровизация, музыкально-игровое творчество и др.

     Обязательным условием в осуществлении преемственности является создание предметно-развивающей среды. Чтобы ребенок общался с миром музыки не только на уроках и занятиях, а и в свободной деятельности, что обеспечивает самостоятельное приобретение практического музыкального опыта. Дети используют в своей игре многие виды музыкальной деятельности, - с которыми познакомились на занятиях.

      Таким образом, все это способствует музыкальному развитию детей и помогает осуществить преемственность в музыкальном воспитании, образовании и творческом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

      Еще одним важным моментом в осуществлении преемственности является нахождение форм совместной деятельности детей детского сада и начальной школы. Л.В. Занков в статье «Проблемы начальной школы» отмечает: «Доказано, что абсолютных и непереходимых границ между возрастами нет». Поэтому детям дошкольного возраста и школьникам необходимо общение, они как бы «черпают силы» друг в друге: «маленькие» учатся у «больших», а «большим» легче учиться, видя интерес младших к их учебной деятельности. Можно предложить следующие формы совместной деятельности:

-совместные досуги и праздники;

-проведение музыкальных занятий в детском саду с участием младших школьников;

-«Музыкальные гостиные» для дошкольников, где ведущими этого мероприятия и артистами являются школьники;

-посещение уроков музыки дошкольниками;

-проведение урока музыки в 1 классе совместно с детьми подготовительной группы;

      И последним важным моментом осуществления преемственности является роль учителя и музыкального работника. Учитель музыки должен быть не только музыкантом-профессионалом, знать психолого-физиологические особенности каждого ученика или воспитанника, быть в состоянии увлечь его своим предметом и знать методику музыкального воспитания, но и иметь «духовную связь» – любовь к детям. Ребенок, уходя из дома в школу или детский сад, не должен быть потерянным и одиноким.  И, следовательно, педагог не должен быть для него чужим и безразличным человеком!

      И в заключении хочу сказать, что передо мной, учителем музыки, стоят три задачи:

  • не убить детское творчество - замечать творческие  проявления и правильно на них реагировать;
  • помогать детскому творчеству - создавать возможные материальные и информационные условия;
  • развивать детское творчество - обеспечить творчество на уроке и во внеклассной работе.

Список литературы:

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение».- М.: Просвещение, 1983.-224 стр.;

2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

3. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: "Просвещение"

1984 год.

4. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып.2/ ред. - сост.

В.И.Руденко – М.: 1980;

5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

6. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание,

1994 год, №6, стр. 89;

7. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

8. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

9. Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. ред. Н. А.

Ветлугиной и др. Издательство «Просвещение» 1976 год;


10. “Музыка в школе №1 1990”, Москва, “Просвещение”;
11. “Музыка в школе №2 1990”, Москва, “Просвещение”;
12. “Музыка в школе №4 1990”, Москва, “Просвещение”;
13. “Музыка в школе №1 1991”, Москва, “Просвещение”;

14. Музыка – детям: сборник статей вып.1 / сост. Л.Михеева – Л.: Музыка,

1970;
15. Музыка – детям: сборник статей вып.3 / сост.Л.Михеева – Л.: Музыка,

1976;


16. Музыка – детям: сборник статей вып.4 / сост.Л.Михеева – Л.: Музыка,

1981;


17. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;


18. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;


19. Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. -

Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 – 30;


20. Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя. -

Дошкольное воспитание, 1994 год, № 11, стр. 52;


21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;


22. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986;


23. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989;


24. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное воспитание, 1992 год, стр. 39.

Дыхательная гимнастика.

Комплекс 1 «Лесорубы».

-Идем в лес за дровами - ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом-выдох с энергичной работой рук. 0.5 мин.

-Пилим дерево - имитация пилки дров. Руки вперед, потянуться за руками - вдох, резким движением руки к себе - выдох - «ж-жик». 4-8 раз.

-Распиливаем дрова бензопилой - плавно руки вперед-вдох,  руки к себе -удлиненный максимально выдох «ж-ж-ж». 4-8 раз.

-Рубим сучья - И.п. (исходное положение): широкая стойка, кисти в «замок». Вдох - поднять руки вверх назад, прогнуться. Выдох - резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «у-ух!», наклоняясь, расслабить спину. 6-10 раз.

-Раздуваем огонь - И.п.: присед  на пятках. Сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой и сделать 3 редких выдоха - «фу-фу-фу». 2-4 раза.

-Жарим хлеб - И.п.: присед на пятках. Вдох свободный, выдох предельно затягивается. Язык располагается так, что создает сопротивление выходящему воздуху - «ш-ш-ш». 3-4 раза.

-Идем домой - ходьба на месте с ритмичным дыханием: носом вдох, ртом-выдох с энергичной работой рук. 0,5-1мин.

Комплекс 2 «В зоопарке».

-Ослик - ходьба или бег на месте. Громко прокричать «йа», «йа». Произнесение этих звуков укрепляет связки гортани. 4-6 раз.

-Аист - И.п.: о.с .(основная стойка). Вдох - медленно поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене гордо вынести вперед, зафиксировать положение. Удерживать равновесие. Продолжительный выдох - опуская ногу и руки, сделать небольшой шаг, произнося «ш-ш-ш».6-8 раз.

-Гуси - И.п.: о.с., руки назад книзу. Вдох- поднять голову. Наклониться вперед. Прогнувшись, вытянуть шею - выдох, произнося «ш-ш-ш». 3-5 раз.

-Лошадка - И.п.: о.с., цоканье языком с изменением громкости и темпа. Имитировать  идущую и скачущую, приближающуюся  и удаляющуюся лошадку. 20-30 раз.

-Волк - И.п.: присед на пятках. На вдохе поднять голову вверх. На выдохе протяжно тянуть «у-у-у-у-у», напрягая мышцы шеи, губы сложить трубочкой. Вернуться в И.п. Пропевание звука изменять по громкости, с нарастанием и убыванием; по тембру звучания - низко или высоко. 3-4раза.

Комплекс 3 «Покорители космоса»

-Надеваем скафандр - И.п.: о.с. Вдох самопроизвольный. Имитация натягивания левой и правой штанины скафандра, рукавов, надевания шлема -«ш-ш-шик», застегиваем молнию- резко «вжик». Проверяем герметичность- повороты головы с выдохами в стороны, коротко «ш-ш-ш». 20-30мин.

-Полет на Луну - И.п.: о.с.сед на пятках, ладони на коленях. На выдохе тянем звук «а», медленно поднимая руки вверх (достигнуть Луны) и, не прерывая звука, опустить руки. Это упражнение укрепляет голосовые связки, достигается длительная задержка дыхания на выдохе. 2-4 раза.

-Полет к Солнцу - все так же как в «Полете на Луну», только звук громче и длиннее, т.к. Солнце намного дальше от Земли и от Луны, поэтому лететь мы будем дольше, а звук будет громче. Достигаем Солнца и возвращаемся на одном звуке. 2-4 раза.

-На планете дышится легко - упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная к лицу ладонь не ощущала струю воздуха. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, остановиться и сделать паузу (кто сколько сможет).Затем плавный выдох через нос. 3-4 раза.

-Часы (пора возвращаться )-  размахивая прямыми руками( не резко) вперед-назад, в одном темпе(не быстро) и с одной интонацией произносить «тик-так» 8-10 раз.

Комплекс 4 «Эх, мороз, мороз»

-Холодно - вдыхаем свежий морозный воздух. И.п.: о.с. Вдох- плавно руки в стороны. Вдыхая, обхватить себя, сжать грудную клетку. Следить за плавным вдохом и выдохом.4-6 раз.

-Погреемся - И.п.: о.с. Вдох - поднять плечи, на выдохе похлопать себя по плечам, сказать «у-ух-х». 4-6раз.

-Конькобежец - И.п.: широкая стойка. Руки соединены за спиной. На выдохе перенести вес тела на полусогнутую ногу вправо, руки влево. Сказать «ж-ж-ж». Так же в другую сторону. Корпус слегка наклонить вперед. Вдох самопроизвольный. 4-6раз.

-Лыжник - И.п.: о.с. руки полусогнуты. Имитация ходьбы на лыжах: полуприседая, делать движения руками вперед- назад. Смена рук - шумный короткий вдох носом, следующая смена-выдох- «ох». 6-8 раз.

-На санях с горы - И.п.: присед, руками обхватить колени. Встать, руки

вверх - вдох, присесть - выдох, опуская руки вниз, cказать «у-ух». Вернуться в И.п. 3-4 раза.

-Дровосек - И.п.: широкая стойка. Свободный глубокий вдох - поднять руки вверх назад, прогнуться. Выдох - резкий наклон вперед, руки вниз, сказать «ха». Ноги не сгибать. Темп средний.2-4 раза.

-Снежки - имитация игры в снежки. Дыхание произвольное. Брать поочередно левой и правой рукой, наклоняясь к полу, брать «снежок». В момент броска воображаемого снежка называть имя того, в кого хочешь попасть или предмета. Упражнение улучшает эмоциональное состояние. 1мин.

Комплекс 5 «Весенняя сказка»

-Снег тает - И.п.: о.с. Вдох - плавно руки поднять прямо и вверх, подняться на носки. Задержать дыхание на 2-3 сек. Выдох - медленно опускаясь, сесть, представляя себя растаявшим снегом, расслабиться и сказать - «ш-ш-ш». 2-4-раза.

-Капель - И.п. по желанию. Вдох носом, на выдохе произносить «кап-кап» в разных вариантах. С изменением громкости и темпа произнесения. Губы напряжены - «к», «п»- твердыми губами. 2-3 раза.

- Подснежники распускаются - И.п.: присед, руками обхватить колени. Вдох - вставая, медленно поднять руки вверх. В стороны, зафиксировать положение, задержав дыхание. Задержка  дыхания производится в момент максимального увеличения объёма грудной клетки. Выдох - вернуться в И.п. 3-5 раз.

-Весёлая пчёлка - И.п.: по желанию. Вдох свободный. Представить, что пчёлка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. 3-4раза.

-Птицы возвращаются - И.п.: о.с. Руками имитируем полёт птиц. Руки поднять - вдох. Выдох - опустить, пропевая «гу-y-y-y». Следить за координацией движений с дыханием. 0,5-1мин.

-Медведь проснулся - и.п.: сидя за партой, «спим». Просыпаемся, вдох - руки и ноги выпрямляем, потянуться, прогнуться. Выдох - опускаем руки, произнося «р-р-р». 2-4 раза. Упражнение нормализует диафрагмальное дыхание.

-Весна пришла - И.п.: о.с. Улыбнуться, представить запахи весны. Вдох -подняться на носки, плечи вверх. На выдохе расслабиться - «ха-а-а». 2-3-раза.

Некоторые вокальныеупражнения:

-Бабушкин пирожок - (упражнение способствует спокойному ненапряженному вдоху, помогает избавиться от зажатости, от поднятия плеч). Представим, что нюхаем бабушкины пирожки, надо (по знаку дирижёра) с удовольствием сделать вдох носом, затаить на миг дыхание и со звуком через рот выдохнуть.

-Морозный узор - быстрый вдох-удивление, задержка, сложить губы трубочкой, дуем долго на стекло (можно подставить ладошку). У кого будет дольше выдох. Упражнение формирует продолжительный регулируемый выдох.

- Озвученный выдох - некоторые дети во время бесшумного выдоха незаметно «добирают» дыхание, сами того не замечая. Чтобы этого не происходило – озвучиваем выдох, например звуком «с-с-с»- за окошком ветер, или «ж-ж-ж-ж»- пчёлка и т.д. нет предела вашей фантазии.

-Колыбельная - (упражнение способствует выработке певческого дыхания, штриха легато - плавного долгого выдоха). Поём колыбельную песню, качая младенца, закрытым ртом на звук «м-м». Вдох - произвольный, выдох - максимально долгий - «м/м\м/м\» - голосом вверх - вниз. Можно упражнение усложнить - выполнять на звук «а-а-а».

-Капель ( упражнение тренирует пресс. Диафрагму, способствует выработке штриха стаккато - отрывистого исполнения, твердой атаки звука). И.п.: стоя. Закрытым ртом, звук «м-м-м» на одном тоне, активно, отрывисто, как капли капают. Темп произвольный. Упражнение можно усложнить, выполняя на звук «а-а-а».

-Радуга - (упражнение на формирование представлений о фразировке). Руки сложить вместе, слева от лица. Слегка раскрыть перед началом пения (\/)-«галочка». С началом пения ладони закрыть и рисуем плавную лигу - «радугу», ведя руки влево. Закончив фразу, ладони раскрываем. С началом новой фразы ладони опять закрываем и - движение в другую сторону. Учитель показывает всё в зеркальном положении.

-Посчитаем шарики (упражнение на развитие диапазона голоса, особенно верхних нот). Представим себе, что у нас много шариков, мы их держали за веревочку и отпустили. И вот наши шарики летят к небу все выше и выше. Давайте их посчитаем: 1,2, 3, 4,5….и т.д., но голос поднимается вслед за шарами выше и выше (кто как сможет, максимально тонко «попищать»).

- Маляр - (упражнение на развитие диапазона голоса). Красим забор кисточкой, при этом ведем рукой и говорим «вве-е-px»- «вни-и-из», и голос ведем вслед за рукой, поднимая его то вверх, то вниз.

- Скакалка (по методике Л.Серебряной, упражнение повышенной сложности, на выработку контролируемого выдоха, твердость диафрагмы). Исполняется стоя, на одном дыхании. Усложнённый вариант - прыгая.

Со скакалкой я скачу, научиться я хочу

Так владеть дыханием, чтобы звук держать могло,

Чтоб всегда ритмично было и меня не подводило.

Я скачу без передышки, и в помине нет одышки.

Голос звонок, льётся ровно, и не прыгаю я словно.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз, можно прыгать целый час.

- «Тридцать три Егорки» - (упражнение на выработку чистого унисона и долгий контролируемый выдох). Поётся на одном звуке. Перечисление Егорок - как можно дольше на выдохе, кто сколько сможет.

Как на горке, на пригорке, стоят 33 Егорки.

Раз Егорка, 2 Егорка, 3Егорка, 4Егорка…. и т.д. (до 33 Егорок).

- Марсианский язык ( по системе В. Емельянова). Учитель может творчески подойти к «словам» марсианского языка,  и придумать свои. Представим, что мы полетели на Марс. И встретили там марсиан, которые говорят на своем,  марсианском языке. Мы  не знаем их язык, но очень хотим научиться, поэтому отвечаем им точно так же, как они. Учитель говорит слова с вопросительной интонацией (голос вверх), а дети отвечают утвердительной интонацией (голос вниз). Упражнение способствует развитию диапазона (верхнего регистра), а также звук «у» расслабляет гортань.

Ушу?-Ушу. Уша?-Уша. Ушы?-Ушы. Усы?- Усы. Уса?- Уса.    И тд….

У-шу-жу?- У-шу-жу. У-сузу?- У-су-зу. У-са-за?- У-сы-зы?- У-сы-зы. И т.д

Музыкально-двигательные игры для 1-4 классов.

      Музыкальные игры имеют определенный сюжет, правила и обучающие задачи - закрепление умений восприятия музыки, развитие двигательных способностей, воображения и творчества. Тематика игр обычно связана с народными или сказочными персонажами, а также с подвижными играми.

Школьники учатся передавать выразительными движениями под музыку повадки животных, их характер. Начиная с первого класса, и на протяжении всего обучения, учащиеся побуждаются к импровизации движений под музыку.

Слушай звуки.

    Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет определенную клавишу (произнесет определенное слово высоким ли низким тоном), они примут соответствующую позу. Когда ведущий будет исполнять музыку (хлопнет в ладоши), дети свободно двигаются в пространстве комнаты (можно предложить им ходить по кругу).

    1) Звук - клавиша нижнего регистра или произнести низким тоном слово «до». Поза - «плакучей вы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

    2) Звук - клавиша верхнего регистра или произнести высоким тоном слово «си». Поза  «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Игры-импровизации.

Мелодии профессионалов.

    Каждый профессионал может превратить свое дело в искусство и сыграть на профессиональных инструментах.

    Исполните мелодию русской народной песни «Калинка» как парикмахер (с помощью ножниц), или шофер (с помощью насоса, руля), или…

Необычное звучание.

   Известную песенку «В лесу родилась елочка» исполните необычным способом:

а) прокашляйте ее;

б) прощелкайте языком и пальцами;

в) проскрипите стулом.

Колыбельная.

   Возьмите любую популярную песню и спойте в стиле колыбельной.

За лучшее исполнение вручите приз зрительских симпатий.

Веселые зверята.

   Командная игра-конкурс. Принимают участие две и больше команд по 3-5 человек.

Веселые зверята собрались на песенный фестиваль. А по-человечески они, конечно, говорить не умеют, но очень любят петь.  Поэтому петь будут по-своему (крякать, хрюкать, лаять, мяукать и т.п.).

   Команды должны промяукать или прохрюкать и т.д. какую-нибудь песенку, например, «Песенку крокодила Гены» или др.

Продолжи песню.

   Участники игры разучивают песню. «Дирижер», водящий, обращаясь к любому участнику игры, называет слово из песни. Участник должен продолжить и при этом встать. Если игрок отвечает правильно и быстро, он садится. Тот, кто не отвечает или задерживается с ответом, остается стоять.

   Среди стоящих участников проводится новая игра. Так можно в игре проверить знание текста или разучить его окончательно.

   Для подготовленных участников игра усложняется: продолжить мелодию песни.

Маршевая песня.

   Такие песни исполняются всегда бодро с четким ритмом. Исполнить в ритме марша любую песню, например, «Маленькой елочке», «Облака» и др.

Танцевальные конкурсы.

Бал у Мухи-цокотухи.

   Представьте, что вы на балу у Мухи-цокотухи. Как бы вы танцевали, если бы оказались вдруг Кузнечиком, Бабочкой, Жуком, Стрекозой и т.п.?

   Звучит «Камаринская»  М.Глинки.

Танцы единоборства.

   Позаимствуйте танцевальные движения из спорта: каратэ, фехтование, баскетбол, бокс, борьба сумо и др.

   Звучит музыка В.Моцарта.

Болеро.

   Исполните танцевальную композицию  «Грузчик на работе», «Хирург в операционной»,

«Повар на кухне» и др.

   Звучит «Болеро» М. Равеля.

Театрализованные ролевые игры.

Интервью.

   Между участниками игры распределяются роли журналиста, музыканта, композитора и т.д.

   Журналист берет «интервью» у «известного музыканта» с целью проверить общее музыкальное развитие, систематизировать знания, развить объективное отношение к музыке и художественный вкус.

После премьеры.

  1. «Артисты» дают интервью «журналистам»» после премьеры оперы или балета,

Рассказывают об образе, который они «воплотили», или о музыке, которая «звучала в спектакле».

  1. Спор «музыкального критика» с «композитором»  о прослушанном музыкальном

произведении.

 

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников Подготовила: учитель музыки Пестрякова Надежда Ивановна МАОУ СОШ №1 г.Покачи , 2015 год

Слайд 2

Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию .

Слайд 3

Проблема преемственности в музыкальном воспитании Чтобы избежать негативных процессов в формировании музыкальной культуры ребенка, вся система занятий должна иметь: стержень; конечную цель; последовательную реализацию цели: от музыкальных занятий в детском саду к урокам музыки в начальной школе .

Слайд 4

преемственность «…объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, где более высокая форма развития, будучи преемственно связана с более низкой, не отменяет ее, а включает в себя и подчиняет себе, сохраняя и дальше развивая то прогрессивное и рациональное, что было достигнуто на предыдущих ступенях .» Философский словарь.

Слайд 5

вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

Слайд 6

Музыкальное воспитание дошкольников Дошкольный возраст - период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности; задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой.

Слайд 7

Музыкальное воспитание детей В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности : восприятие; исполнительство; творчество; музыкально - образовательная деятельность.

Слайд 8

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста О бщие черты характерные для данного возраста : в области восприятия музыки : им доступны основные жанры , - марш, танец, песня ; музыка иллюстративного характера; в области пения возможности в начале занятий определены предыдущей музыкальной подготовкой; в области творчества дети легко откликаются на творческие задания, могут импровизировать, создавать ритмические и мелодические импровизации.

Слайд 9

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста Основные задачи: развить интерес, любовь к музыке, желание слушать и исполнять ее; дать первое представление о связи музыки с жизнью; д онести сведения о средствах, с помощью которых композитор передает содержание , характер произведения; развить их музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, чувство ритма и лада, музыкальную память, творческое отношение к музыке.

Слайд 10

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста О собенности первоклассников : несформированность организма, быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, монотонной речи, шаблонного поведения учителя; отсутствие навыков целенаправленной умственной работы, но цепкая память; небольшой объем произвольного внимания; яркое , образное воображение, его конкретность; склонность к игре, где через игровые формы легко усваивается даже сложный материал.

Слайд 11

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста Направления осуществления преемственности: образовательная деятельность; диагностика; предметно-развивающая среда; формы совместной деятельности детей детского сада и начальной школы.

Слайд 12

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста Принципы программы Радыновой О.П. « Музыкальные шедевры »: тематический принцип концентрический (принцип цикличности) принцип контрастного сопоставления репертуара п ринцип адаптированности п ринцип синкретизма

Слайд 13

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста Необходимо обогащение образовательного содержания уроков музыки игровыми элементами: пластическое интонирование; музыкально-ритмические движения; свободное дирижирование ; игра на элементарных музыкальных инструментах; разыгрывание и инсценирование стихов и музыки; пальчиковые игры, игры со звуком по системе К. Орфа .

Слайд 14

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста Н еобходимо вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества: музыкальные, танцевальные и ритмические импровизации экспериментирования составление цветных и графических партитур театрализованная деятельность.

Слайд 15

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста Диагностика комплекса музыкальных способностей каждого ребенка Создание предметно-развивающей среды Н ахождение форм совместной деятельности детей детского сада и начальной школы : - совместные досуги и праздники; - проведение музыкальных занятий в детском саду с участием младших школьников; -« Музыкальные гостиные» для дошкольников, где ведущими этого мероприятия и артистами являются школьники; - посещение уроков музыки дошкольниками; - проведение урока музыки в 1 классе совместно с детьми подготовительной группы.

Слайд 16

Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста Р оль учителя и музыкального работника : должен быть музыкантом-профессионалом; знать психолого-физиологические особенности каждого ученика; увлекать воспитанника своим предметом; знать методику музыкального воспитания; иметь «духовную связь» – любовь к детям.

Слайд 17

Заключение Задачи учителя музыки: не убить детское творчество - замечать творческие проявления и правильно на них реагировать; помогать детскому творчеству - создавать возможные материальные и информационные условия; развивать детское творчество - обеспечить творчество на уроке и во внеклассной работе.

Слайд 18

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по музыкальному воспитанию дошкольников

Тематичнские календарные планы младшая группа на год                                          ...

Комплексный подход в музыкальном воспитании дошкольников

Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д. Вкл...

Творческая работа Славнецкой Л.В. «Значение хорового пения в системе музыкального воспитания школьника»

Xopoвoe пение в России имеет глубокие исторический корни.Хорошо извечтна, что пение, особенно хоровое, совметное - это верный показатель здоровья Нации....

Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС

Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС: урок и внеурочная деятельность в системе работы...

Музыкальное воспитание школьников специальных коррекционных школ VIII вида

Работая учителем музыки в коррекционной школе, я столкнулась с рядом проблем обучения детей восьмого вида, формой и методами музыкального воспитания, которые не только бы развивали, но и корригировали...

Музыкальное воспитание школьников в семье

Музыкальное воспитание школьников в семье...

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В решении проблемы формирования духовности значительную роль играет культурная среда, где значительное место отводится музыке....